Татьяна Панова
Сценарий STEAM «Путешествие звуковой волны»
Цель: Формировать у детей познавательные действия, исследовательскую творческую активность.
Материалы: деревянная линейка, 2 ложки разных размеров, 2 метра пряжи по 1 метру на каждую ложку.
Порядок выполнения:
- Сделать петлю в середине пряжи, вставить в петлю ручку ложки, затянуть пряжу так, чтобы ложка повисла в центре пряжи и получились 2 длинных свободных конца пряжи примерно по 50 см. Подобным образом зафиксировать обе ложки.
- Дошкольник берёт каждую нить пряжи и оборачивает её вокруг указательного пальца на каждой руке, подносит пальцы с намотанными нитками пряжи к каждому уху (не в ухо, а просто снаружи, как будто собирается заткнуть уши). Ложка должна висеть примерно на уровне талии. После того, как нить пряжи находится около ушей, нужно немного наклониться вперёд, чтобы ложка свободно повисла.
- Ребята, которые держат в руках нити пряжи с ложками, становятся отдельно, напротив остальных ребят.
- Воспитатель просит кого-нибудь их детей крепко шлёпнуть линейкой по круглой части каждой ложки по очереди у всех, кто участвует в проекте. Каждый участник рассказывает, что он слышит, а остальные, кто в этот момент просто стоял, тоже говорят, что они слышали.
Что будет происходить:
- Если используется маленькая ложка, то в ушах будет слышаться звук колокола.
- Если используется большая ложка, то в ушах будет слышаться звук гонга.
Важно:
Единственным, кто будет слышать звук колокола или гонга, будет человек с нитями пряжи возле ушей. Остальные в комнате будут слышать только слабый «хлопок», когда линейка попадёт по ложке.
Объяснение:
Когда линейка попадёт по ложке, она создаёт вибрации, которые, в свою очередь, создают звуковые волны. Эти звуковые волны перемещаются по нити пряжи к уху, а непросто распространяются в воздухе вокруг нас. Пряжа действует как проводник – объект, который позволяет передавать звуковые волны. В зависимости от размера ложки и длины нити пряжи звук будет казаться выше. И поскольку пряжа позволяет звуковым волнам передвигаться, звук ложки будет резонировать или отражаться, то есть звук будет продолжаться некоторое время после удара линейки.
Итог: воспитатель отмечает инициативных детей.