Таисия Швыденко
Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» для 5 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий ситуационно-ролевой игры по теме : «Моя семья»
в 5 классе МКОУ Данильской
Подготовила и провела: Швыденко Т. И., кл. руководитель 5 класса.
Форма проведения: ситуационно-ролевая игра «Моя семья».
Цель и задачи:
1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.
3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Публикация «Сценарий ситуационно-ролевой игры „Моя семья“ для 5 класса» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса, количество 4 человека.
Лейтмотив игры : песня Ларисы Долиной «Погода в доме».
Оборудование: ватман, фломастеры, раздаточный материал (набор слов, проблемные задачи, тексты тематических стихотворений); оценочный материал (лучи солнца, облака, дополни фразу); музыкальное оборудование, флешкарта с аудиозаписями.
Вступительное слово учителя: Ребята, посмотрите какая погода за окном? Что вам хочется делать в такую погоду? (ответы учащихся) А какая погода сегодня у вас дома? (ответы учащихся). В жизни каждую семью поджидает множество реальных семейных проблем, которые необходимо решить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия, то есть хорошей погоды в доме.
Сегодня на игре вы – одна дружная семья и вы будете создавать погоду в вашем доме. Ваш дом может светиться солнечным светом или в него могут забегать облака. Если вы нашли правильное решение проблемы, то солнечного света в вашем доме будет больше.
Сегодня на игре присутствуют взрослые (жюри, у которых уже есть жизненный опыт, они сталкивались с подобными ситуациями в жизни, и поэтому смогут решить, какая семья нашла более удачное решение проблемы. Взрослые будут решать, солнышко или облачко поселилось в вашем доме.
И нашей «Семье» первое задание: выберите, кто, кому и кем в вашей семье приходится. Например, мама, папа, бабушка, дедушка, и т. д. вам нужно придумать себе общую фамилию вашей семьи и распределить семейные обязанности. А теперь давайте знакомиться по порядку.
Выполняя задания, дети примеряют на себя роль взрослого и разбираются во взаимоотношениях семьи. Отвечают на вопросы кто глава семьи? Кто должен первым представиться? Почему? Приходят к выводу о том, что глава семьи тот, кто её обеспечивает, а к пожилым в семье надо относиться с уважением. Им как старшим в семье первое слово.
Второе задание: составить цепочку жизни. Дается набор слов (РОДИНА, ДОМ, СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, Я)
Цепочка жизни: Я, родители, семья, дом, Родина.
На доске карточки со словами ребята работают в группе, обсуждают, как выстроить цепочку жизни. Всё большое начинается с малого, каждый из нас часть семьи, семья это часть малой родины (села, посёлка, а из таких частей и складывается понятие Родины – государства в котором мы живём. И любовь к Родине начинается с любви к семье, к окружающим нас людям.
Третье задание: решение проблемных задач.
1. Родители заняты домашними делами, а сын (дочь) просит уделить внимание. Предложите своё решение проблемы?
2. Родители заметили, что дочь (сын) курят. Что им делать?
3. Ребёнок был на дне рождении у друга. Пришёл домой, и родители почувствовали запах алкоголя. Предположите, какая будет реакция у родителей.
4. Родителям не нравиться друг (подруга) ребёнка. Надо ли как-то влиять на эту дружбу?
5. Надо ли знать ребёнку, как родители распределяют свой семейный бюджет?
6. В каком возрасте ребёнок должен иметь семейные обязанности? Ответ поясните.
Проходит в форме диалога. Каждый из участников решает свою проблемную задачу, но если кто то желает высказаться, поэтому же вопросу, то его обязательно выслушивают.
Четвё ртое задание: физкультминутка «Глава семьи», под музыку каждый из членов семьи предлагает своё упражнение и все дружно его выполняют.
Наряду с физической активностью ребята учатся взаимодействию в коллективе, приобретают коммуникативные навыки. Учатся быть лидерами, взяв на себя роль главного, но и подчиняться, выполняя предложенное другим, уважать чужой выбор.
Пятое задание: вспомним одну притчу…
«Умирал древний старик. Перед смертью его спросили: «Ты прожил много лет, так скажи, что в жизни самое главное: деньги, друзья, слава или что-то еще?» Старик ответил: «У меня было много друзей, но все они умерли. Меня знают многие люди, но через год-два после моей смерти меня вряд ли кто-нибудь вспомнит. Деньги… зачем мне сейчас деньги? Единственное, что со мной останется навсегда – ….»
…. предложите свой ответ.
Размышление на данную тему должны привести учащихся к выводу о том, что главное это память о прожитых годах, она остаётся с человеком до конца его дней. А вот какой будет эта память зависит от самого человека, от того какую он прожил жизнь, какой след оставил на Земле, что сделал хорошего.
Шестое задание: творческое упражнение «Семейные ценности»
Я предлагаю вам определить главные ценности вашей жизни, которые вы считаете очень важными для счастья семьи.
Работа над формированием главных семейных ценностей. В семье должны царить : любовь, понимание, дружба, взаимовыручка, доброта и т. д.
Седьмое задание: в течение игры вы попытались встать на позицию взрослых, принять взрослое решение, договориться. Не бывает жизнь, состоящая только из светлых сторон, и какой бы не получился дом, он – ваш.
Ребята смотрят на ватман, где располагаются лучики солнца и тучки. Тучек меньше, но они есть.
И последнее задание – расскажите нам, что для вас главное в семье, воспользовавшись текстами стихотворений о семье. Стихи о семье.
Текст выбранного учеником стихотворения служит классному руководителю материалом для анализа семейной ситуации, для ответа на вопрос, почему ученик выбрал данное стихотворение, каковы его семейные ценности и приоритеты.
Рефлексия: Дополни фразу «Я понял, что семья - это…»
Учащиеся дополняют фразу, из их ответов складывается вывод о том, семья очень нужна каждому ребёнку, опора для человека на протяжении всей жизни. Жить в семье надо без конфликтов и ссор, проблемы можно решить в доверительном разговоре.
Подведение итогов игры. Слово экспертам. Слово жюри. Награждение участников памятными призами.
Деловая игра проходила накануне Праздника Пасхи. Все учащиеся получили от классного руководителя сладкие подарки – пасхальные куличи.
Описание методики проведения урока «Моя семья»
Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.
Цель и задачи:
1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.
3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.
Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.
Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.
Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.
Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.
Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.
Алгоритм сюжетно – ролевой игры :
I. Этап подготовки, разработка игры :
• разработка сценария (постановка проблемы, целей)
• план игры (условия, общее описание, правила)
• подготовка материального обеспечения
II. Этап проведения игры :
• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства
• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач
• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения
III. Анализа и обобщения:
• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)
• анализ, рефлексия
• оценка и самооценка работы
• выводы и обобщения
• рекомендации
В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:
1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..
2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).
3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.
7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.
8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.
Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :
- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;
- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;
- задания с инсценировкой;
- работа с притчей;
- предъявление ситуаций;
- классификация признаков на основе анализа;
- проживание и осмысление роли;
- работа с литературным текстом (стихи о семье);
- дополни рисунок на основе полученных знаний.
Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.
Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.
Описание методики проведения урока «Моя семья»
Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.
Цель и задачи:
1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.
3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.
Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.
Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.
Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.
Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.
Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.
Алгоритм сюжетно – ролевой игры :
I. Этап подготовки, разработка игры :
• разработка сценария (постановка проблемы, целей)
• план игры (условия, общее описание, правила)
• подготовка материального обеспечения
II. Этап проведения игры :
• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства
• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач
• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения
III. Анализа и обобщения:
• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)
• анализ, рефлексия
• оценка и самооценка работы
• выводы и обобщения
• рекомендации
В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:
1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..
2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).
3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.
7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.
8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.
Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :
- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;
- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;
- задания с инсценировкой;
- работа с притчей;
- предъявление ситуаций;
- классификация признаков на основе анализа;
- проживание и осмысление роли;
- работа с литературным текстом (стихи о семье);
- дополни рисунок на основе полученных знаний.
Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.
Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.
Описание методики проведения урока «Моя семья»
Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.
Цель и задачи:
1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.
3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.
Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.
Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.
Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.
Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.
Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.
Алгоритм сюжетно – ролевой игры :
I. Этап подготовки, разработка игры :
• разработка сценария (постановка проблемы, целей)
• план игры (условия, общее описание, правила)
• подготовка материального обеспечения
II. Этап проведения игры :
• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства
• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач
• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения
III. Анализа и обобщения:
• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)
• анализ, рефлексия
• оценка и самооценка работы
• выводы и обобщения
• рекомендации
В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:
1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..
2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).
3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.
7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.
8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.
Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :
- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;
- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;
- задания с инсценировкой;
- работа с притчей;
- предъявление ситуаций;
- классификация признаков на основе анализа;
- проживание и осмысление роли;
- работа с литературным текстом (стихи о семье);
- дополни рисунок на основе полученных знаний.
Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.
Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.