Валентина Радушкевич
Сценарий семинара-практикума для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»
▼ Скачать
Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровительных мероприятиях в ДОУ, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников, освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей.
Задачи:
1. Дать определение понятию здоровья.
2. Закрепить представления воспитателей о здоровом образе жизни.
3. Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях.
Публикация «Сценарий семинара-практикума для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
4. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
5. Развивать творческий потенциал педагогов.
Материалы и оборудование: Флажки двух цветов, жетоны двух цветов в цвет, задания на индивидуальных карточках, серединка и лепестки ромашки, подставка с надписью «Здоровье», магнитная доска, магниты.
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече. Это не только приветствие, а еще и пожелание здоровья. Здоровье – это сокровище, дар свыше, самое ценное в нашей жизни. Иногда слышим: «Здоровье - это еще не все. Но без него все остальное - ничто!»
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровьесберегающих технологиях в ДОУ!
Презентация:
1 слайд
- Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов (ВОЗ).
2 слайд
- Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
3 слайд
Задачи здоровьесбережения:
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
4 слайд
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии.
5 слайд
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Динамические паузы;
- Подвижные и спортивные игры;
- Релаксация;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Дыхательная гимнастика;
- Бодрящая гимнастика;
6 слайд
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Утренняя гимнастика;
- Физкультурные занятия;
- Точечный массаж;
- Занятия в бассейне;
- Проблемно – игровые и коммуникативные игры (игротерапия);
- Беседы из серии «Здоровье»;
- Самомассаж.
7 слайд
Коррекционные технологии
- Артикуляционная гимнастика;
- Сказкотерапия;
- Цветотерапия;
- Арт – терапия;
- Су - Джок терапия;
- Музыкотерапия;
- Психогимнастика;
Сегодня, наше с вами общение пройдет в форме игры-викторины. Вам будут предложены различные задания в соответствии с темой. Работать будем в командах.
Но прежде чем приступим к выполнению заданий, проведем с вами небольшой опрос или
Упражнение «Мое здоровье»
Прошу вас выйти в зал. Я буду задавать вопросы. Если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный, то не двигаетесь. Двигаться будем к направлению, где стоит подставка с надписью «Здоровье». До надписи ровно девять шагов. И я задам девять вопросов.
1. Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
2. Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
3. Я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
4. Я периодически провожу разгрузочные дни;
5. У меня отсутствуют вредные привычки;
6. Я соблюдаю режим дня;
7. Я правильно питаюсь;
8. Я эмоционально уравновешен;
9. Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
А теперь прошу разделиться на две команды и занять места за столами.
Задание №1 «Блиц-опрос»
1. Что такое здоровье?
- Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов) (Всемирная организация здравоохранения.
2. Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ?
- Валеология
3. Что вы понимаете под здоровье сберегающими технологиями?
- Нетрадиционная методика оздоровления дошкольника, формирование осмысленного отношения к здоровью через создание психолого-педагогических условий.
4. Назовите Формы физкультурно-оздоровительной работы
- ООД по физическому развитию;
- Закаливание, формирование КГН;
- беседы по валеологии;
- спортивные праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Задание № 2 Терминологический диктант «Подбери ответ» (необходимо к каждому определению подобрать правильный ответ).
- Педагогическая технология – строго научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
- Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
- Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей, как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.
- Физическое развитие - это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость.
- Психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
- Закаливание - это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.
- Массаж (самомассаж) – это механическое воздействие специальными приемами на поверхность тела или какой либо орган с лечебной или гигиенической целью.
- Хатха-йога - древнеиндийская система, направленная на физическое и нравственное оздоровление организма человека.
- Психогимнастика - занятия, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация - снятие психического напряжения, расслабление, отдых.
Задание № 3 Продолжите пословицу, поговорку о здоровье
- Чистота – (залог здоровья);
- Здоровье дороже (золота);
- Чисто жить – (здоровым быть);
- Здоровье в порядке – (спасибо зарядке);
- Если хочешь быть здоров – (закаляйся);
- В здоровом теле – (здоровый дух);
- Здоровье за деньги (не купишь);
- Береги платье с нова, (а здоровье смолоду);
- Горьким лечат, (сладким калечат);
- Держи голову в холоде, живот (в голоде, ноги в тепле).
Задание №4 Назовите пословицы и поговорки о спорте, здоровье
1. Где здоровье - там и красота;
2. Движение - это жизнь;
3. Двигайся больше — проживешь дольше;
4. В здоровом теле – здоровый дух;
5. Пешком ходить — долго жить;
6. Солнце, воздух и вода - наши верные друзья;
7. Береги платье снова, а здоровье смолоду;
8. Здоровье за деньги не купишь;
9. Здоровье дороже богатства;
10. В грязи жить — чахотку нажить;
11. Вечерние прогулки полезны - они удаляют болезни;
12. В доме, где свежий воздух и солнечный свет - врач не надобен;
13. Горьким лечат, сладким калечат;
14. Двигайся больше, проживёшь дольше;
15. Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг;
16. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой;
17. Хорошее лекарство - горько на вкус.
Задание №5 «Изобразите пальчиковую игру»
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно с помощью мимики, рук изобразить текст. Команда соперников должна отгадать текст пальчиковой гимнастики.
1 Команда «Апельсин»
Мы делили апельсин, (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа, (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура, (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки)
2 Команда «Капуста»
Мы капусту рубим, (ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Мы морковку трем, (трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим, (указательный и средний палец трутся о большой)
Мы капусту жмем. (хватательные движения обеими руками)
Мы капусту нарубили, (ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Перетерли, (трут ладони друг об друга)
Посолили, (указательный и средний палец трутся о большой)
И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке (отряхивают руками).
Задание №6 Назовите «Виды спорта»
Поочередно, каждой команде необходимо называть виды спорта, кто больше назовет, тот и получает жетон.
Задание №7 Игра «Ромашка здоровья»
Уважаемые педагоги! У вас на столах серединка и лепестки от цветка ромашка, на серединке ромашки написана группа здоровьесберегающих технологий, а на каждом лепестке есть название – вид технологий. Вам нужно выбрать лепестки с названием той технологии, которая относится к вашей группе, т. е. необходимо распределить технологии по группам.
У нас всего две команды, но технологий три. После выполнения задания, останутся лепестки. Мы, вместе на магнитной доске соберем ромашку (третью технологию).
Проверяем:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, физминутки, утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия, коммуникативные игры, занятия (беседы) из серии «Здоровье», самомассаж, дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения,
3. Коррекционные технологии:
- арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, смехотерапия.
Задание №8 Массаж «Дружба»
В завершении нашей игры предлагаем провести друг другу массаж
А теперь мы отдохнем,
И массаж спины начнем.
Встанем ровно как осинки,
И у нас прямые спинки.
Мы по спинке пробежим,
Кулачками постучим.
А потом ее погладим,
Плечи дружно мы расправим.
И уж точно знаем мы,
Нам болезни не страшны!
Уважаемые коллеги! Хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать вам профессиональных успехов и сказать вам «Будьте здоровы!»