Светлана Бакина
Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Задачи: Познакомить родителей со значением устного народного творчество пословицами поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками.
Публикация «Сценарий родительского собрания в подготовительной группе „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность собственных педагогических возможностях
Повышать общекультурный уровень родителей.
Анкета для родителей.
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.
1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
2. Какие виды народного искусства вы знаете?
3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?
6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
Спасибо за сотрудничество!
Ход собрания.
Выступление воспитателя.
1. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится : «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
2. Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.
О дружбе:
• Птица сильна крылами, а человек друзьями.
• Не мил свет, коли друга нет.
• Крепкую дружбу топором не разрубишь.
• Верный друг лучше сотни слуг.
• Старый друг лучше новых двух.
• Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
• Дружба и братство – лучше богатства.
О природе:
• Мороз не велик, а стоять не велит.
• Солнце пригреет, все поспеет.
• Первый снежок не лежок.
• Снег на полях – хлеб в закромах.
• Зимою шубка не шутка.
• Лето собирает, а зима поедает.
• Вода на лугу, сено в стогу.
О труде:
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Без трудов нет и плодов.
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Делу время – потехе час.
• Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
• Муравей не велик, а горы копает.
Современные дети, как показала практика, чаще всего проводят свое время в лучшем случае за телевизором, в худшем за компьютерными играми, и все реже за чтением книг. Мы предполагаем, что и наши дети тоже не часто слышат чтение родителей, не так часто рассматривают иллюстрации в книгах. Книга может служить инструментом общения родителей с детьми - развивать речь ребенка, усидчивость, умение думать, анализировать, обобщать и т. д.
Мы предлагаем использовать устное народное творчество для начала приобщения ребенка к книге.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - народ. Это творчество зачастую невелико по содержанию, что важно для наших детей.
Простые люди, которые сочиняли эти песенки, загадки, сказки не умели читать и писать, но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.
Может быть, некоторые из приведенных здесь песенок и загадок вы вспомните, а потом расскажете и споете своим детям.
И скороговорки, и смешилки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Свою дочку не пугай!
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать.
К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.
Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов.
Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.
Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: "да-да-да - в огороде лебеда", "ду-ДУ-ДУ - растут яблоки в саду", "ша-ша-ша - принесли домой ерша".
Скороговорка помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.
Методика работы над скороговоркой На былинке пылинка, Пылинка на былинке.
1. прохлопать ритм
2. проговорить хором
3. какие звуки выделяю голосом?
4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?
5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело
6. произнести низким голосом, а затем высоким.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купила бабуся бусы Марусе.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Кто обидит бобра
-Не увидит добра.
- На дворе трава,
На траве дрова.
Сеня в сени сено нёс
-Щекотало щёки, нос.
Загадки
Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка - игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.
1. Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, спать ляжет в дупло.
2. В золотой тарелочке стоят черные домики, а улицы нет.
3. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
4. Не украшение, а - серебряный. Не пастух, а стадо овец пасет.
5. Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая.
Причины ошибок при отгадывании:
-Невнимательно слушали загадку или не дослушали до конца.
-Не запоминают полностью содержание загадки. -
-Используют при отгадывании не все признаки в загадке.
-Не имеют достаточно знаний о предмете.
-Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.
Отдельно можно было бы говорить и о сказках. Со сказками знакомят детей очень рано. Художественные образы и язык сказки прост и понятен малышу. Посредством сказки легче всего рассказывать первые и самые важные принципы нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Всегда малыши настаивают на повторении одной и той же сказки, при этом не дают рассказчику отступить от текста ни на шаг.
Понятно, что не сыскать чего-то правильнее, чтобы организовать спокойное засыпание детей. Мама, рассказывающая сказку малышу на ночь, передает ему свою нежность и любовь, которые дети хорошо чувствуют.
Литературная викторина для родителей.
1. «Вспомни сказку».
Вспомнить, какими словами оканчивается строчка, назвать сказку.
Жил на свете мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына, шалунишку. .(Буратино).
И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок. (Винни-Пух).
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто - то
Кто, простившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна лягушка).
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. (Федорино горе)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
Вор пшеницу воровал, А Иван его поймал. Вор волшебным оказался, И Иван на нем катался. (Сивка-бурка)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Вымолвил словечко -
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (По щучьему велению)
2. «Скажи и назови».
Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)
Какие слова приговаривала девочка медведю? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок.»)
Из какой сказки эти слова? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)
Из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей. («Сказка о мертвой царевны и семи богатырей»)
Из какой сказки эти слова? «Иду на ногах, в красных сапогах, Несу косу на плечах. Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи».(3аюшкина избушка)
3. «Кто есть кто?»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.
Наф-Наф (поросенок)
Чипполино (мальчик-лук)
Винтик, Шпунтик, Пончик (малыши из Солнечного города).
Тотошка (собака).
Серая Шейка (утка).
Матроскин (кот).
Колобок (хлебобулочное изделие).
Дядя Федор (мальчик).
4. «Кто здесь был, и что забыл?».
Каждой команде показывают вещи, нужно назвать произведение из которых они взяты, а также ответить кто является автором.
Телефон. («Телефон»К. Чуковский).
Мыло. Полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский)
Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)
Горошина («Принцесса на горошине» Ш. Перро)