Татьяна Кучеренко
Сценарий родительского собрания «Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
Цель: обеспечить понимание родителями необходимости развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Задачи:
• Активизировать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребёнка.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Показать значимость развития мелкой моторики рук для успешности детей в различных видах деятельности.
• Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
• Познакомить родителей со средствами развития мелкой моторики рук.
• Организовать участие родителей в практическом ознакомлении с опытом развития мелкой моторики рук с помощью игрушки «Капитошка».
Форма проведения: беседа, мастер-класс.
Место проведения: групповая комната.
Участники: родители, воспитатели.
Оформление группы: выставка игр,используемых для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки,пазлы, вкладыши,игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, игры с прищепками, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, цветные шнурки, различные виды бус (для нанизывания, сухой бассейн, пальчиковый театр.
Оборудование: магнитофон.
Раздаточный материал: воздушные шарики, воронка, крахмал, ножницы, маркеры, нитки; памятка «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»
План:
1. Подготовительный этап.
2. Основная часть.
-раскрыть понятие мелкой моторики;
-рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;
-мастер-класспо изготовлению игрушки «Капитошка»
-раздача памяток «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»-
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход собрания:
1. Подготовительный этап.
- анкетирование родителей по теме: "Развитие мелкой моторики у дошкольников. "(Приложение 1.)
- оформление памяткидля каждого родителя «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»
- папка-передвижка «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики».
2. Основная часть.
В группе звучит спокойная музыка. Заходя в группу, родители знакомятся с выставкой дидактических игр и садятся за столы.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание. Анализируя результаты анкеты, я поняла, что все согласны с тем, что мелкую моторику рук у детей необходимо развивать. А также по результатам анкеты стало очевидно, что большинство из Вас хотели бы поучаствовать в изготовлении самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей. Сегодня мы проведем мастер-класс по изготовлению такой игрушки, а сейчас давайте поговорим о том, как вы понимаете, что же такое мелкая моторика? Почему её надо развивать?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальце».
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое вниманиеуделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различныхразвивающихигр,всевыихможетевидеть на представленной сегодня выставке, дети могут взять их в любое время и заниматься. Эти игры не только развивают мелкую моторику рук, но и развивают творческие способности; формируют навыки шнуровки; способствуют развитию речи; развивают усидчивость, умственные способности, память. Во все эти игры можно играть и дома.
Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкуюмоторику?
- Ответы родителей.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Массаж пальцев. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Лепка и рисование пальчиковыми красками - это отличный способ не только развить фантазию и творческие способности ребенка, но и развить мелкую моторику рук.
3. Пальчиковый театр - это с одной стороны развитие моторики рук, а с другой стороны побуждение к речи, ведь у каждого героя есть реплики!
4. Игры с предметами: игры с конструктором, мозаикой;
нанизывание бус, шнуровка, застегни пуговицы;
сматывание цветных ниток в клубочки;
игры с крупой, игры с прищепками.
5. Пальчиковые игры, где необходимо выполнять те или иные
движения в определённой последовательности. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Давайте мы с вами поиграем. Представим на минуточку себя на месте малыша.
Под музыку родители повторяют движения за воспитателем.
Пальчиковая игра Е. Железновой:
Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок,
«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки
Бегал быстрый паучок.
Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх – вниз
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был,
(показываем «флюгер» одной рукой)
А за домом ежик жил.
(руки - в «замок, пальцы –вверх)
Мастер-класс по изготовлению игрушки «Капитошка»
- А теперь, когда наши пальчики готовы, предлагаю Вам проявить свои творческие способности. Мы сегодня будем делать «Капитошку». Эта игрушка является отличным тренажером для развития мелкой моторики.
Онапредставляет из себя латексный шар, плотно набитый специальным наполнителем. Главной особенностью этой игрушки является способность изменять форму и сохранять ее некоторое время. Если мять игрушку в руках, то возникает ощущение, что мнешь пластилин. Но при этом руки остаются чистыми.
Для изготовления игрушки нам понадобится: воздушные шарики, воронка, крахмал, ножницы, маркеры, нитки.
Ход работы:
1. Надеваем шарик на воронку.
2. Засыпаем наполнитель в шарик.
3. Снимаем с воронки заполненный воздушный шарик и завязываем узелок на хвостике. Если он слишком длинный, то обрезаем ножницами.
4. Делаем прическу – обвязываем нитками хвостик, отрезаем излишек.
5. Делаем мордочку – маркером рисуем глаза, нос, рот.
6. Наслаждаемся игрушкой!
Изготовить игрушку «Капитошка» можно вместе с ребенком! Такое занятие будет полезным для творческого развития ребенка, а так же станет отличным совместным времяпрепровождением! Кстати! «Капитошка» – это не только веселая игрушка и тренажер для развития мелкой моторики детей.
«Капитошка» – это также игрушка анти-стресс для взрослых, которая помогает снимать нервное напряжение!
Раздача памяток «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»(Приложение 2)
- Предлагаю Вам ознакомится с памятками, изготовленными специально к нашему собранию. В них представлены различные игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, которые Вы можете использовать в домашних условиях.
3. Итог собрания. Рефлексия.
А теперь позвольте спросить:
Что нового узнали на собрании?
Какие выводы вы для себя сделали?
Если у вас дополнительные вопросы по теме?
Я благодарю Вас за оказанное внимание, надеюсь, что предложенная информация окажется для Вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома.
Буду очень рада вас видеть снова!