Марина Герасимова
Сценарий родительского собрания «Растим юных исследователей!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания
«Растим юных исследователей!»
Цель: представить вниманию родителей технологию опытно-исследовательской деятельности, которая применима в домашних условиях; раскрыть значение развития познавательного интереса ребенка для формирования всесторонне развитой личности.
Задачи:
- развивать у детей познавательные способности, учить обследовать различные предметы из окружающего мира, выяснить их особенности и наиболее характерные признаки;
Публикация «Сценарий родительского собрания „Растим юных исследователей!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- заинтересовать и привлечь родителей к процессу познавательно-исследовательской деятельности.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Предварительная работа:
* чтение «Сказки о природных стихиях» из книги «Мир вокруг нас»;
* подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток);
* оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Приложение);
* распечатать памятки для родителей «Как поддержать интерес детей к экспериментированию» (Приложение).
Оборудование: лоток с сухим песком, увеличительное стекло, ёмкость с сухой глиной, палочки, соль, сырые яйца, баночки стеклянные.
Форма проведения: круглый стол.
Ход мероприятия:
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?», «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом, для каждого ребёнка и родителя приготовлены материалы для опытов.
Вступительная часть собрания
Воспитатель:
- Нашу встречу сегодня хочется начать со слов русского учёного К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Воспитатель:
-Уважаемые родители, всем хорошо известно, что развитие познавательной деятельности имеет большое значение для формирования личности маленького человека. И важно, чтобы ребёнок не просто усвоил эти знания, умения и навыки, а научился самостоятельно их приобретать, был инициативен в овладении новыми умениями и навыками под тактичным руководством взрослого (педагога, психолога, родителя) и в процессе совместной деятельности. И здесь становится очень важно организовать опытно-исследовательскую среду не только в условиях детского сада, но и дома. Ведь процесс познания окружающего мира должен быть непрерывным и всеобъемлющим. Поэтому мы вам предлагаем возможность поэкспериментировать сегодня совместно с детьми, чтобы такая деятельность стала нормой вашей жизни. А как вы думаете, существуют ли какие-то правила поведения при проведении опытно-экспериментальной деятельности?
Родители :
-Существуют.
Основная часть собрания
Воспитатель:
- Да, конечно. В конце нашей встречи мы сформулируем эти правила. А теперь приступим к проведению опытов, в ходе которых мы узнаем о свойствах самых известных минералов: песка, глины, соли.
Опыт 1-ый.
На столе пустые стеклянные банки – две пол-литровые, одна двухлитровая. На блюдце рядом – два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.
• В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонет.
• Во вторую банку налить воды и добавить 2 столовые ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.
• В двухлитровую банку перелить воду из первой банки, потом из второй – яйцо будет плавать посередине.
• Если чередовать воду, то яйцо будет то тонуть, то всплывать.
Воспитатель:
- А теперь отгадайте секрет яйца-попрыгунчика.
Родители :
- В солёной воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные воды.
Дети:
- Я знаю, что в море вода солёная, и там людям легче научиться плавать, потому что вода держит на поверхности.
Воспитатель:
- Молодцы и родители, и ребята.
Воспитатель:
- Игры с природным материалом (песок, глина, камни) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. Поэтому в летний период времени особенно важно сделать прогулки на улице полезными для всестороннего развития вашего ребё нка: не только физического, но и интеллектуального. Старайтесь ничего не пропускать из того, чем интересуется ваш ребёнок, отвечайте на его вопросы, помогайте исследовать мир с помощью игровой и продуктивной деятельности. Итак, какую опытно-экспериментальную деятельность можно провести с ребёнком во время прогулки?
Опыт 2-ой.
Воспитатель:
- Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети:
- Легко.
Воспитатель:
- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину?
Дети:
-Песок.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Потому что песок сыплется, а глина слипается комочками.
Воспитатель:
- Поэтому и говорят, что песок – сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый в отличие от глины.
Воспитатель:
- А что могут родители добавить, может какие-то ещё можно провести наблюдения?
Родители :
- Можно рассмотреть песок под увеличительным стеклом и увидеть, что сухой песок расспадается на отдельные песчинки, поэтому и определяется как сыпучий материал.
Воспитатель:
- Верно, а мы переходим к следующему опыту.
Опыт 3-ий.
Воспитатель:
- Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал?
Дети
- Влажным, мокрым.
Воспитатель:
- А куда исчезла вода?
Дети:
- Она впиталась в песок.
Воспитатель:
-Верно. Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый и сухой песок. В какой она легче входит – в сухой или мокрый?
Дети:
- В мокрый песок легче входит.
Воспитатель:
- Теперь мы нальём немного воды в стаканчик с глиной и проследим, как вода впитывается: быстро или медленно?
Дети:
- Медленно впитывается вода в глину.
Воспитатель:
- Конечно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную и сухую глину. В какую глину сажать легче?
Дети:
- В мокрую
Воспитатель:
- Почему? Как вы думаете? Родители, помогайте, пожалуйста.
Родители :
- Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Так как мокрая глина становится мягче и податливее.
Заключительная часть собрания
Воспитатель:
- На этом опыты сегодня наши заканчиваются. Но мы ещё хотим с вами поговорить о том, что очень важно не оставлять без внимания детские вопросы. И сейчас, уважаемые родители, посмотрите, что у вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки мы оформили вместе с детьми и хотим представить их вашему вниманию. Как вы считаете, заслуживают ли эти советы вашего внимания? (обсуждение)
Воспитатель:
- А мы в свою очередь от педагогического коллектива подготовили для родителей памятку «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию». Вы можете взять эти памятки домой и, хорошенько изучив их, применять на практике. А наша встреча на этом заканчивается. Желаем успехов в познании мира вам и вашим детям!