Овкаджиева Данара Тальевна
Сценарий развлечения по ознакомлению с традициями и обычаями калмыцкого народа в старшей группе «Зулын байр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями калмыцкого народа, народным праздником Зул, научить детей и их родителей играть в народные игры, познакомить детей с народным песенным творчеством.
Задачи: закреплять двигательные умения, навыки детей, развивать двигательные качества (быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве); воспитывать чувства товарищества, дружбы, развивать выдержку, внимание, целеустремленность, упорство, дисциплинированность и организованность;закреплять умение играть по правилам, прививать командный дух; прививать любовь к родному краю, посредством калмыцких народных игр, калмыцкой народной музыки. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Создание положительного эмоционального настроя.
Темочки:
- Республика Калмыкия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2023
Подготовительная работа: беседа о проведении праздника Зул, чтение стихотворения «Боорцг»,прослушивание и разучивание песни «Зул ирв»,разучивание и проведение с детьми народных калмыцких игр, разучивание танцевальных движений под калмыцкие народные мелодии, изготовление поделок «Эр така».
Оборудование: альчики, коровьи биты, гимнастические палки, мячи, пиалы деревянные, кубики, музыкальный центр.
Ход проведения:
Воспитатель: Мендвт,бичкд д! Мендвт,ирсн гиичнр!
Сегодня мы пригласили вас отпраздновать вместе праздник Зул. А кто знает, что это за праздник?
(ответы детей и гостей)
Воспитатель: Правильно, калмыцкий праздник Зул.
Зул – это калмыцкий Новый год.
Зул – древний народный праздник, символизирующий собой встречу нового года и начало зимы. Согласно буддийской традиции Зул отмечают 25 числа месяца коровы (быка). Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка, жировая лампа».
Воспитатель: А как нужно готовиться к этому празднику?
(ответы детей и гостей)
Воспитатель: Молодцы, ребята и наши дорогие гости! А теперь я приглашаю вас выйти в степь, чтобы поиграть в народные игры. Для того, чтобы там оказаться, нужно закрыть глаза и сосчитать до 10 на калмыцком языке.
А теперь открываем глаза. Посмотрите, мы оказались в степи. Ой, а что это это лежит на земле?
Дети: Альчики. Шаhас.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, это альчики. Но прежде чем мы начнем играть, нам нужно немного размяться. Становитесь на разминку.
А теперь нужно поделиться на две команды и вы посоревнуетесь между собой. А капитанов команд, используя считалку. Давайте поприветствуем капитанов.
Для того, чтобы поделиться на 2 команды, давайте построимся в одну шеренгу и рассчитаемся на «негн» - «хойр». Номера «негн» - это команда Алдара, а номера «хойр» - это команда Байра.
Итак, команды готовы? Мы начинаем. Вам нужно собрать альчики, которые я нечаянно рассыпала на пол.
1. Игра «Собери альчики по одному».
Игроки обеих команд по очереди бегут за альчиком и по одному приносят их своему капитану.
Теперь давайте посчитаем,сколько альчиков собрала команда «Негн». Всего 6 12 альчиков. Сколько альчиков собрала команда «Хойр»? Всего: 14 альчиков. Молодцы, ребята!
2. Игра «Сбей альчики»
Игроки обеих команд стоят в колонне по одному. Затем по очереди становятся в обруч, берут в руки коровью биту и пытаются сбить альчики. Если игроку удается выбить альчик из общего ряда, он берет его и относит капитану.
Больше всех альчиков удалось выбить Арслану из команды «Хойр».Он выбил 3 альчика. А общее количество выбитых альчиков у команды «Негн» - 9. У команды «Хойр» - всего 7 альчиков.
3. Игра “Хотон кочует”.
Здесь в двух обручах разложены предметы. На другой стороне пустые обручи. По сигналу “хотон кочует” первые игроки с каждой команды берут по одному предмету, бегом относят его в пустой обруч, и становятся в конец колонны. Чья команда раньше другой перенесет в пустой обруч, хотон той команды раньше перекочевал. Завершают кочевку в каждой команде капитаны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сделали это одновременно. А сейчас я предлагаю вам вернуться из степи в группу. Давайте встанем в круг, закроем глаза, и сосчитаем от 10 до 1 на калмыцком языке.
Дети встают в круг и считают от 10 до 1 .
Воспитатель: Ну, вот мы снова в группе. Ребята, вы ведь знаете, что на Зул надо жарить борцыки. Вы помогаете дома жарить борцыки? Я предлагаю вам самим приготовить борцыки. Занимайте свои места за столом,ребята! Для начала нам нужно вымыть руки и сухо-насухо вытереть. Теперь я дам каждому по кусочку самого настоящего теста,и вы сможете вылепить борцык. Кто уже вылепил борцык, положите его на поднос.
Дети лепят борцыки из теста.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и сосчитайте до пяти:негн,хойр, урвн,д рвн,тавн. Давайте откроем глаза и посмотрим на поднос. Ой,ребята,да ведь вы волшебники!Ведь теперь это не сырое тесто,а самые настоящие жареные борцыки! Давайте пригласим наших гостей к столу и угостим их чаем с о свежими борцыками.
Праздничное чаепитие. (Гости произносят благопожелания)
Воспитатель: А теперь дорогие наши гости! Послушайте песню «Зул ирв»(слова и музыка Неблеева Андрея) в исполнении воспитанников старшей группы.
Дети исполняют песню «Зул ирв».
Воспитатель: Ну,и какой же праздник без подарков! Мы хотим подарить вам поделку-символ нового 2024 года-Дракончик- «Лу».Пусть он принесет вам удачу.
Дети преподносят подарки всем пришедшим гостям.
Воспитатель: Жил болhн Зулан кеж,
Насан авч,сян-сяяхн бяяж,
Цаhан хаалhта болж,
Насан авсн бидн цуhар
Гем- зовлн уга бяяхм!
Менд, амул б цх тн!
Под звуки калмыцкой танцевальной мелодии «Шарка-барка» праздник заканчивается.
Используемая литература:
1. Хургунова О. Г. «Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста», Элиста, ЗАО «НПП Джангар», 2009 г.
2. лз н С. «Хальмг йорялмуд», Элст, ЗАО «НПП Джангар», 2011 .