Нина Шипулина
Сценарий развлечения в форме игр-забав «Народные традиции» по мотивам русского фольклора для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.
Публикация «Сценарий развлечения в форме игр-забав „Народные традиции“ по мотивам русского фольклора для детей старшей группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о традициях русского народа.
Развивающие :
- развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.
- развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.
- совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
- воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Оборудование: канат, 2 костюма для скоморохов, костер, самовар, бублики.
Персонажи:
Скоморох 1
Скоморох 2
Ход развлечения:
Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
(Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Выходят дети в русских народных костюмах и становятся возле стульчиков.)
Ведущая:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
- Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (Дети вместе с ведущей кланяются гостям).
(Под звук фанфар выходят скоморохи.)
Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!
Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!
Скоморох 1:
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Скоморох 2:
Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
Скоморох 1:
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Одна из девочек выходит:
Что за славный денек!
(обращается к одному из мальчиков) :
- Поднимайся, куманек!
Будем шутки шутить, небылицы говорить.
(Выходят мальчик с девочкой под ручку.)
Мальчик: Как у наших у ворот муха песенки поет,
Комар подпевает, муха догоняет,
За ним курица кряхтит и петух пыхтит.
Девочка: Жил да был Ермил - в решете квас цедил,
В кафтан квас сливал, лаптем пашню пахал,
Шилом сено косил, на свинье сено возил.
Мальчик: У нас лошади в оборках, а коровы-то в лаптях,
У нас пашут на телегах, а боронят на санях.
Девочка: У речки на поляне гулял козел в кафтане
Подсел козел к костру, прожег козел дыру
На новом кафтане, на вышитом кармане!
Бежит коза кафтан чинить, кафтан чинить,
Козла бранить!
Ведущий: Ну и дела!
Игра «Никанориха гусей пасла»
(Дети идут по кругу, поют, в центре ходит «козлик», «жует» урожай.)
Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла. Никанориха ругается, а козел-то улыбается (после все идут шаркающим шагом врассыпную и козлик тоже).
С окончанием музыки встают парами живот к животу, обнявшись. У кого нет пары, тот козлик, Ему громко говорят, грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!» Игра повторяется
Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Скоморох 1:
Раз- два- подхватили!
Три-четыре- раскрутили!
Пять-шесть-семь-восемь-с карусели слезть попросим!
Дети садятся.
Скоморох 2:
Вышиты тропинки
Теплыми лучами.
Шепчутся травинки
С чистыми цветами.
Солнечные зайчики
Пляшут на лужайке
И деревьям снится
Носится жар- птица.
(Выбегает ребенок в костюме жар- птицы. Жар- птица под музыку расставляет «костры» по залу и улетает.)
Скоморох 2:
Жар- птица здесь играла
Искрой огонь разжигала.
Костерок гори сильней
Малых деток обогрей.
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть,
Через костерок скакать.
Прыжки через костер.
Скоморох:
Посидите, отдохните
Да умом пошевелите.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать?
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать.
Загадки:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный. (платок)
. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем (валенки).
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).
Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться,
Мы наденем (рукавицы).
Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая. (корзина).
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка)
Любят девочки-подружки
С маком бублики и (сушки).
Три струны, ее узнай-ка»
Ну конечно (балалайка) Выпускает жаркий пар
Древний чайник - (самовар)
Скоморох 1:
Девчонки! Внимание!
Мальчишки! Внимание!
Приглашаем всех
На веселые соревнования!
Скоморох 2:
Внимание! Внимание!
Начинаем гуляние!
Первое задание для нашего соревнования.
Игра «Плетень»
Скоморох 1:
Внимание! Внимание!
Следующие задание для нашего соревнования.
ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»
Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)
Скоморох 2:
А теперь игра на внимание
Покажите ваши старания!
Игра «Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь, скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Скоморох 1:
Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.)
Скоморох 1:
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.
Скоморох 2 вносит самовар, бублики.
Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Предлагает пойти в группу на русское чаепитие. Дети строятся парами.
Литература:
1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Учебно-методическое пособие 2006г.
2 «Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т. И. Осокиной 1988 г.