Папки-передвижки

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Народные традиции»

Наталья Валентиновна Силаева
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Местные народные традиции».

Публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников „Народные традиции“» размещена в разделах

Цель: Воспитание любознательности и почитания местных народных традиций, толерантности.

Задачи:

• Знакомство дошкольников с традициями русского и башкирского народов.

Развитие интереса к народному быту, местному фольклору.

• Создание творческой атмосферы.

Оборудование: Фрагмент «Русской избы», предметы быта русского и башкирского народов, народные музыкальные инструменты, национальные костюмы.

Ход развлечения : дети входят в зал.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы поговорим о том, как жили наши прабабушки и прадедушки на Южном Урале. Вы, конечно, знаете, что Кыштым расположен на исконно башкирской земле. Как переводится название нашего города с башкирского языка?

Дети: «Кыш» - зима, зимний. «Тым» - тишина, тихий. Кыштым – «Тихое зимовье».

Хозяйка: Как называлось жилище у башкир? Дети: Юрта. (Дети рассматривают картинки, рассказывают о внутреннем убранстве).

Хозяйка: предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Тирмэ» («Юрта»).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки или зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши шатра и получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Хозяйка: Когда на Урал пришли русские поселенцы, местный народ их встретил приветливо. Как называлась постройка у русских жителей?

Дети: Изба. Дети рассматривают картинки, называют части избы, говорят про сени, Встают у стульчиков, исполняют «топотушки» под русскую народную мелодию «Ах, вы сени», садятся.

Хозяйка: В деревнях народ жил дружно. Вместо высоких заборов границы участка обозначались с помощью плетня. Вот и мы поиграем.

Игра «Заплетися, плетень». Под музыку дети выполняют плясовые движения. Когда музыка будет остановлена, дети должны встать в 4 команды, чья команда быстрее. Переплести руки как плетень.

Хозяйка: на Урале погода неласковая, поэтому тепло в избе берегли. Сейчас тепло в дом поступает из батарей. А как отапливалась старинная изба?

Дети: Избу топили дровами в печи, углём. Хозяйка: Да! Печь в избе занимала центральное место.

У хозяев гордость – печь! Поведу о ней я речь.

Всё готовится в печи: и хлеба, и калачи,

Каши и картошка и баранья ножка.

Считали, что за печкой живёт домовой, он оберегал дом. Кто-нибудь видел игрушку домовёнка Кузю? У башкир домовой жил на печке. Звали его Йорт Иясе. Домовята помогали добрым работящим людям. Хозяйка: перепутались у хозяйки клубочки для вязания. На помощь могли прийти домовёнок Кузя или Йорт Иясе. А вы хотите помочь хозяйке?

Игра «Собери клубочки». Играют по три человека – кто больше наберёт клубочков в корзинку. В руку можно брать только по одному клубочку. В конце игры считают клубочки, хлопают победителю.

Хозяйка: дети, назовите старинную посуду.

Дети называют: самовар, чугунки, кувшин, ложки.

Хозяйка: Ложки были не только для еды, но и для игры. Их по-особенному украшали и музыку исполняли.

Дети исполняют ритмические рисунки деревянными ложками под русскую народную мелодию «Ах ты, берёза».

Хозяйка: Народ всегда любил веселиться, песни петь, танцевать, на инструментах играть.

Какие башкирские и русские народные инструменты вы знаете?

Хозяйка: к нам в гости пришли ученики Детской школы искусств. Они будут исполнять музыку на народных инструментах, а вы будете называть инструменты и аплодисментами благодарить юных артистов. Хозяйка: За околицей деревни на самой красивой поляне веселился народ, водили хороводы, играли в национальные игры, устраивали ярмарки, на которых народные умельцы показывали своё мастерство. А вы знаете, как называется хороводная, ярмарочная поляна под Кыштымом?

Дети: Сугомакская поляна, по имени героя башкирской легенды «Ескоза и Сугомак».

Хозяйка: Народные традиции старины продолжаются и в наши дни. Наш город Кыштым вошёл в «Книгу рекордов России», когда построил самый многолюдный хоровод. Хозяйка: Предлагаю вспомнить русские и башкирские игры.

Башкирская игра «Букэн кайыш» («Поймай воробья поясом»).

Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка, ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона, стой! Воробей, лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Русская игра «Гори ясно». Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине – водящий с платочком в руке. Дети под музыку идут по кругу, затем хлопают в ладоши, ведущий движется поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается между двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло… раз, два, три – беги!

Двое ребят поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платочек и поднять его вверх.

Башкирская игра «Бакыр букэн» («Медный пень»).

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить.

Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: "Раз, два, три - беги" - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Победитель становится хозяином.

Хозяйка: дети, скажите, о каких традициях мы говорили сегодня?

Ответы детей.

Хозяйка: с давних времён люди разных национальностей вместе работают и отдыхают. Берегут свои традиции и уважают традиции своих близких соседей. Поэтому предлагаю всегда помнить девиз Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».

Дети поют «Песню о дружбе» и возвращаются в свои группы.

Публикации по теме:

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Безопасный маршрут» Цель: Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках,.

Сценарий развлечения «Три богатыря» для старших дошкольников Сценарий развлечения «Три Богатыря» Воспитатель: Высшей квалификационной категории Голубева И. В. Первой квалификационной.

Сценарий музыкального развлечения «Народные традиции» СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ» для старшей группы Цель: приобщение детей к истокам народной культуры в процессе.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «В гостях у бабушки Яги» «В гостях у бабушки Яги» Цель: создание условий для развития эмоциональной сферы детей. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания по.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День России» «День России". Развлечение для старших дошкольников. Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: 1. Закрепить.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Приглашает космодром» Сценарий досуга для старших дошкольников «Приглашает космодром» Автор: воспитатель первой квалификационной категории Андреева Ирина Васильевна,.

Сценарий развлечения  для старших дошкольников Путешествие Лунтика Цели: — закреплять знания детей о правилах дорожного движения, видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора;.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Вербное воскресение»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Вербное воскресение» «Вербное воскресенье» Развлечение для старших дошкольников Автор Жукова Елена Александровна музыкальный руководитель 1квалификационной категории.

Сценарий развлечения «Пасхальный благовест» для старших дошкольников «Пасхальный благовест» Ведущий: Здравствуйте дорогие, маленькие и большие, здравствуйте гости, милости просим! Собрались мы по весне, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Народные традиции»
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 13:32
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников «Народные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валентиновна Силаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД