Наталья Валентиновна Силаева
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Местные народные традиции».
Публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников „Народные традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Воспитание любознательности и почитания местных народных традиций, толерантности.
Задачи:
• Знакомство дошкольников с традициями русского и башкирского народов.
• Развитие интереса к народному быту, местному фольклору.
• Создание творческой атмосферы.
Оборудование: Фрагмент «Русской избы», предметы быта русского и башкирского народов, народные музыкальные инструменты, национальные костюмы.
Ход развлечения : дети входят в зал.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы поговорим о том, как жили наши прабабушки и прадедушки на Южном Урале. Вы, конечно, знаете, что Кыштым расположен на исконно башкирской земле. Как переводится название нашего города с башкирского языка?
Дети: «Кыш» - зима, зимний. «Тым» - тишина, тихий. Кыштым – «Тихое зимовье».
Хозяйка: Как называлось жилище у башкир? Дети: Юрта. (Дети рассматривают картинки, рассказывают о внутреннем убранстве).
Хозяйка: предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Тирмэ» («Юрта»).
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки или зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши шатра и получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Хозяйка: Когда на Урал пришли русские поселенцы, местный народ их встретил приветливо. Как называлась постройка у русских жителей?
Дети: Изба. Дети рассматривают картинки, называют части избы, говорят про сени, Встают у стульчиков, исполняют «топотушки» под русскую народную мелодию «Ах, вы сени», садятся.
Хозяйка: В деревнях народ жил дружно. Вместо высоких заборов границы участка обозначались с помощью плетня. Вот и мы поиграем.
Игра «Заплетися, плетень». Под музыку дети выполняют плясовые движения. Когда музыка будет остановлена, дети должны встать в 4 команды, чья команда быстрее. Переплести руки как плетень.
Хозяйка: на Урале погода неласковая, поэтому тепло в избе берегли. Сейчас тепло в дом поступает из батарей. А как отапливалась старинная изба?
Дети: Избу топили дровами в печи, углём. Хозяйка: Да! Печь в избе занимала центральное место.
У хозяев гордость – печь! Поведу о ней я речь.
Всё готовится в печи: и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка.
Считали, что за печкой живёт домовой, он оберегал дом. Кто-нибудь видел игрушку домовёнка Кузю? У башкир домовой жил на печке. Звали его Йорт Иясе. Домовята помогали добрым работящим людям. Хозяйка: перепутались у хозяйки клубочки для вязания. На помощь могли прийти домовёнок Кузя или Йорт Иясе. А вы хотите помочь хозяйке?
Игра «Собери клубочки». Играют по три человека – кто больше наберёт клубочков в корзинку. В руку можно брать только по одному клубочку. В конце игры считают клубочки, хлопают победителю.
Хозяйка: дети, назовите старинную посуду.
Дети называют: самовар, чугунки, кувшин, ложки.
Хозяйка: Ложки были не только для еды, но и для игры. Их по-особенному украшали и музыку исполняли.
Дети исполняют ритмические рисунки деревянными ложками под русскую народную мелодию «Ах ты, берёза».
Хозяйка: Народ всегда любил веселиться, песни петь, танцевать, на инструментах играть.
Какие башкирские и русские народные инструменты вы знаете?
Хозяйка: к нам в гости пришли ученики Детской школы искусств. Они будут исполнять музыку на народных инструментах, а вы будете называть инструменты и аплодисментами благодарить юных артистов. Хозяйка: За околицей деревни на самой красивой поляне веселился народ, водили хороводы, играли в национальные игры, устраивали ярмарки, на которых народные умельцы показывали своё мастерство. А вы знаете, как называется хороводная, ярмарочная поляна под Кыштымом?
Дети: Сугомакская поляна, по имени героя башкирской легенды «Ескоза и Сугомак».
Хозяйка: Народные традиции старины продолжаются и в наши дни. Наш город Кыштым вошёл в «Книгу рекордов России», когда построил самый многолюдный хоровод. Хозяйка: Предлагаю вспомнить русские и башкирские игры.
Башкирская игра «Букэн кайыш» («Поймай воробья поясом»).
Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка, ходит за кругом и произносит текст:
«Лето прошло, осень пришла,
Утки улетели, гуси улетели.
Соловьи пропели.
Ворона, стой! Воробей, лети!»
Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.
Русская игра «Гори ясно». Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине – водящий с платочком в руке. Дети под музыку идут по кругу, затем хлопают в ладоши, ведущий движется поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается между двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло… раз, два, три – беги!
Двое ребят поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платочек и поднять его вверх.
Башкирская игра «Бакыр букэн» («Медный пень»).
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить.
Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: "Раз, два, три - беги" - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Победитель становится хозяином.
Хозяйка: дети, скажите, о каких традициях мы говорили сегодня?
Ответы детей.
Хозяйка: с давних времён люди разных национальностей вместе работают и отдыхают. Берегут свои традиции и уважают традиции своих близких соседей. Поэтому предлагаю всегда помнить девиз Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».
Дети поют «Песню о дружбе» и возвращаются в свои группы.