Любовь Филиппова
Сценарий развлечения для детей старшей группы «Есть в Золотом кольце России славный город Кострома»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : старшая группа
Тема: «Есть в Золотом кольце России славный город Кострома»
Цель: познакомить дошкольников с городом Золотого кольца России – Кострома, знакомство с народными промыслами Костромы.
Задачи:
1. Образовательные:
создание условий для формирования у дошкольников понятия «Золотое кольцо России»;
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшей группы „Есть в Золотом кольце России славный город Кострома“» размещена в разделах
- Костромская область. Кострома
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
ознакомление дошкольников с достопримечательностями русского города Кострома;
ознакомление дошкольников с народными промыслами г. Кострома.
2. Развивающие :
развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь, кругозор;
3. Воспитательные:
воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Предварительная работа: просмотр видеороликов о городах, вошедших в Золотое кольцо России.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, видеозапись «Достопримечательности Костромы».
Книжка-гармошка «Производства льна раньше и сейчас», гербарий «Лен», наглядное пособие «Как менялся лён в процессе обработки», изделия и предметы изо льна и бересты, продукция с содержанием льна.
Игрушки, изображающие животных, дающих молоко, предметы и сувениры, связанные сыром, шумовка, кастрюля, компоненты и форма для изготовления сыра, одноразовые фартуки и шапочки.
Различные виды кукол: полено в виде куклы, куклы из соломы, тряпичные куклы, глиняные куклы, фарфоровые куклы, матрёшки, неваляшки, бумажные куклы, говорящие и поющие куклы, пупсы, современные куклы, перчаточные куклы, куклы-марионетки, пальчиковые куклы. Заготовки кукол Приветиков.
Ход мероприятия
I. Организационный этап
Воспитатель. Дети, мы с вами уже немного беседовали о Костроме. Знаем, что этот город стоит на великой реке Волге. Любовь Александровна вам рассказывала, что она там жила и росла. Также знаете, что Ника Бунак была в Костроме, потому что у её семьи там живут родственники. Я слышала, что многие из вас хотели бы съездить в Кострому. А хотите прямо сейчас поехать в этот славный город на экскурсию? (ответы детей). Тогда давайте пройдём в наш экскурсионный «автобус». Пристегните, пожалуйста, свои «ремни». Садитесь удобнее. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. На нашем автобусе мы отправляемся в один из городов Золотого кольца России.
На экране изображение карты Золотого кольца России
Воспитатель. Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо». Это туристический маршрут по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры. В каждом городе Золотого кольца много церквей, храмов, монастырей. Это центр народных ремёсел. Города, которые входят в список Золотого кольца России – это Москва, Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Маршрут этих городов проложен так, что образуется кольцо. Сегодня мы с вами едем на экскурсию в один из городов Золотого кольца. Это город на реке Волге – Кострома.
Будьте внимательны, мы въезжаем в Кострому, и сейчас вам будет представлена обзорная экскурсия по достопримечательностям города.
Видеозапись «Достопримечательности Костромы»
Воспитатель. Отстегните «ремни» и проходите за мной. Сейчас я предлагаю погулять по Костроме и заглянуть в уникальные музеи этого города.
II. Основной этап
1. Музей льна и бересты.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие гости. Рада видеть вас в нашем музее.
Музей льна и бересты — это один из тех музеев, которые можно найти только в таких старых городах, как Кострома.
Если смотреть мимоходом, береста и лен кажутся не слишком родственными вещами, но если вспомнить, что наши далекие предки носили практически только льняную одежду, а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом легкой обуви, то все встает на свои места.
Кострому называют «Льняная столица России». Большее количество производимого льна в России до недавнего времени приходилось на Костромскую область. И именно в костромских краях уже более 800 лет производят мужскую и женскую одежду изо льна.
Видел ли кто из вас это растение? (Ответы детей.)
Вот он лен – леночек, голубой цветочек. (Показ.)
Выращивание льна – дело хлопотное. При выращивании и переработке льна выполняется множество операций. «От корешка до рубашки» — так называется тяжелый процесс обработки льна в народе. (Перед детьми книжка-гармошка с действиями по посадке и обработке льна. Каждое действие обработки напечатано на отдельной странице).
Лен и сейчас являлся одним из основных материалов, который используется для пошива одежды, постельного белья, полотенец, скатертей (показ). Изо льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину (показ, брезент, и тончайший батист (объяснить значение, и удивительные, почти невесомые кружева – блонды (показ).
В настоящие время лён используют при изготовлении целлюлозно-бумажных изделий, в медицине, в армии, на химических заводах, в автомобилестроении.
Лён ещё и кормит: выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).
Воспитатель. В нашем музее вы можете увидеть изделия из бересты (показ).
Кто из вас знает, что такое береста? (Ответы детей)
Береста или берёста — верхний слой коры молодой березы, прочный и достаточно эластичный. Приятно кремового цвета.
Заготавливают бересту ранней весной, слой аккуратно снимают с дерева и обрабатывают. Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, ее делают плоской (кладут кусок коры под пресс, затем шкурят и шлифуют (при помощи наждачной бумаги счищают с коры грубые высохшие частицы, делают поверхность бересты гладкой). После этого мастера вырезают заготовку нужной формы, при необходимости скрепляют их между собой и украшают узорами.
Особое место среди изделий из бересты занимают плетеные изделия (показ лаптей). Они изготавливаются из берестяной ленты, которую нарезают из пласта бересты или снимают с березы спиралеобразным способом.
Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость, налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая, наоборот, долго не остывала.
Вы сегодня многое узнали о льне и бересте, попробуйте отгадать мои загадки.
Из земли вырастаю –
Весь мир одеваю.
(Лён)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
Их плели из бересты,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали.
(Лапти)
Голову едят, тело бросают, а кожу носят
(Льняное масло, солома изо льна, одежда).
У врачей ее много бывает:
Хирургическая и глазная,
Медицинская и гигиеническая
Из хлопка гигроскопическая,
А из льна – льняная.
(Вата)
На её бересте делают
Чудесные картины!
Из тонкой коры плетут
Уникальные корзины!
Ствол используют на мебель.
Сама стройная,
Весной шумит,
Летом холодит!
(Берёзка)
Воспитатель. Рады были видеть вас в нашем музее. У нас в Костроме есть еще очень интересный Музей сыра. Давайте я вас туда провожу. (Переходят.)
2. Музей сыра
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Отгадайте загадку:
Сделан он из молока.
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это. (сыр)
А что такое сыр? (Продукт). Сыр сделан из молока, а молоко очень полезное для растущего организма. Значит, сыр тоже полезен. Дети, а вам в детском саду дают сыр? Вы его кушаете? (Ответы детей)
Оказывается, сыр помогает повысить иммунитет, наладить аппетит, а также служит строительным материалом для мышц, стимулирует рост, развитие и восстановление клеток, из которых состоит наш организм. Продукт содержит большое количество кальция, который укрепляет кости, защищает от кариеса. Поэтому обязательно кушайте сыр в детском саду и дома, так как он очень полезен.
Сыр изобрели 4 тысячи лет назад! И за это время сыр делают всё время одинаково.
Только делают теперь сыр разный, из разного молока.
Кто дает нам молоко? (Корова, коза, лошадь, овца). Все мамы-животные кормят своих детёнышей молоком. Из этого молока также можно делать сыр.
А как же его делают! К молоку добавляют закваску. Закваска для сыра – молочнокислые бактерии. Они превращают молочный сахар в молочную кислоту, повышая кислотность сыра. После закваски вносится сычужный фермент. Сычужный фермент – специальный компонент, предназначенный для ускорения процесса сгущения или створаживания молока. Превращение молока в сырный сгусток длится в среднем около 1 часа.
Молоко сворачивается. Из получившегося сгустка удаляют сыворотку
Сырную заготовку закладывают в формы и оставляют созревать. Зреет сыр разное время. Все зависит от сорта. Какие-то сыры вызревают 2-3 недели, некоторым видам нужно 2-3 месяца, а некоторые сыры зреют 6 месяцев, и даже гораздо больше.
А кто же испортил сыр? Кто наделал столько дыр? Дырки в сыре бывают разные - большие, маленькие и очень маленькие. Иногда их бывает много, а иногда мало. Все это зависит от сорта сыра. Дело в том, что во время приготовления сыра в нем происходит процесс брожения, то есть закисания. Из этого молочнокислого материала начинает выделяться углекислота (углекислый газ, который образует пузырьки. Они-то и лопаются в нашем будущем сыре и образуют дырочки. Когда сыр созрел, его запаивают в специальную упаковку. Форма сыра - круглая, поэтому готовый сыр называют головкой сыра.
Костромской сыр славится на всю Россию! Да что там, Россию – и в других местах знают и любят вкусный, ароматный костромской сыр. Иногда Кострому даже называют сырной столицей России.
- И сейчас я вам предлагаю попробовать изготовить костромской сыр своими руками.
Изготовление сыра.
Наш будущий сыр теперь должен постоять и начать густеть. А вам, дети, предлагаю попробовать разные виды настоящего костромского сыра.
Дегустация сыра.
Предлагаю вам посетить ещё один музей в городе Кострома – музей кукол.
Переходят в «Музей кукол».
3. Музей кукол.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Вы попали в музей кукол. Посмотрите, как много здесь кукол, какие они все разные. Что такое кукла? (ответы детей)
Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.
Самых первых кукол делали из отломленных толстых веток, заворачивали их в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. И долгое время дети продолжали играть деревянными куклами.
Первая кукла на Руси была изготовлена из полена, то есть это был деревянный столбик, который символизировал образ человека. (Показ детям)
А про следующую куклу я вам предлагаю послушать загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть :
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша … (русская матрешка).
Воспитатель. (Воспитатель подводит детей и показывает) Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?
Игра «Кто быстрее разберет и соберет матрешку»
Воспитатель. Кто знает, как называется эта кукла? (Неваляшка)
Почему её так назвали? (Не валяется, не падает, всегда поднимается)
По-другому её называют «Ванька-встанька».
Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? (Ответы детей)
Верно, она тяжёлая, не гнётся и, если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней, как сувенирные.
Потом придумали соломенную куклу (показ). Прошло еще несколько лет, люди научились делать куклу из ниток (показать куклу-мотанку).
Сейчас я познакомлю вас с куклами-оберегами (показ). Они не только украшали жильё, но и были помощниками. Давно-давно люди верили, что они защищают их от разных бед.
А вот эти чудесные аристократки
Не имеют недостатков.
Так прекрасны и нежны
Покорили всех они.
(Фарфоровые куклы)
(Показ). Как вы думаете, удобно было играть с такой куклой и почему? (Ответы детей.) Верно, они хрупкие и могли при падении разбиться.
А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы, кто знает? (Ответы детей.) Правильно. Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? (Ответы детей) Правильно, бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся.
Потом человек изобрёл пластмассу, научился делать из неё кукол на кукольных фабриках. (Показ)
Современная кукла на то и современна,
Потому что у неё всё совершенно:
И причёска, и внешний вид,
И поёт она, и говорит!
У таких кукол, какие особенности? (Дети дают развёрнутый ответ, что у таких кукол поворачивается голова, а стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть.)
Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета (показ).
А с этими куклами Вы, наверное, уже встречались. Называются они куклы-перчатки. Их надевают на руку, как перчатку.
А с этими куклами можно играть, надевая их на пальцы. Как вы думаете, как они называются? Пальчиковые куклы. (Дети пробуют)
А эти куклы живут в коробке и называются они куклы-прищепки.
А эти куклы живут на магнитной доске и называются они магнитный театр. Их можно свободно передвигать, разыгрывая замечательное представление спектакль.
Есть еще в нашем музее живые куклы. Узнали, из какой сказки эти персонажи? (Ответы детей). Это куклы с живой рукой. Почему мы их так называем? (Ответы детей). Да, наши руки помогают рукам куклы стать «живыми». Для того чтобы показать спектакль с участием этих кукол необходима ширма. Кукловод прячется за ширмой, мы его не видим и кукла оживает.
А вот куклы-марионетки. Ими управляет сверху человек, в данном случае я, можно подёргать за ниточки, и кукла будет слушаться.
В нашем музее есть волшебная шкатулка, а в ней театральные куклы (пластиковые ложки, на которые одеты пелеринки). А зовут их Приветики! В нашем музее есть традиция : каждому гостю мы дарим такую куклу. Возьмите по куколке. Но что-то они не очень похожи на Приветиков. Как вы думаете почему? (Нет лица). Если кукол зовут Приветиками, какие у них должны быть лица? (Приветливые). Как же нам помочь им? (Нарисовать).
Подойдите к столу и нарисуйте приветливое лицо своей кукле. (Дети выполняют задание).
А сейчас нам пора попрощаться, ведь вам уже пора возвращаться домой.
Дети садятся в «автобус» и отправляются домой.