Ангелина Безуглова
Сценарий развлечения «Брянская картошка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание положительных эмоций у детей. Расширить знания детей о картошке.
Дать представление о происхождении картофеля; некоторых исторических сведений о картофеле.
Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний.
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.
Воспитывать любознательность, развивать речь, память.
Публикация «Сценарий развлечения „Брянская картошка!“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- День картофеля. Сценарии праздника картошки
- Картофель, картошка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Задачи:
Совершенствовать ориентировку в мире овощей.
Уточнить и дополнить знания о картофеле как о продукте питания и получения нового продукта- крахмала.
Показать пользу овощей при лечении некоторых заболеваний.
Развивать любознательность, желание узнать что-то новое.
Ход занятия.
Организационный момент.
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились,
Сощурились
солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное.
Лицо спокойное
Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу,
Поднесите руку ко лбу,
посмотрите на солнышко из-под руки,
Смотрят из – под руки
улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.
улыбаются
Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
Улыбаются друг другу
Воспитатель: А чтобы много узнать, надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется? (Осенью)
Воспитатель: Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)
Воспитатель: На этот раз пойдет рассказ о той, что
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная …
(Дети хором проговаривают отгадку)
Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит к нам каждый день. Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют «вторым хлебом». Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка!
Воспитатель: Картофель каждый день нужен хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о существовании картофеля вообще не знали в России. А дело было так (подзывает детей к географической карте мира и рассказывает)
В некотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Физминутка "Шли с картошкой пирожки. "
Шли с картошкой пирожки,
ходьба на месте
Шли с морошкой пирожки,
прыжки
Шли окрошка и гуляш,
приседания
Шли коржи
хлопки в ладоши
и шел грильяж,
киваем головой
Очень вкусная конфета,
прыжки на одной ноге
После сытного обеда.
садимся на места
Воспитатель: Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и кукуруза. Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
Воспитатель: В старину женщины вечерами делали куколки с картошки. Мы тоже с вами постараемся большие картошки нарядить. (Наряжают картофелины).
Воспитатель: Раньше картошку в России не выращивали, люди не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «чёртовы яблоки». А завёз картофель в Россию Пётр I. Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты.
Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.
Воспитатель: А теперь физминутка :
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Воспитатель: Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная.
Воспитатель: А картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. Картофель полезный овощ из него можно приготовить много блюд.
Воспитатель: Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Какие блюда можно приготовить из картофеля? ( ответы детей: варенный, печенный, жареный, пюре, картофель в «мундире» чипсы, пироги, зразы и котлеты, супы).
Воспитатель: Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? (Кожуры, воды, питательных веществ). А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал.
Воспитатель: Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен крахмал? (варить кисель, крахмалить бельё, оно становится красивее и долго не линяет).
Воспитатель: Правильно крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
Воспитатель: Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Игра с мячом «Отгадай загадку»
Пришло время отгадывать загадки.
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …. (картошка)
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в земле мы напекли, ели да хвалили?
Неуклюжа, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна!
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,
Десять братцев нашел. Вышли братья на свет,
Собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри!
Между гор лежит толстый Егор.
Курочка-пустодом свила гнездо за двором,
Яйца несет – в землю кладет.
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….
В поле большом
Под зеленым кустом
Лежат в земле яички,
Снесли их не птички.
Цветы в светлице, а плоды в темнице.
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко: под кустом ….
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак и обед.
Меня единственную в мире,
Не просто варят, а в мундире.
Это чудо плод
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует ….
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли.
Физминутка «Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос.
Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель.
делаем наклон вперёд
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает.
Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует
качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром
А картофелю это нипочём.
потопаем ногами
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает
тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос пора собирать урожай
делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель: А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. (Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы).
- Какого он цвета?
- А какой он формы?
Воспитатель: Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.
- Картофель какой на ощупь?
- Что есть у картофеля?
Воспитатель: Правильно есть выемки. Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!
Воспитатель:
Что-то засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.
Игры с картошкой :
Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку. (З. Александрова)
1. «Сбор урожая». Картошка рассыпана по комнате. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины. Можно во время сбора картошки завязать глаза. Собирать картошку по одной.
2. «Пронеси картошку в ложке». (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).
3. «Гусеница». В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Дети по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот).
4. «Пронесем картошку». Два участника встают друг против друга и лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки.
5. «Чудесный мешочек». Предложить участникам игры отгадать, сколько штук картофелин уместилось в целлофановом пакете. Кто назовет точное количество, тот и победитель.
6. Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит ногой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий указывает на кого – нибудь из детей и этот ребё нок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.
Воспитатель: Давайте выполним штриховку картошки. Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, с каким овощем мы сегодня познакомились поближе?
Воспитатель: Сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал.
Воспитатель: Давайте вспомним, где применяют крахмал?
Воспитатель: Когда можно использовать картофель как лекарство?
Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).