Приложение МААМ

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Художественные произведения — путь к нравственному развитию дошкольников»

Янушкевич Марина Ивановна
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Художественные произведения — путь к нравственному развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

СЦЕНАРИЙ

ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ –

ПУТЬ К НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель : обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников на основе включения их в систему социальных отношений посредством произведений художественной литературы.

Публикация «Сценарий мастер-класса для воспитателей „Художественные произведения — путь к нравственному развитию дошкольников“» размещена в разделах

Ход мастер-класса

Ведущий педагог приветствует участников. Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые слова или пожелание друг другу.

1. Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей группы? Кто удовлетворён воспитанностью своих детей? Кто с уверенностью скажет, что родители воспитанников всегда культурны и вежливы?

Вы знаете, работая в дошкольном учреждении, наблюдая за детьми и родителями, их взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и отчеству, сознательно говорят ребёнку неправду, не прилагают усилий по воспитанию у детей нравственных качеств : вежливости, честности, отзывчивости.

Это подтолкнуло меня к тому, что необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников, пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень чётко сказал Рузвельт «Воспитывая человека интеллектуально и не воспитывая его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».

Да, эта тема не нова, но проблема воспитания нравственной личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в настоящее время смяты нравственные ориентиры.

Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольников 4-6 лет средствами художественной литературы».

Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений. На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны моим воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею. Я не читаю детям сказки где не могу объяснить идею.

Я смело могу озвучить первое правило своей работы. (Правило крепится на мольберт).

1 ПРАВИЛО: Подбирайте содержательные литературные произведения, при необходимости сокращайте, упрощайте, уточняйте отдельные моменты текста.

2. Педагог предлагает участникам игру: «Сказка и идея».

Три подгруппы участников: по предложенным названиям сказок формулируют к ним идею.

1. «Царевна-лягушка».

2. «Маша и медведь».

3. «Красная шапочка».

После обмена мнениями подбирают сказки или рассказы к предложенной идее.

1. Будь вежлив, уважителен, внимателен.

2. Слушай и уважай старших.

3. Говори правду, не обманывай.

2 ПРАВИЛО: Озвучивайте детям смысл, главную идею художественного произведения.

3. Ни для кого не секрет, что особый вклад в воспитание нравственных качеств вносят поговорки, короткие стихи, потешки и прибаутки, которые поучительны для детей. На их примере дети ярко видят и учатся отличать хорошее или плохое, правильное или неправильное.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Кислые стихи».

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе

Кислое облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие,

И жуют ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение.

Как вы думаете, от кого или отчего зависит ваше настроение? А от вас оно зависит? Как можно его улучшить, изменить, подсластить?

Игра «Мешочек чувств». Педагог говорит, что утром, проснувшись, мы спокойны, настроены на хороший лад, улыбаемся (она кладёт в прозрачный мешочек пёрышки). Начался обычный день… У Вас убежал кофе, порвались колготки, на повышенном тоне ответил ребёнок, опаздываете на работу, на улице нет освещения (педагог кладёт камушки в тот же мешочек). Что происходит? В мешочке тяжесть, это Ваша обида и злость. Мешочек потерял форму. (Тяжёлый мешочек передаётся участниками по кругу). И такое же душевное состояние у Вас. Обида, злость, неприятность остались у Вас внутри грузом. И как с ним справиться? Один выход – выбросить! Но как? Забыть об этих мелочах, переключиться, подумать о важном, глобальном (педагог достаёт камушки из мешочка). Какой мешочек? Легкий, воздушный, не обременённый. И у Вас будет такое же состояние. Попробуйте, получится. Мы останавливаем своё внимание на мелочах, а это того не стоит. (Лёгкий мешочек передаётся участниками по кругу).

У меня бывают грустные моменты в жизни, но придя на работу и увидев улыбки детей, ощутив поддержку коллег и понимание родителей, все обиды отдаляются. Запомните, Ваше настроение и состояние зависит только от Вас. Улыбнитесь (Звучит песня «Улыбка»).

3 ПРАВИЛО: Улыбайтесь детям, шутите с ними, старайтесь облегчать свои чувства и чувства детей, быть в хорошем настроении.

4. Обратимся к толковому словарю:

Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добро – это ладно, хорошо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям.

Чтение рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

«…Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку.

Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет».

Утром, когда солнце осветило землю, пришла Любовь и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, говорит волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать.

- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну, и она будет тебе подругой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной как небо синие, у другой как изумруд, зелёные, у третьей – как яхонт, серые, у четвёртой, как тёмный бархат, чёрные, у пятой, как незабудки, голубые. Мини-диалог: «Какую девушку выбрали бы Вы и почему?».

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…».

Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Людям надо стать добрее. Опыт моей работы подтвердил закономерность нравственного воспитания, которую хорошо сформулировал В. Сухомлинский «Если человеку делать добро – в результате будет добро»

4 ПРАВИЛО: Будьте добры к детям, учите их доброте.

5. Одним из ведущих методов знакомства с художественной литературой является драматизация, постановка произведения. Позвольте Вам предложить сыграть по ролям рассказ Л. Воронковой «Снег идёт». (Педагог предлагает участниками взять атрибуты и по ходу чтения текста выполнять определённые движения).

«Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»

Зачерствела грязь, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Всё деревня стала тёмная, скучная – и дорога, избы, изгородь и лес… Вдруг тихо пошёл снег. Всё небо, весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь, на деревенские крыши, на замороженные лужицы, на изгороди, на деревья, на ступеньки крыльца. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резвые, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. Деревню было не узнать. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и деревья белые… А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. Зима пришла!».

5 ПРАВИЛО: Проигрывайте, драматизируйте с детьми фрагменты сказок, рассказов.

6. Блиц-опрос: «Вспомните своё дошкольное детство, школьные годы. Какие сказки, рассказы оставили у Вас особое впечатление? Почему?».

Чтение сказки В. Гаршина «Жаба и роза».

6 ПРАВИЛО: Читайте детям, пусть сказки, рассказы трогают их душевные струны, чувства и эмоции.

7. Позволь окунуть вас в поэзию, которую хочется изобразить, нарисовать. Педагог читает стихотворение О. Дриз «Как сделать утро волшебным», одновременно рисует на мольберте разными способами и техниками.

Чтобы сделать волшебным

Весенний рассвет.

Надо долго-долго идти

И охапку сияющих,

Жёлтых лучей

Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим

жёлтым лучам

Охапку зелёных веток,

Краешек небес,

Пенье ручья

И маленьких птиц

Всевозможных расцветок.

И добавить немного

Теплого ветра.

Запах ландыша.

Звон травы,

И потом ладошкой

Плеснуть на это

Совсем немножко речной синевы.

И всё это вместе

Перемешать,

Закрыть глаза

И почти не дышать!

Клянусь, это будет

Волшебным рассветом.

Если никто не забудет при этом

Сказать своим близким:

- Доброе утро!

7 ПРАВИЛО: Старайтесь пробуждать в детях творческое воображение.

8. Педагог крепит последнее правило на мольберт. Получается цветная пирамидка. На вершине которой открывается идея опыта работы «Воспитанный ребёнок – достойный гражданин».

Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.

9. Рефлексия. Участники берут цветные стикеры (жёлтый – да, тема заинтересовала, но стоит подумать; оранжевый – да, тема заинтересовала; розовый – да, тема заинтересовала, стоит на ней акцентировать внимание).

10. Я рада, что тема заинтересовала Вас, не оставила равнодушными. У меня есть эликсир доброты. Мне хочется с вами поделиться, (педагог раздаёт лепестки роз). Вы сегодня слушали о доброте, пели о ней, видели, а аромат завершит Ваше восприятие.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса для воспитателей и родителей «Брошь из меха и бусин»Конспект мастер-класса для воспитателей и родителей «Брошь из меха и бусин» Конспект мастер-класса для воспитателей Тема: «Брошь из меха и бусин» Форма : практическое занятие. Цель: изготовить изделие из меха с.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста» Цель: формировать у педагогов.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Путешествие в страну Развивашку» Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представится, меня зовут Наталья Александровна. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников» Конспект мастер – класса для воспитателей «Подвижные игры, как средство развития физических качеств дошкольников» Подготовил: заместитель.

Конспект мастер-класса «Использование приемов ИКТ в работе по развитию речи дошкольников» Мастер-класс «Использование приемов ИКТ в работе по развитию речи дошкольников, на примере создания электронного пособия по звуковому анализу.

Конспект мастер-класса по обучению воспитателей танцевальным движениямКонспект мастер-класса по обучению воспитателей танцевальным движениям Конспект мастер – класса по обучению воспитателей танцевальным движениям Цель мастер класса: повышение профессионального уровня и обмен.

Мастер-класс для педагогов «Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников» Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее становление человека, но результат его может найти.

Презентация мастер-класса для воспитателей «Елочка из бумаги» Цель: побуждать к творчеству, совершенствовать эстетическое восприятие образа, импровизации. Материалы: цветная бумага, картон, клей Из.

Презентация мастер-класса по изготовлению бизиборда для дошкольников Родительский надзор за малолетними детьми утомляет обе стороны. Ребёнок пытается познавать мир, а его оберегают, запрещают или отвлекают.

Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики»Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Составитель: воспитатель Ходос Полина Викторовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Художественные произведения — путь к нравственному развитию дошкольников»
Опубликовано: 14 июня 2019 в 08:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мастер-класса для воспитателей «Художественные произведения — путь к нравственному развитию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Янушкевич Марина Ивановна (УИ 1879787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД