Бондаренко Наталья
Сценарий прогулки в форме игры «Путешествие в Осень» в старшей группе
▼ Скачать
Сценарий прогулки в форме игры-путешествия на тему : «Путешествие в Осень» в старшей группе в рамках проектной деятельности по теме: «Как прекрасна осенняя пора».
Актуальность:
Значение прогулки в детском саду в настоящее время увеличивается. в связи с тем, что ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. А прогулка-режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
Публикация «Сценарий прогулки в форме игры „Путешествие в Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Целью прогулки, если мы вспомним, является укрепление здоровья, профилактика утомления, умственного и физического развития детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных резервов организма.
Цель предлагаемой прогулки : закрепление знаний об осенних явлениях природы, деятельности человека осеню.
Задачи прогулки, предоставляемой вам, являются:
-образовательные: закрепление знаний об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью;
-развивающие: развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма, интерес к природным явлениям;
-воспитывающие: способствовать дружелюбной обстановке, умению уступать и выслушивать друг друга, действовать сообща и по указанию взрослого.
Уважаемые коллеги!
Данная прогулка в форме игры-путешествия проводится в конце ноября, когда дети получили определенный запланированный «багаж знаний» : проведены НОДы, серия бесед, мероприятия, режимные моменты, неоднократные прогулки и наблюдения за окружающей природой как живой, так и неживой, проведены экспериментальная и опытно-исследовательская деятельность; возможно, спортивные мероприятия, конкурсы и выставки, посвященные встрече осени, утренники или досуги, или развлечения т. е. проведена работа по проектной деятельности на тему: «Как прекрасна осенняя пора».
Описывать предшествующую проведенную работу не имею смысла, т. к. вы можете использовать свои материалы : наглядности, презентации, подвижные и дидактические игры, здоровье сберегающие технологии, ИКТ-технологии, и другое.
Оборудование:
Портативная колонка или аудиосистема (если нет, проводите самостоятельно: или поете, рассказываете стихи сама, или дети); хороводная песня «Урожайная»(муз. и сл. А. Филлипенко; смотри приложение). Пазлы животных в коробочках или конвертах (еж, белочка,волк, заяц, медведь,лиса); бейджики по количеству детей с изображением животного: белочка, волк,еж, медведь, лиса, заяц, лось и др. животные, которые обитают в вашей местности. Иллюстрация или сплетенная из джута паутина. Корзина с листьями рябины,липы, ивы и др по два листика на каждого ребенка. Набор карточек «Съедобное и несъедобное». Две корзины, стол, чтобы разместить атрибуты Корзина с яблоками по количеству детей, в качестве сюрпризного момента.
Ход прогулки:
Ребята, отгадайте мою загадку.
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам отправляет дожди и туманы.
-Да, правильно-это Осень. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В гости к Осени». Напомните мне, ребята, какие три периода осени вы знаете? ( ответы детей: ранняя, золотая, поздняя). Воспитатель предлагает отправиться в раннюю осень, где еще сохраняется тепло и листья на деревьях начинают приобретать желтый окрас. (см. приложение 1). (Весь демонстрационный материал и атрибуты заранее расставлены, разложены на предполагаемых местах «секторах» или «остановках», как вам удобно). Шествуя по дороге до предполагаемой «остановки» можно исполнить знакомую детям песню «об осени» (ранее изученную на муз. занятии). Вдруг дети натыкаются на (нарисованную или сплетенную из ниток паутину с паучком, которую паучок развесил на ветвях дерева. (см. приложение 2. картинка паучка с паутиной). Воспитатель предлагает рассказать о паучке, (напоминает детям то время, когда они были на прогулке и вели наблюдение за паучком, который согрелся под теплым солнцем и начал усердно плести паутину и натягивать ее везде, где только можно. Паучок радуется каждому теплому денечку, ведь скоро придется отправляться на зимовку. Напомнить детям, что паука ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные. Дополнительная информация для детей о том, что осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться с холодной зимой. Например; водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что живут и пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.
-Ребята, а что происходит с насекомыми осенью? Каких насекомых вы знаете? ( Ответы детей: насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Божья коровка, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, мушка, пчела, и др. Можно использовать загадки:
-Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?
-Крылья, круглые глаза, плавно кружит…
-Нектаром питаюсь, на крыльях летая, так вы догадались, кто я такая?
-Прыг да скок-не человечек, прыгает в траве…
-Следующая чудо-букашка самая большая в мире трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
-Ранним утром ей не спится-очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая…
-Как жужжу я в летний день, знает твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня…
-Ребята, чем ранней осенью занимаются люди в садах и огородах? Правильно, люди собирают последний урожай. А как же можно сохранить овощи и фрукты, ведь зима длинная, урожай может погибнуть? Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение: «Готовим из овощей».
Будем овощи варить
Жарить, парить и тушить,
Резать, теркой натирать
И в духовке запекать.
На зиму мариновать,
Маринадом заливать,
Будем квасить и солить,
И морозить и сушить.
-А что можно приготовить из фруктов? Проводится пальчиковая игра: «Компот».
Будем мы компот варить, Левую ладонь держим «ковшиком»
Нужно фрукты положить. Кулаком правой руки мешаем.
Будем яблоки крошить, Ребром ладоней «крошим» и «рубим».
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок, Сжимаем кулаки.
Слив положим и песок Кладем сливы и насыпаем песок».
Варим, варим мы компот, Мешаем рукой
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
Когда весь урожай собран, на полях собран урожай пшеницы и других злаковых культур, почва снова вспахана, жилища у людей утеплены, сделаны заготовки на зиму, вот теперь можно и отдохнуть. Воспитатель предлагает отпраздновать сбор урожая, поводить хоровод под песню «Урожайная» (муз. и сл. А. Филиппенко). (см. приложение 3).
Из ранней осени дети (проходят к другому сектору) попадают в золотую осень. (см. приложение 1). Дети, давайте вспомним признаки золотой осени. ( Ответы детей: Солнце светит реже, греет меньше. Пожелтели листья и трава. Листья искрятся разноцветными красками. Листья опадают с деревьев. Дует ветер. Начинается листопад. На улице рано темнеет. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
-Ребята, давайте на миг превратимся в «художников» и раскрасим листья деревьев и кустарников. Воспитатель проводит дидактическую игру: «Раскрась лист». (Цель игры : составление предложения по заданному образцу; умение привлекать и использовать имеющиеся знания цвета, названий деревьев ; умение согласовывать слова в предложении). Дети имитируют раскрашивание листьев и рассказывают какой краской они пользуются. Например; Я раскрашиваю листья клена в желтую краску. Я раскрашиваю листья рябины в красную краску. И тд.
-А теперь превратимся в «осенние листочки» и покажем «листопад». Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру: «Листопад». (Цель игры : закрепление знаний названий деревьев; умение определять от какого дерева листок.) В корзинке лежат листья от разных деревьев. Дети берут по два одинаковых листа (по листику в каждую руку) и имитируют руками «листопад». Под музыкальное сопровождение или под удары в бубен дети перемещаются (бегают в умеренном темпе, при этом размахивая руками, «кружаться») по площадке. По команде воспитателя: «листья рябины»-дети садятся «на корточки». Таким образом, меняются команды : «листья липы», «листья клена» и т. д.
-Ребята, а какие явления природы осенью, кроме листопада, еще часто встречаются? ( Ответы детей: дождь, туман, иней, снег, изморозь, понижение температуры).
Солнца нет, на небе тучи
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
Ребята отправляются в позднюю осень. (см. приложение 1).Ребята, а что происходит с птицами осенью? ( Ответы детей: Перелетные птицы улетают на юг, а зимующие-переселяются поближе к жилью человека, так как холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые попрятались). Воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры (по выбору детей) : например; игра «Перелет птиц».( Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании). Дети стоят врассыпную на одном конце площадки- «птицы». На другом конце-вышка для влезания или стенка с пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку-скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы снова летают.
-Ребята, давайте с вами вспомним, а как дикие животные готовятся к зиме? ( Ответы детей: запасают корма, линяют, утепляют норы, некоторые готовятся к спячке). Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Собери пазлы». Ребята, у меня есть разрезные картинки. Если мы их соберем, то узнаем какие животные под ними скрываются. Дети собирают группами Увидели : медведя, белочку, лису, зайца, ежика, волка. По желанию один из детей группы рассказывает о животном, которое они собрали. Например: Это –медведь. Дикое животное, которое живет в лесу, в берлоге. Питается грибами, ягодами, любит мед. Умеет ловить рыбу. Хорошо прыгает, довольно быстро бегает, хотя многие считают, что он неуклюжий. На зиму впадает в спячку, сосет лапу и ждет появления весны. Таким образом рассказать о других животных. Предложите детям, которые собрали «белочку», поиграть в сюжетно-ролевую игру «Интервью с Белочкой». В данном случае выбираются более активные, лучше знающие материал, дети. Два героя-«Белочка» и журналист. (Остальным детям предлагается отдохнуть и присесть на скамейки). Итак;
Журналист: Добрый день, Белочка! Остановись, не спеши, поговори со мой.
Белочка: Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.
Журналист: Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний денек?
Белочка: Пока солнышко светит и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.
Журналист: Белочка, а где твой домик?
Белочка: Мой домик –дупло на высокой сосне. Я сейчас делаю в своем дупле ремонт, утепляю его к холодам. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила. Из веточек с листьями занавесочку смастерила, чтобы холодный ветер не задувал в дупло. Вот такие у меня дела.
Журналист: Всего хорошего, тебе Белочка. Ты-большая труженница. Желаю удачно перезимовать!
Воспитатель предлагает детям превратиться в разных животных и сделать запасы на зиму. (Перед выходом на прогулку каждый ребенок пожеланию выбирает себе бейджик, на котором картинка животного. Сделать это заранее, чтобы не терять время.) Проводится игра-эстафета «Кто быстрее перенесет или соберет». ( Цель: умение выбрать из предложенных припасов то, чем питаются животные; развивать мышление, внимание, быстроту реакции). Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя : «Раз, два, три-начало игры!» дети добегают до условленного места (где разложены или наборы картинок, или муляжи, пластмассовые игрушки-в целом, все съедобное, чем питаются животные; для усложнения игры можно добавить посторонние предметы.) выбирают то, что им надо и возвращаютя на место, в конец колонны. Побеждает та команда, которая закончит первой.
В заключение прогулки воспитатель подводит итоги. Ребята, давайте попрощаемся с Осенью. Наступает черед зимы. Вам понравилось наше «Путешествие в Осень?». Что нового вы узнали? В какие игры вы хотели бы еще поиграть? (ответы детей). Но, королева «Осень» приготовила для вас сюрприз-она вам дарит корзинку с яблоками. Благодарит вас за то, что вы показали много знаний о ней. До свидания, Осень! До новых встреч!
Список использованной литературы:
1. Организация деятельности детей на прогулке (Издательство «Учитель» 2013год.
Авторы-составители: Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет
(Издательство «Учитель» 2011год, авторы- составители: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова
3. Ознакомление с окружающим миром (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2011год, авторы-составители: И. А. Морозова, М. А. Пушкарева
4. Развитие речи в старшей группе детского сада ТЦ «Учитель», Воронеж 2004 год, авторы-составители: В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова
5. Экологические занятия сдетьми 5-6лет (Издательство «Учитель», Воронеж 2002 год, автор Т. М. Бондаренко
6. Игры-путешествия на участке детского сада (Издательство «ТЦ СФЕРА» 2015год автор Алябьева Е. А.
7. Картинки, песня А. Филиппенко «Урожайная»-ЯНДЕКС