Наталья Коновницына
Сценарий праздника «Шахматы — чудо игра» для детей подготовительной к школе группы, для учеников начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник "Шахматы - чудо игра"
Цель: популяризировать игру в шахматы среди воспитанников подготовительной к школе группе и их родителей.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей и их родителей с историей возникновения шахмат, с особенностями армии Древней Индии.
Познакомить с обычаями, костюмами, культурой Индии.
Закрепить названия шахматных фигур, правила передвижения фигур, закрепить умение правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске.
Публикация «Сценарий праздника „Шахматы — чудо игра“ для детей подготовительной к школе группы, для учеников начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2018
Закрепить умение разгадывать кроссворд.
Познакомить воспитанников и их родителей с первым древним названием шахмат.
Способствовать становлению навыков счёта путём подсчёта материального урона.
Развивающие:
Развивать интерес к игре в шахматы.
Развивать логическое и образное мышление детей, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интеллектуальную активность.
Воспитывать интерес и уважение к другой культуре.
Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Атрибуты: интерактивная доска, шахматное поле со стороной квадрата 40-50см, шахматная доска с набором фигур для эстафеты, мешочек в стилистике шахмат с белыми фигурами, напечатанные крупными буквами 9 заданий для кроссворда, два опахала, медали для награждения победителей шахматного турнира, шахматное печенье.
Действующие лица: индийский правитель, Мудрец, двое слуг индийского правителя, Джин, 8 белых пешек, 2 белых коня, 2 белых слона, 2 белых ладьи, белая королева - ферзь, белый король, 3 танцовщицы в индийских костюмах.
Ход праздника
Ведущий: Полгода в нашей группе работал "Шахматный клуб", ребята учились играть в шахматы.
Шахматы - древняя игра. Предполагают, что впервые эта игра появилась в Индии. (На интерактивной доске появляется изображение полуострова Индостан). Может быть даже так.
На диванчике лежит скучающий индийский правитель. Он полежит на одном боку, потом на другом. Возле него стоят справа и слева слуги, обмахивают своего повелителя павлиньими перьями. (На доске знаменитый индийский храм Тадж-Махал).
Ведущий: Давным-давно в Индии жил да был один очень могучий, воинственный и богатый шах - правитель страны. Всё у него было: и дворцы, и богатства, и огромная армия. Шах очень любил воевать, и вскоре покорил множество стран.
В его армии было очень много пеших воинов - пехоты, закованных в латы боевых коней и всадников; быстрые и мощные колесницы, а самое главное, непобедимые слоны. Ведь раньше, когда жил индийский правитель, не было автоматов и пулемётов, самолётов и танков, пушек и ракет. Слоны считались самым грозным оружием. Чтобы недруги не завоевали город, вокруг него строили высокие каменные стены с башнями. (Презентация на интерактивной доске)
Всего достиг индийский правитель. Не знал он, чего бы ещё пожелать.
Заскучал могучий шах. Мудрецы пытались по-разному развеселить правителя. Они рассказывали ему сказки и разные истории, другие приглашали лучших танцовщиц Индии.
Танец девочек в стилизованных индийских костюмах "Джимми, Джимми".
Шах зевает: Ох, как скучно! Всех соседей завоевал, золота и драгоценностей полны сундуки, красивые девушки день и ночь танцуют, мудрецы сказки рассказывают. Что же делать?
К шаху приходит мудрец.
Мудрец: О, великий повелитель, не вели казнить, вели слово молвить! (Падает на колени, кланяется шаху).
Шах: Что тебе?
Мудрец: Я научу тебя необычной игре, и ты забудешь про печаль и скуку.
Шах: А если мне не понравится - пеняй на себя!
Мудрец: Хорошо!
Мудрец хлопает в ладоши. Слуги приносят столик, шахматную доску, мешочек с фигурами.
Мудрец: Это доска - поле битвы, на ней 64 белых и чёрных квадратов.
Твоя пехота - 8 маленьких пешек.
Под военный марш выходят 8 детей в костюмах белых пешек.
Одна Пешка командует: - Отряд, равняйсь, смирно! Направо!
Пешка: Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.
Я хожу только вперёд, а бью наискосок.
Мудрец: Твоих коней, повелитель, заменят две фигурки коня.
Выходят два ребёнка - Коня.
1-ый Конь: Конь шахмат - вовсе и не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он,
И объявить желает мат.
2-ой Конь: Конь ходит буквой "гэ". Я могу перескакивать через другие фигуры: свои и чужие.
Мудрец ставит фигуры коней на доску.
Мудрец: Повелитель, твоих больших и грозных слонов заменят эти два слона.
Выходят два ребёнка - Слона.
1-ый Слон: Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
2-ой Слон: Я хожу только по белой диагонали. Я белопольный слон.
1-ый Слон: А я - чернопольный слон.
Мудрец выставляет фигуры слонов на доску.
Мудрец: Твои башни превращаются в ладью.
Выходят два ребёнка - Ладьи.
1-я Ладья: Её манёвр - сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали.
Ладье по нраву - "тихий" ход
Но вот - удар; и враг в печали!
2-я Ладья: Я смотрю на первый ряд:
По краям ладьи стоят,
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И ещё два поля есть.
Мудрец: Одно поле для Вашего самого лучшего советника - Ферзя. Ферзь любит свой цвет. Ещё ферзя называют королевой.
Ферзь: Я очень ценная фигура! Могу ходить и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям!
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
А где же король?
Звучит громкий смех. Из-за дивана появляется Джин.
Джин: Наш уважаемый правитель потёр кувшин. И освободил меня. Как же долго я сидел в темноте и тесноте. Это я похитил вашего шахматного короля. А он вам нужен? (Ответы детей).
А для чего вам король? (Ответы детей).
Так и быть, я вам его верну, но не просто так. Вы должны доказать, что умеете играть в шахматы.
1-я игра-эстафета. Две команды по 4 ребёнка. Каждый ребёнок берёт по одной фигуре, бежит и ставит её на шахматную доску. Одна команда - чёрные, другая - белые. Каждый ребёнок ставит 4 фигуры под песню "Деревеньки Пешки и Ложки".
2-ое задание. Разгадайте кроссворд. По вертикали вы разгадаете главное слово: Как назывались шахматы сначала. Загаданные слова по горизонтали. Задания читают сами дети. Задания находятся в шахматном конверте. Сам кроссворд в виде мультимедийной презентации выведен на интерактивную доску. Дети разгадывают слово, касаются доски, слово появляется в кроссворде.
1. В шахматах встречаются две армии: белые и.
2. Эта фигура ходит по прямой: по горизонтали и вертикали.
3. Шах, от которого нет защиты.
4. Как одним словом назвать короля, ферзя, коня, ладью и слона.
5. Самая ценная фигура.
6. Нападение на короля.
7. Эта фигура бывает белопольной и чёрнопольной.
8. Мастер игры в шахматы.
9. Её называют пехотинцем шахмат.
Читаем главное слово. Так называлось древнее войско индийского правителя. И это первое название игры. Чатуранга.
3-е задание. Правильно назвать латинские буквы, обозначающие поля по вертикали.
4-ое задание. Определить, у какой стороны больше материальный урон.
На интерактивной доске чёрные: 3 пешки, конь, ладья и слон; белые: ферзь и ладья.
Ответ: материальный урон одинаковый: 14 очков. Белые: 1+1+1+3+5+3=14
Чёрные:9+5=14
Джин: Вы справились, ребята и многоуважаемые гости со всеми заданиями. Так и быть, я верну вам самую главную шахматную фигуру - Короля. (Джин исчезает.)
Выходит Король. Фигуры выстраиваются на свои места (по шахматному порядку).
Король: Я - Король! Самая главная фигура. Меня в шахматах не бьют, я владыка шахматной страны. Без меня играть в шахматы нельзя! А без вас, уважаемые фигуры, можно!
Ведущий: Обрадовался индийский правитель игре мудреца и приказал наградить его по-царски.
Слуги выносят мешок с подарками Мудрецу. Мудрец кланяется, забирает мешок и уходит.
Ведущий: После Индии шахматы попали в Персию, в арабские страны, а затем рыцари-крестоносцы привезли диковинную игру в Европу. Сегодня шахматы - самая известная и популярная игра в мире. Наши ребята тоже любят играть в шахматы. И даже выучили стихотворения об этой игре.
1-ый ребёнок: Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
2-ой ребёнок: Мой папа в шахматах силён!
Бац - боевой повержен слон!
Зевнул я. Ам! И у меня
Не стало верного коня.
Опасный ход я сделал в спешке -
И в тот же миг лишился пешки.
В отместку, королю грозя,
В атаку бросил я ферзя!
И удивился папа: - Ах!
Вы объявляете нам шах!
Послать на помощь королю
Сейчас же конницу велю! -
А после, проявив сноровку,
Провёл умело рокировку.
Ещё есть шанс, - подумал я.
- В атаку, верная ладья!
Фигуры, в бой! Ура! Виват!
Жаль, объявил мне папа мат.
Ведущий: Мы проводили небольшой шахматный турнир. Сегодня наградим победителей. Только пусть другие дети не расстраиваются, ведь шахматы требуют опыта и сноровки. Ваши победы ещё впереди.
Награждение победителей.
Ведущий: Шахматы любят поэты и композиторы. Благодаря им появляются замечательные песни. Наши замечательные земляки, смоляне написали удивительную детскую песню. Слова Евгения Гуткина, музыка Марины Рудомыловой, песня "Шахматы". Исполнение песни.
А от сказочного джина вам, ребята, шахматное печенье.