Лилия Гарипова
Сценарий праздника, посвященный 109–ой годовщине со дня рождения поэта — патриота Мусы Джалиля «Мои песни»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание - сложное направление в детском саду. Мы, воспитатели, стараемся дать понятие о патриотизме, о Родине в доступной детям форме. 21го февраля с детьми провели музыкально – литературную композицию, посвященную 109 ой годовщине рождения поэта – патриота. Предлагаем вашему вниманию сценарий праздника, проведенного в национальной группе.
Публикация «Сценарий праздника, посвященный 109–ой годовщине со дня рождения поэта — патриота Мусы Джалиля „Мои песни“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Песни. Все материалы на тему песен
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
Ведущий Здравствуйте, дети. Сегодня - день родного языка и сегодняшний праздник мы посвятим творчеству Мусы Джалиля. Кто такой Муса Джалиль? Да, поэт. Поэты и писатели умеют говорить литературным языком, это значит, говорить красиво и правильно. Мы с вами в садике учимся и научимся говорить правильно, так, как говорил М. Джалиль.
15 го февраля общественность отметила 109 ю годовщину рождения поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. Он писал и для взрослых и для детей. Сегодня мы с вами послушаем стихи М. Джалиля, песни на его стихи.
Муса Джалиль родился в Оренбургской области. Он рос самым обыкновенным мальчишкой, который любил бегать босиком по росистой траве, пас гусей, таскал воду, колол дрова, помогал маме в хозяйстве. Любил играть на мандолине, в шахматы.
Муса много читал, с малых лет сам начал писать.
Когда на нашу страну напали фашисты, Джалиль ушел на фронт. В это время ему было 35 лет. Дома у него осталась жена Амина и маленькая дочка Чулпан. Джалиль очень любил свою дочь и посвящал ей стихи. Некоторые стихи поэта стали песнями. Вот послушайте колыбельную песенку. “Колыбельная дочери”
(Плач ребёнка в аудиозаписи)
Девочки берут кукол, качают их и поют
лли – блли, озорница,
Пусть тебе спокойно спится,
Звёздочка моя, певунья,
Птица – счастья, песня – птица!
Час придет – и эта песня
Полетит над всей страною,
В синем – синем поднебесье
Станет звездочка звездою.
лли – блли, спи, дочурка,
За день очень ты устала,
Дремлет сад, где ты играла.
Спишь ли, звёздочка моя?
лли – блли – блли –б,
лли – блли – блли – б.
Куклы уснули.
Т – с – с – с
Ведущий Муса Джалиль любил писать о временах года Стихотворение “Яз” (“Весна”) нам прочтет Азалия
Яз кне карга бала чыгара.
Кн д им эзлп, авылга бара.
Авылда би чебешлр саклый,
Карга урлар, дип, йокларга ятмый.
Ахрысы би, хйлсен тапты:
Барлык чебине келтк япты.
- Каргалар монда очып кер алмас,
Чебешлремне хзер кыра алмас.
Ведущий Стихотворение “Бакчада - мд” послушайте в исполнении воспитателя Гулии Илдаровны.
Карлар эрегч,
Сулар йгергч,
Болын яшреп,
Ямьлнеп клгч,
Без беркн шулай
Шушы ирлрг
ыйналып килдек
Язгы мг.
Ул вакыт бу ир,
Баткак, саз иде.
Без тирес йдек,
Ттл казыдык.
Ул ттллрг
Орлык утырттык.
Шуннан, елгадан
Ташып, су сиптек.
Кз килгч, алар
имеш бирделр.
Кишер, кбест,
Татлы тамырлар.
Пешкн имешне
Барын да ыйныйк.
Бакчаны язга
Среп калдырыйк!
Ведущий Также поэт учил бережно распределять время, не тратить попусту.
ыр “Сгать”
Сгать суга: да – да!
Хбр бир танан,
Бакчага барырга
Унбиш минут калган.
Сикереп торды Марат,
Кр эшлр харап.
Тагын сога калган
Шул йокыга карап.
Сгать йри: келт – келт!
- Тиз бакчага кит, кит!
Марат аа дш:
- Тукта, мине кт, кт!
Сгать ырлый: ди – ди!
Мин бит туктый белмим.
Моннан ары зи – зи!
Миа карап йр син!
Ведущий Дети, Джалиль на фронте очень скучал по своей дочке и жене. Вот какие строчки он написал для нее. А композитор Захид Хабибуллин сочинил музыку и эти строчки превратились в песню. Послушайте песню в исполнении ваших воспитателей
Сагыну (Тоска)
Гл ччклре зм мин,
Юлларыа тезм мин.
Бик сагындым, бгырем.
Бик сагындым сине,
ле д ничек тзм мин.
Та атканда уянырмын,
илкм шл салырмын.
Та шикелле балкып,
Иртн кайтыр булса,
Каршы чыгып алырмын.
илбер – илбер ил искнд,
лнг чык тшкнд,
Бик келле булыр,
Бик кызыклы булыр,
Кайтса,сагынып кткнд.
Ведущий Поэт любил животных и поэтому писал про них стихи. Амир, пожалуйста, тебе слово.
“Куян” шигыре
Куян, син кайда?
- Яшел тугайда.
Куян, син кайда?
- Ерак чллрд.
- Куян, син кайда?
- Калын урманда.
-Куян, син кайда?
- Карлы буранда.
-йдгез, дуслар,
Кырны, урманны,
Члне актарып,
Табыйк куянны.
Ведущий Ришат, расскажи нам про собачку Акбая.
“Маэмаем”шигыре
Ведущий Андрей Крупнов расскажет стихотворение
“Случай в подъезде»
Забыть тот случай –
Не могу!
Соит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку
И топчется на месте.
Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
-Давай нажму,
Но сколько раз?
И он сказал:
- Нажмите пять!
И я - нажал.
Я позвонил
Пять раз подряд,
А он
Попятился назад:
- Ну, хватит, дяденька!
Бежим!
Он - из подъезда.
Я - -за ним.
Ведущий -Дети, во время Великой Отечественной войны Джалиль находился в Действующей армии. Тяжело раненный на фронте, он был взят в плен. Гитлеровцы заключили его в Моабитскую тюрьму. Вы уже знаете, что и в тюрьме он писал стихи. Какие тетради он делал? Правильно, размером с блокнотик, писал в них, а блокноты прятал, чтобы не нашли фашисты. Этот сборник называется «Моабитская тетрадь». Стихи эти не потерялись, их привез на Родину очень хороший человек, его друг. Сейчас послушайте стихи из этой тетради. Стихи прочтут ваши воспитатели Гульгеня Альбертовна и Рамиля Риковна.
«Не верь».
“Бер гет” (“Назидание”)
Ведущий - Наши дети очень любят хороводную игру поэта “Крст ле, Камали”
Крст ле, Камали,
Ничек утын яралар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулай утын яралар.
Син йт ле, Камали,
Кайдан утын алалар?
Урманнардан, урманнардан
Барып кисеп алалар.
Син йт ле, Крим,
Ничек чагы шуалар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулай чагы шуалар.
Син йт ле, Крим,
Ниг чагы шуалар?
Чагы шуган яшь балалар
Таза, матур булалар.
Крстле, Сираи
Ничек мылтык аталар?
Мен шулай, мен шулай,
Шулай мылтык аталар.
Крст ле, Глчир,
Ничек салют бирлр?
Мен шулай, мен шулай,
Шулай салют бирлр.
Син йт ле, Глчир,
Кемн кпне беллр?
Пионерлар, пионерлар,
Шулар кпне беллр.
Ведущий -Дети, мы хотим видеть вас умными, честными, послушными, добросовестными детьми, мы не хотим, чтобы вы были как Шакир.
Стихотворение “Кого Шакир хотел перехитрить”
Стихотворение прочтет Арина Федорова
Шел за приятелем Шакир
По узенькой тропе.
- Нет, первым я приду домой!-
Сказал Шакир себе
Перебежав через ручей,
Он так доску приладил,
Чтоб, на нёё ступив ногой,
В ручей упал приятель.
- Я первым буду!- крикнул он.
Но лишь поднял глаза-
Увидел вдруг на берегу
Огромнейшего пса!
Назад попятился Шакир,
Встал на доску ногою,
Бултых! – доска,
Бултых! – Шакир
Под воду с головою!
Да хорошо –
На этот раз
Его в беде
Приятель спас!
Ведущий “Не рой другому яму, сам в неё попадешь” гласит пословица. Мы не хотим, чтобы вы попадали в такие ситуации.
Послушайте ещё одно стихотворение в исполнении воспитателя Татьяны Александровны.
“Красная ромашка”
Ведущий -Однажды, один хозяин попросил своего котёнка охранять сметану и вот что получилось из этой истории. Песня “Вороватый котёнок”
За ширмой петушок в аудиозаписи “Ку – ка – ре – ку!”
Песенка “Петушок” (дети по всему залу)
Лишь пришла пора рассвета,
Как сейчас же подал где – то:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
Чей – то чуткий петушок
Чистый звонкий голосок:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
Встрепенулся старый кочет
И вовсю как загрохочет:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
А за ним - и здесь, и там
Понеслось по всем дворам:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
Услыхав весь этот крик,
Мы проснулись тот же миг:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
И скорей, скорей, скорей
В сад бежать гурьбою всей:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку
Ведущий Стихотворение “Кукушка” прочтет нам Софья Давыдова
(звучит голос кукушки)
Тихие сумерки.
Солнце садится.
Слышно, как плачет
Какая – то птица:
- Ку – ку, ку – ку.
Это кукушка
Кричит на суку.
Словно прогнать
Она хочет тоску:
- Ку – ку, ку – ку.
Если бы кукушка
Жила не одна,
Так бы весь век
Не кричала она:
- Ку – ку, ку – ку.
Пела бы кукушка
Весёлые песни,
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
- Ку – ку, ку – ку.
Ведущий - Каждый год в Казани в день рождения поэта люди собираются у памятника Джалиля, читают его стихи, говорят о том, как хорошо жить без войны, что никто не имеет право отнимать жизнь у других. Дочь М. Джалиля Чулпан каждый год приезжает в Казань, чтобы побыть у памятника отца. Она гордится подвигом отца. А какой подвиг совершил М. Джалиль? (Ответы детей) Он знал, что его казнят, его мучили, пытали, но он все равно не перешел на сторону врагов, не согласился сотрудничать с фашистами. Продолжал бороться против врагов языком стихов. Мы называем его поэтом – патриотом. Кто такой патриот? (ответы детей) Человек, который любит свою Родину, родную землю и никогда не предает её. Джалиль очень любил свою Родину, людей. Творчество и подвиг М. Джалиля знают не только в нашей стране, а во многих зарубежных странах. Стихи М. Джалиля призывают нас быть смелыми, бесстрашными, заставляют задуматься о том, как это здорово - жить в мирное время!
Память М. Джалиля увековечена. Есть улицы М. Джалиля в городах, селах, есть книги о нем, есть музеи. В Казани около Кремля стоит памятник Мусе Джалилю. Скульптур изобразил его закованным в колючую проволоку. Но мы видим, что поэт не сломлен, не испуган. Его поза выражает решительность, смелость. Он гордо смотрит вперед, крепко сжатые кулаки говорят о готовности к борьбе, о вере в победу. Мы всегда будем помнить о подвиге М. Джалиля, и будем рассказывать об этом детям.
Стихотворение “Мои песни”
Взойдите на полях Отчизны, песни, -
Растил я в сердце каждое зерно,
И сколько вам дано огня и чести,
Лишь столько жить вам на земле дано.
Забудут вас – и ждет меня погибель,
А не забудут – мне не умереть!
Но недоверьем вас я не обидел,
И слёз украдкой не спешил стереть.
Я песню сердцем выверял до звука –
Я становилась пламенем строка.
И песней обласкать умел я друга,
И песней побеждать умел врага.
Глухой мирок за пёстрой занавеской –
Не для меня! Вся радость бытия
В открытой првде, в страсти, в мысли дерзкой,
В тебе, любовь, - поэзия моя!
Я песней клялся Родине. И если
Грозит мне гибель – клятвы не предам1
О,Родина! Тебе отдал я песни.
О,мой нарлд! Я жизнь тебе отдам.
Я с песней выходил весне навстречу.
Я с песней шёл на смертный бой с врагом.
С последней песней распрвляя плечи,
В последний миг пою под топором
Учила песня до конца бороться,
Любить свободу, если ты джигит:
И жизнь моя, как песня, оборвётся,
И смерть моя, как песня, прозвучит!
Ведущий - Дети, в школе вы больше познакомитесь с творчеством Мусы Джалиля.
-На этом мы заканчиваем наш праздник, посвященный творчеству и 109 годовщине рождения Мусы Джалиля.