Марина Смирнова
Сценарий праздника «Дружба и братство — лучшие богатства» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№2 «Октябренок»
«Дружба и братство – лучшие богатства»
для детей старшего дошкольного возраста
разработали:
Мельникова Ю. В. – воспитатель,
Публикация «Сценарий праздника „Дружба и братство — лучшие богатства“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дружба. Сценарии развлечений с друзьями
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Смирнова М. В. – музыкальный руководитель
Г. Тутаев, 2018 г.
Цель:
Приобщение детей к культуре и традициям разных народов.
Задачи:
Развивающие:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям разных народов РФ;
- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка;
- развивать творческие способности.
Обучающие:
-формировать представление о прошлом нашей Родины;
- расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, обрядах, народных играх, песнях, танцах;
- знакомить с именами разных народов;
- знакомить с символикой РФ.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
- воспитывать доброжелательность, чувство уважения друг к другу;
Материалы и оборудование: аудиозаписи с народной музыкой, м/ф «Гора самоцветов», видеопроектор, компьютер, музыкальный центр, экран.
Атрибуты: самовар, белорусская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки, уголек, зернышки, монетки, папаха, оленьи рога (детский ободок, национальные костюмы, печка, деревянная посуда, сундук, прялка.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание фотографий и иллюстраций национальной одежды, домашней утвари и обихода, кухни, игрушек.
Ход мероприятия.
Дети под песню «У моей России» заходят в зал, встают полукругом у центральной стены.
Ведущая:
Все мы - народов разных дети,
Россия наш огромный общий дом.
Веками мы живем под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.
Дети: (по очереди)
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Этот день – наш общий праздник!
Этот край – наш общий дом!
Дети поют песню «Край, в котором ты живешь»
После песни дети садятся на стулья
Ведущая:
Во все времена все люди любили свою Родину, дружили, помогали друг другу, объединялись. Когда Родине грозила беда, вместе защищали её от врагов. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
Дети:
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Ведущая:
Сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина.
Ведущая:
Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб. Посмотрите!
Отрывок м/ф «Гора самоцветов»
(о флаге, гербе, гимне)
Дети выходят, читают стихи:
Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущая:
Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны?.
А как она называется? Правильно, это Гимн России!
Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн Великой нашей Державы – России!
Звучит «Гимн Российской Федерации»
Все слушают стоя.
Ведущая:
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство всех народов.
Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно!
«Всем советуем дружить» - песня
Ведущая:
Соединяет все наши народы дружба.
Танец «Ты и я – вместе мы - друзья»
Дети садятся на стулья
Ведущая:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Видеоролик «я, ты, он, она» - о России
Ведущая:
Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.
Я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и увидеть, как живут некоторые народы России. Ну что, в путь?
Отрывок из м/ф «Гора самоцветов»
(рассказ о народах Севера)
Звучит национальная музыка народов Крайнего Севера
Ведущая:
Мы с вами оказались на самом севере нашей страны. Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки, чукчи, якуты. Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.
Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют.
Входит чукча с оленем
Чукча Тынэ-нкэй:
Здравствуйте, друзья. Мое имя Тынэ-нкэй. Расскажу вам немного о празднике оленеводов. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым. Начинается праздник бегом оленьих упряжек.
В белой тундре, где снега,
Он растил свои рога –
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей.
Ведущая:
Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.
Эстафета «Оленьи упряжки»
Две команды по 3 пары (1 – олень, 2- оленевод). Задание: обежать препятствия, вернуться к своей команде, передать следующей паре.
Ведущая:
Вот такой веселый праздник оленеводов проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора продолжить наше путешествие. До свидания, Тынэ-нкэй!
Чукча уходит. Ведущая обращает внимание на экран.
Отрывок м/ф «Гора самоцветов»
(рассказ о народах Кавказа)
Ведущая:
На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Встречайте, к нам приехали гости с Северного Кавказа.
звучит Кавказская музыка. Входят Осетин и Дагестанец.
Осетин:
Всем доброго дня! Меня зовут Давид, что в переводе означает «могучий, как Лев». Я живу в Осетии.
Дагестанец:
Я – Рустам – «смелый», живу в Дагестане.
Осетин:
Это края высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.
Дагестанец:
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. И танцы у нас такие же.
Танец «Лезгинка»
Ведущая:
Поиграем в народные игры жителей этих мест. Во многих играх народов Юга России используется головной убор - папаха. Игра, в которую мы поиграем, так и называется: «Надень папаху»
Конкурс «Надень папаху».
Мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-12 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают в слух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего назначаются другие дети.
Правила:1. Водящий не должен подсматривать. 2. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Ведущая:
Спасибо нашим друзьям за такую замечательную игру, но нам пора продолжать наше путешествие.
Гости под музыку уходят.
Ведущая:
А мы отправляемся в гости к удмуртам.
Отрывок м/ф «Гора самоцветов»
(про Удмуртию)
Звучит удмуртский наигрыш. Входит «Бурановская бабушка», на подносе «Перепечи» (национальное блюдо).
Бабушка Граня:
Здравствуйте, друзья. Я – бабушка Граня, села Бураново из Удмуртии
Удмуртия наша народом воспета,
Природа богата и люди красивы.
А как же иначе? Ведь это – Россия!
Я не с пустыми руками пришла,
Вам гостинцев принесла!
Ешьте наши перепечи,
Чтобы стать умнее, крепче.
Все пробуют перепечи. Бабушка рассказывает рецепт.
Рецепт старинный : муку можно брать пополам с ржаной, а начинка мясная или овощная (картофель, капуста, каша) всегда заливается омлетом. Название «Перепечи» произошло от выражения "перед печкой", т. е. перед сильным огнём.
Ведущая:
Чтобы время не терять,
Приглашаю танцевать!
Общий танец «Камонэн дэнс»
(бабушка Граня показывает движения танца).
Бабушка в конце танца, приплясывая, уходит.
Ведущая:
Как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке - всех нас объединяет такая замечательная страна – Россия. Населяют Россию люди разных национальностей. Всех объединяет язык общения – русский.
Наше путешествие по России продолжается. А теперь давайте заглянем к нашим соседям-белорусам! Ну что же, в путь!
Видеоролик «Гора самоцветов»
(про Белоруссию)
Ведущая открывает ширму – за ней уголок белорусской избы
Ведущая:
Дети, куда мы попали?
Дети: В избу.
Ведущая:
Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Назовите их.
Дети:
Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, колыбель, сундук, прялка и т. д.
Ведущая:
У каждой избы есть свои хозяева. Давайте вспомним пословицы о доме, о семье.
Игра «Продолжи пословицу»
Ведущая начинает пословицу, дети заканчивают
-В гостях хорошо… а дома лучше.
- Не красна изба углами…. а красна пирогами.
- Каково на дому… таково и самому.
- Дети не в тягость…. а в радость.
- Когда семья вместе…. и душа на месте.
- Всякой матери…. своё дитя мило.
- Мать кормит детей…. как земля людей.
- Семья – это… семь Я.
Ведущая:
Молодцы, ребята. Посмотрите здесь в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.
Ведущая, достает из колыбельки куклу. В записи звучит плач младенца
Ведущая:
Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Олечка, покачай её.
А мы споём ей колыбельную песенку.
Дети, импровизируя, напевают «Колыбельную».
Ведущая:
С давних времен, когда ребенок рождался, родители ему придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена?
Дети предлагают имена (Иванушка, Алёнушка, Евдокия, Федора, Агафья, Ганна)
Ведущая:
Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Как девочку нашу назовем? (ведущая предлагает Аленушкой).
А вы знаете, что обозначает имя Алена? (Дети высказывают предположения).
Это имя обозначает алая, красивая. Так звали богиню утренней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Ведущая:
Кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? (дети предполагают)
Ведущая слова сопровождает действиями.
Давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Ведущая кладет уголек:
- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.
- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыта.
- Когда клали монетку - будь всегда богата.
До сих пор в Белоруссии сохранилась такая традиция: купая своего ребёночка впервые, кладут какую-нибудь вещь и приговаривают слова.
Берет рушник, вытирает лицо куклы:
Вытирая, говорили-
Полотенце вышито и бело.
Вытирай-ка малыша умело,
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Ты, Алена, подрастай,
И к нам в гости приезжай.
Ведущая:
А нам пора возвращаться в Россию, в Москву.
Отрывок м/ф «Гора самоцветов»
(о Москве)
Звучит русская народная мелодия.
Ведущая:
Вижу чудное приволье,
Вижу реки и поля.
Это русское раздолье!
Это русская земля!
И где бы мы с вами не оказались, можно уверенно сказать: все дети нашей страны любят играть.
Игра «Плетень», под р. н. мелодию
Общий хоровод под песню «Шире круг»
Ведущая.
Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах.
До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Текст песни "Край, в котором ты живешь"
1
Мы играем возле дома
И зимой, и летом,
Все давным-давно знакомы
В дружном доме этом.
Припев:
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
2
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней,
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней.
Припев:
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь.
3
Октябрятским дружным хором
Песенка поётся,
Край, который с детства дорог,
Родиной зовётся.
Припев:
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
4
Наша Родина большая
Солнышком согрета,
Нет на свете лучше края,
Чем страна Советов.
Припев:
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
Песня «Всем советуем дружить»
Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте.
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете.
Припев:
Ни за что, ни за что, ни за что на свете – 2 раза
Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиду их
Никому на свете
Припев:
Никому, никому, никому на свете – 2 раза
Рецепт «Перепечи»
Ингредиенты
4 стакана муки (400 г)
100 г маргарина
200 мл молока или воды
0,5 ч. л. соли
1 ст. л. сахара
2 яйца
начинка:
0,5 кг фарша
100 г лука
приправа
омлетная заливка:
2 яйца
50 мл молока
соль-щепотка
1. Готовим сначала тесто, так как ему надо постоять минут 20! Яйца соединяем с маргарином.
2. Добавляем соль, сахар.
3. Подливаем жидкость (вода+2 ст. л. сухого молока) и, подсыпая муку, начинаем замешивать тесто.
4. Следим, чтобы размешались все кусочки маргарина.
5. Тщательно вымешанное тесто накрываем салфеткой и переходим к начинке!
6. Обжариваем фарш (любой) с луком и приправами или просто с солью. Взбиваем яйца с молоком, солью в шейкере.
7. Когда тесто немного постоит и станет пышнее, обваливаем его в муке, нарезаем на равные части и скатываем их в шарики.
8. Раскатываем тесто в лепёшки примерно 10 см.
9. Защипываем края, делая барьер для начинки.
10. Выкладываем фарш-1 ст. л. и разравниваем по всей тарталетке.
11. Заливаем аккуратно сверху омлетом, который сразу пропитает весь фарш.
12. Переносим на лопатке перепечи в смазанную форму.
13. Выпекать каждую такую партию 20 минут при 180*.
14. Подавать горячими!
15. Устоять невозможно) Тесто получилось даже немного слоистое и хрустящее!