Наталья Цветкова
Сценарий праздника к Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста «Живи как Александр Невский»
▼ Скачать + Заказать документы
Живи как Александр Невский
Дети заходят в зал с воспитателем под музыку, исполненную на гуслях.
Заходит Сказительница
Сказительница:
Ой, вы, добры молодцы да красны девицы. Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую, да на игры веселые, чтобы был у нас мир да лад, да согласие. И я, Сказительница, расскажу вам как жили на земле русской в давние времена богатыри знатные.
Стояли за Русь много лет и зим,
Не жалея сил да и времени.
Чтобы Русь никогда, на все времена,
Воевать, разорять было некому.
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Публикация «Сценарий праздника к Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста „Живи как Александр Невский“» размещена в разделах
- Александр Невский
- День Знаний. 1 сентября
- День знаний. Сценарии 1 сентября
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2021
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Воспитатель выкладывает на стол доспехи богатырей (шлем, меч, щит, кольчугу)
Сказительница: Ребята, а вы знаете что это такое?
Дети: – Это доспехи воина, богатыря.
Сказительница: Скажите, а зачем богатырям доспехи?
Дети: Доспехи нужны, чтобы защитить себя в бою.
Сказительница: Правильно, во все времена считалось самым важным делом – защищать Родину.
Я предлагаю вам отправиться в прошлое, когда не было электричества, высоких домов и машин, когда наши предки жили в избах, ездили на лошадях. Тогда народом правили князья. Ребята, посмотрите, это портрет известного человека, защитника. Внимательно вглядитесь в этот портрет, перед вами великий князь - Александр Невский.
(на экране портрет Александра Невского)
А хотите знать, за какие заслуги Александра Невского называют великим князем? (Ответ детей). Тогда смотрите на экран, да слушайте внимательно (рассказ сопровождается слайдами).
Наша Родина богатая страна, много у нас рек, морей, лесов, животных и растений, поэтому все хотели ее завоевать. Часто на нашу землю нападали враги. И вот однажды шведы захватили древний и красивый город Новгород, но князь Александр не подчинился им. Он созвал свою дружину и стал на защиту Родины.
А вы знаете, что такое дружина?
Дети: Это войско.
Сказительница: Шведских войск было очень много, а у Александра Невского было всего лишь тысячное войско. Но Александр не устрашился и велел небольшому войску своему собраться на бой. И пошли воины за своим любимым князем на смертный бой. А в бою он применил хитрость - он настиг шведов, когда те отдыхали на берегу Невы, он заслал своего воина, что бы тот прорубил топориком днища вражеских кораблей, и когда шведы бросились отступать, то вместе с кораблями пошли ко дну. Эта битва принесла ему победу, а его с того времени прозвали Александром Невским. После победы он произнес такие слова: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет». Александру Невскому было всего 20 лет, когда он выиграл это крупное сражение.
Ребята, как вы думаете, почему в таком молодом возрасте он пошел сражаться, воевать за свою Родину и добился таких успехов?
Дети: Он хотел защитить свою Родину от врагов. Он не хотел, чтобы Русь захватили шведы. Потому что он любил свою Родину и хотел ей помочь.
Сказительница: Какие же качества Александра Невского проявились в этом поступке?
Дети: Хитрость, находчивость.
Сказительница: Значит не только сильным физически должен быть защитник? Смекалка, находчивость, ум, интеллект, знания – тоже важны.
Вскоре после Невской битвы на нашу землю напали крестоносцы (немецкие рыцари). Они были закованы в железные латы и шлемы, даже кони были в тяжелых доспехах. Враги появились вблизи самого Новгорода. Александр отвел свои полки к берегу Чудского озера. И вот тут, на льду озера, произошла битва, которую назвали «Ледовое побоище».
Вот посмотрите, как построились русские полки.
(на экране иллюстрации Ледового побоища)
В начале битвы крестоносцы сильным ударом разгромили русские войска. Но апрельский тонкий лед, дал трещину. Закованные в тяжелые доспехи рыцари моментально провалились в воду.
За эту победу, народ прозвал А. Невского - Солнышко Отчизны.
Какое качество проявил Александр Невский в этом сражении?
Дети: Смекалку.
Сказительница: Не только смекалку и хитрость, а грамотный расчет. Он смог правильно рассчитать ход врага и только благодаря своей смекалке и грамотной тактике русские смогли победить многочисленного врага. Ребята, как вы думаете, а Александр Невский сразу стал полководцем?
Дети: Нет. Сначала он, как и все, был мальчиком.
Сказительница: Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, его опоясали мечом, и посадили на коня, он должен был удержаться в седле. В руки дали лук со стрелами.
С этого дня Александра стали обучать воинскому искусству. Сначала оружие было легким, к 7 годам стали давать оружие из дерева, из тяжелого дуба, а в 14 лет - настоящее оружие.
С юного возраста Александра учили защищать себя и других, его воспитывали защитником своего Отечества
А вы хотите быть похожими на Александра Невского? (ответы детей).
Сказительница: Для начала нужно разбиться на две (три) команды и в каждой выбрать своего богатыря.
Группа делится на две команды, в каждой команде выбирают командира-богатыря.
«СОБЕРИ БОГАТЫРЯ В ДОРОГУ»
Сказительница: Надо собрать богатыря в путь-дорогу. А его славная дружина будет ему помогать.
Под музыку дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю и одевают своего командира-богатыря.
Сказительница: Русские богатыри силой славились, не даром про сильного
человека говорят - богатырь!
Ну, богатыри готовы, пришло время сделать богатырскую разминку.
«БОГАТЫРСКАЯ РАЗМИНКА»
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо и ещё
Через левое плечо.
Буквой "л" расставим ноги
Словно в танце руки - в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Размялись, теперь посмотрим, а готовы ли вы защищать нашу родину, проведём состязания богатырские!
ПЕРВАЯ ЗАБАВА : ИГРА «ЧУРА»
Сказительница: Воспитание мальчишек в княжеских дружинах занимались опытные, бывалые, суровые дядьки, воспитывали играми, что было замечательной идеей. Игры были разнообразны, но самой любимой игрой была «Чура», где дети палками водили мяч.
(По сигналу первый участник каждой команды ведет палкой мяч до конуса и обратно, передает эстафету следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету).
Сказительница:
Верный конь во всех сраженьях –
Богатырский чудо – конь,
И конечно, без сомненья
Здесь понадобится он.
ВТОРАЯ ЗАБАВА: ЭСТАФЕТА «БЫСТРЫЙ ВСАДНИК».
(Участники команд по очереди садятся на «коня» - гимнастическую палку – и «едут» до конуса и обратно).
Богатырь всегда готов
Врагам страны дать тумаков.
Кто на Русь с мечом придёт,
От меча тот и падёт!
Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,
Глазом зорким, рукой твёрдою!
И сейчас проведем мы наглядный урок,
кто из богатырей самый меткий стрелок.
ТРЕТЬЯ ЗАБАВА : «САМЫЙ МЕТКИЙ БОГАТЫРЬ».
(Игроки обеих команд по очереди подбегают к конусу, и от него бросают в корзину 2 малых мяча)
Если богатырь стоит на страже,
То может быть уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной земли!
Богатыри не только воевали, но и умели веселиться. Сейчас и мы с вами посоревнуемся, да и весело попляшем.
А сейчас не зевай,
Булаву быстро передай!
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАБАВА : «ПЕРЕДАЙ БУЛАВУ»
(Д и взрослые стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки). На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.)
Сказительница: Не перевелись на Руси богатыри, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую. Не запятнали чести богатырской.
А пока мы веселились, злой да жадный враг объявился. Всех своим посвистом с ног валит, да добро отбирает. (фонограмма свиста) Кто это?
Входит Соловей-разбойник, в руках несет ларец.
ИГРА С СОЛОВЬЕМ-РАЗБОЙНИКОМ «ТИШЕ ЕДЕШЬ».
Соловей-разбойник: Здравствуйте! Я тут посплю, а вы меня не будите, не шумите, тихонечко сидите. А то как засвищу…(Соловей-разбойник ложится на лавочку, ставит ларец рядом с собой).
Сказительница: Ах, соловей-разбойник, опять казну утащил. Казну нам надо возвратить, да Соловья не разбудить. Вы тихо идите, а я приговаривать буду, чтобы беды не случилось.
(подзывает детей, объясняет правила):
Дети уносят по одной монетке, складывают в кошель.
Соловей-разбойник: (просыпается) Где казна моя, честно краденная? Вот я вас всех. Ладно, я ещё украду. А давайте меняться: я вам – казну, а вы мне – девицу-мастерицу, рукодельницу.
Сказительница: Ишь ты, хитрый какой, меняться вздумал! Обманом тебе легко живется. Обман большого ума не требует. Ну-ка, богатыри, выходите, да девиц от Соловья защитите!
ИГРА ПО ТИПУ «НЕ ВЫПУСТИМ».
Соловей наступает, мальчики делают круг, девочки оказываются в середине круга. Соловей пытается пройти, мальчики не пускают. Сказительница и Ведущая помогают детям, руководят игрой.
Соловей-разбойник: Что-то я устал. Вы меня обхитрили, тогда я хозяйку силой добуду.
Сказительница: Погоди, соловей-разбойник. А ты попробуй загадки наши отгадать. Если отгадаешь, отдадим тебе девицу-хозяйку.
Загадки о Руси, богатырях, оружии. Пока Соловей отгадывает загадки, Ведущая наряжает большого игрушечного кота девицей (рубашка, сарафан, косынка).
Соловей-разбойник: А вот и отгадал я все ваши загадки! Так что отдавайте мне девицу!
Соловей хватает подмену и убегает.
Сказительница: Вот так богатыри! Не только сильны, еще и сметливы: и казну княжескую воротили, и девиц-красавиц защитили. А я нынче в гости к князю звана о доблестях богатырских поведать, вот казну-то и снесу. А вам за ваши подвиги ратные, да за ум сметливый, дружбу верную и руки работящие народ гостинец шлет и поклон земной отдает.
Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людей. Он был настоящим воином, защитником. Он всегда будет примером для наших защитников. Александр Невский не проиграл ни одной битвы и никогда не искал славы. В нашей армии утверждён знак высшей воинской доблести - орден Святого Александра Невского.
И наших современных защитников Отечества, наших солдат, за подвиги, отвагу награждают знаком высшей воинской доблести - орденом Святого Александра Невского. Вот и я за вашу смелость, силу, выносливость, мужество и смекалку хочу наградить вас орденом Александра Невского.
Награждает детей. Воспитатель помогает.
Сказительница: Дорогие ребята, я поздравляю вас с праздником – день знаний, с началом учебного года. Я желаю вам быть такими же сильными, смелыми, терпеливыми, выносливыми как Александр Невский. И помните, что такие качества воспитываются с детства. До свидания!
Уходит.
Ведущий:
Этот смел, а тот удал,
Этот силу показал.
И поэтому по чести
Чай попить нам нужно вместе.
СОВМЕСТНОЕ ЧАЕПИТИЕ