Тюкпиекова Вера
Сценарий праздника «Чыл пазы» (хакасский Новый год) в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника (старшая, подготовительная группы)
«Чыл Пазы» - Голова года (хакасский новый год)
(праздник проводится на улице).
Звучит хакасская песня«cурнагастар», дети свободно располагаются на площадке детского сада.
Ведущая 1 – Изеннер!
Ведущая 2 – Здравствуйте ребята!
Публикация «Сценарий праздника „Чыл пазы“ (хакасский Новый год) в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Подготовительная группа
- Республика Хакасия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В 1 – Ребята, сегодня большой праздник Чыл – пазы! Новый год – по хакасскому календарю. Поздравляем вас ребята, с этим замечательным, национальным, весенним праздником.
В 2 – Необозримые степи, горные реки, дивной красоты таежные дали – и все это Хакасия родная! Здесь живет народ, который помнит и чтит древние традиции и обряды своей Родины.
В 1 – Праздник Чыл – пазы отмечается 22 марта. Этот праздник еще называют праздником благодарения, гостеприимства, очищения и благословления, а еще праздником : солнца, неба, огня и березы.
В 2 – Хакасы верили, что холодной зимой на земле вся природа спит, а 22 марта с первыми лучами солнца добрые божества возвращают все к жизни. И первый ритуал, который совершали люди – это поклонение солнцу. Давайте ребята мы с вами тоже встретим солнце и добрых божеств земли.
Дети под музыку чатхана поднимают руки вверх и повторяют слова:
Ради жизни на земле!
Ради счастья на земле!
Встречаем солнце,
Как встречали наши предки!
В 1 – Накануне праздника все люди убирали, очищали свое жилище – юрту, наряжались в красивую новую одежду и ходили с рассветом друг к другу в гости. Люди поздравляли друг друга, пели песни, читали стихи и рассказывали сказки. Вот и мы с вами почитаем стихи в честь нашего праздника.
Дети читают стихи:
1. хакас чир1, пайзын малга
халын агас, ан, хусха.
Хара чирденхасчан паза
Кумус, алтын, тим1рге
2. часхы, часхы, часхы кун
чахсычылытчирустун
чирустундетанда, пуун
чир ч1тпез1н с1л1г кун
3. Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
4. Облака бегут быстрей
Небо стало выше
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
5. Сегодня у окошка
Чирикнул воробей:
«Вставай скорее крошка,
Проснись, проснись скорей!»
В 1 – Молодцы, дети! Ребята, а вы знаете, что основными видами стада у хакасов были лошади, крупный рогатый скот и овцы. Поэтому они называли себя трехстадным народом. Лошади использовались как продукт питания и как средство передвижения. Кроме того, от них получали молочные продукты. А сейчас мы с вами посмотрим танец «Наездники»
В 2 – А теперь, дети, пора поразмяться, поиграть (песня «Харахарахтар»)
Игра «Поднимание гири» (кто больше поднимет, тот выигрывает)
В 1 – Основным обрядом на празднике Чыл – пазы было кормление огня и очищение души от болезней, злобы и скверны. Так же хакасы обращались к святому дереву Березе, повязывали на ее ветви цветные ленточки – чалыма и просили у природы счастья и здоровья своим семьям. Послушаем, как дети воспевают березу.
В 2 – Праздник будем продолжать,
Надо нам Весну позвать! И сейчас нам Данил Черноусов прочитает стихотворение «Пришла весна».
/Появляется Весна/звучит песня «Сурнагастар»
Весна – Здравствуйте ребята! Я к вам опять пришла.
Вьюги и метели, прочь я прогнала!
Принесла вам солнца, света и тепла,
Очень с вами встречи этой я ждала!
Ну, а вы по мне скучали -O-
Без меня вы замерзали -O-
Тогда давайте поиграем.
Игра «Перетягивание палки» (кто перетянет на себя палку, тот выигрывает)
Игра «Юрта»
«Кража невесты»
«Поймай лошадку»
В2- А теперь давайте мы с вами проведем обряд кормления огня
Дети встают в круг вокруг костра
В 2- (кормлю огонь молоком и мясом) приговаривая:
О, мать наша богиня огня!
У тебя 30 зубов красного пламени!
О, дева наша – богиня огня!
У тебя 40 зубов – высокого пламени!
БЛАГОДАРИМ ТЕБЯ – белым молоком, белой коровы!
И ПОКЛОНИМСЯ ТЕБЕ!
(Все кланяются огню)
В 1 – А теперь, дети возьмите, черные ленточки, завяжите их узелком и бросьте в огонь. И все наши беды, болезни и неприятности сгорят в священном огне.
Звучит песня «Тореен чир1м»
В 2.(обращаясь к березе) :
Золотая береза, с золотыми листьями!
Солнцем опоясанная стоишь!
О! Белая береза!
На твою белую грудь – белая чалыма! (показываю)
Небу голубому – синяя чалыма!
Солнцу ясному и огню – красная чалыма!
Лесу- зеленая чалыма
В 2 – (ведет детей к березе) Дети, возьмите в руки разноцветные ленточки (чалыма).
Белый цвет – цвет чистоты.
Синий – неба и мира.
Красный – солнца и огня.
Зеленый – леса!
Загадайте желание и привяжите ленты к ветвям березы.
– Вот мы и встретили праздник Чыл – пазы! (звучит песня «Тореен чир1м»)
В 2 – И теперь вся природа оживет!
Вместе – И пусть двери будут открыты нашему счастью!
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Сюрприз»
Цель: Создание социальной ситуации развития для составления и решения простых арифметических задач на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-«, «=»; закреплять умение составлять число из единиц и порядковый счет в пределах 20.
Задачи:
1. обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
2. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
3. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
4. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Оборудование: конверт с письмом, знаки, картинки, части от одного пазла с заданиями.
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взросло Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Конверт с письмом Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, в дверях лежало письмо, как вы думаете, от кого оно?
– Что будем делать с письмом?
– Тогда читайте.
– Может, я прочитаю?
Письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята, мы узнали, что вы скоро идете в школу, и решили вам преподнести сюрприз! Для того чтобы его найти вам необходимо хорошо знать свою группу, решать примеры, думать и принимать решения. Мы в вашей группе спрятали, в разных местахдетали от одного пазла, где вы увидите задания. А, найти их очень просто. Нужно расшифровать картинки, которые подскажут, где их искать. Желаем успехов, старшая группа «Кузнечики».
- Ну, что хотите получить сюрприз?
-А что для этого нужно?
- Правильно, решить задания
- Смотрите, на обратной стороне письма что-то есть. Что это? (картинки)
Как вы думаете, для чего они здесь?
А почему на листе картинки расположены в два ряда и с одинаковыми цифрами (Правильно, нужно поделиться на две команды) Ответы детей Условия для выражения детьми своих мыслей
Основная часть Карта с картинками, пазл с написанным заданием 1картинка. Кровать с номером 12 для первой подгруппы и групповой шкаф для второй подгруппы.
Смотрите, а что это на обратной стороне пазлов?
Как вы думаете, мы справимся с этими заданием
Задание: Поставь знаки больше, меньше, равно.
1. Ответы детей
Условия для выражения детьми своих мыслей
Карта с картинками, пазл с написанным заданием 2 картика. Кабинка с номером 22 для первой подгруппы и шкаф в спальне для второй подгруппы.
Задание: Реши примеры.
Предположения и ответы детей Условия для выражения детьми своих мыслей
Карта с картинками, пазл с написанным заданием 3 картинка. Кабинка с номером 15для первой подгруппы
Задание: Из каких частей состоит задача?
Кабинка для полотенец с номером 11 для второй подгруппы.
Задание: Рассказ это задача? Почему?
Предположения и ответы детей Условия для выражения детьми своих мыслей
Карта с картинками, пазл с написанным заданием 4 картинка: Под маленьким ковром в группе первая подгруппа, под столярным столиком в группе вторая подгруппа.
Задание: решение логических задач.
1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
( Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
5. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
6. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
7. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
8. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)
9. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
10. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 час
Ответы детей
5 картинка. В шкафу уголка природы для первой подгруппы и в шкафу возле телефона для второй подгруппы.
Задание: Решение арифметических задач на сложение и вычитание.
А) У Оли было 8 конфет. Три она отдала Кате. Сколько конфет осталось у Оли?
Б) На ветке сидели 4 птички. Прилетела еще одна. Сколько птичек стало на ветке?
А) На столе лежало 10 яблок. Петя забрал яблока. Сколько яблок осталось на столе?
Б) У Ани было 5 кукол. Маша дала еще 2 куклы. Сколько кукол слало у Ани?
Молодцы ребята, мы все части от пазла собрали. Как вы думаете, что нам теперь с ними нужно сделать?
Что у вас поучилось?
Где нужно искать сюрприз? Ответы детей
Рефлексия Что мы сегодня делали?
Вам понравилось? Ответы детей