Елена Елена
Сценарий, посвящённый 75-летию ВОВ «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Луч» г. Томска
«Сценарий мероприятия, посвященного 75- летию Победе в Великой Отечественной войне и Защите Отечества»
Родькина Елена Викторовна
МАОУ ДО ЦДТ «Луч»
Педагог - организатор
Содержание
1. Пояснительная записка…. стр. 1
Публикация «Сценарий, посвящённый 75-летию ВОВ „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2020
2. Основная часть…стр. 1-8
3. Заключение….стр. 8
4. Список литературы…стр. 8
-1-
Пояснительная записка:
9 мая – светлый, радостный праздник для всего нашего народа. В 1945 году в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов – защитников, отстоявших мир в жестоких сражениях. И тем детям, кто прошёл и кто погиб в то страшное время. Мы будем помнить, и вспоминать их героические поступки, их стойкость, и любовь к Родине. Им мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная слава героям!
Театральный мюзикл.
На авансцене сидит девушка подросток, за столом с ноутбуком. На сцене темно, только светит монитор компьютера. Звучит тихая музыка. Девушка начинает свой диалог на сцене включается экран, на котором показываются все действия девушки в ноутбуке: экран, страницы перелистанные сайтов и та ссылка…где фото военного времени, фото детей во время войны.
Девушка: В мире технологий, в мире гаджетов и современных игрушек. Всё это сегодня, сегодня мы можем открыть компьютер и он нам ответит на любой вопрос. Такое ощущение, что мы можем всё или почти всё…. А можем ли? Мы находясь дома можем попросить прощение или сказать спасибо. Мы новое поколение людей, совсем другие. Я перехожу со страницы на страницу, лайкаю своих друзей, и наталкиваюсь на ссылку «Победа-75». Я вчитываюсь. Фотографии за фотографиями детей. Я смотрю на детей, которые жили в это время….кто улыбается, кто грустит, кто просто о чём то думает…. Они любили по другому, они думали по другому….они….другие, чем мы…
В начале 41 в них столько счастья, жизни, дыхания… А потом год за годом их глаза взрослеют, их мысли….
Слова девушки обрываются музыкой, в зале становится темно. Звучит фонограмма Т. Гвердцители «Дети войны».
Идёт музыкально-театральная постановка «Дети войны»
-2-
Постановка заканчивается дети поворачиваются спиной к зрителю. Звучит голос за кадром. Фонограмма В. А. Моцарт «Реквием»
Голос: Казалось, было холодно цветам
И от росы они едва поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
Одна из девочек поворачивается и спрашивает в неизвестность
Девочка: Почему люди все на свете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Голос: Война – война ….
Звучит канонада, взрыв, дети в ужасе разбегаются. Одна девочка остаётся. Фонограмма В. А. Моцарт «Реквием»
Я родом из детства
Девочка: Кто-то родом из детства. Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
-3-
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
На её последних словах, к ней на встречу, выходит мальчик, на последней строчке девочка уходит.
Исполняется песня «Я хочу чтобы не было войны» Муз. и слова А. Петряшева. Музыка меняется В. А. Моцарт «Реквием»
Голос: Дети и война – нет, более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен». Мальчик, везущий на детских санках мать тяжело раненую, когда шел бой за их деревню. Дети и война. Для кого-то - это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.
Выходят дети. Исполняется поэтическая зарисовка. Фонограмма минус М. Бернес «Журавли»
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
1-й: Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
2-й: Себе прибавляли мальчишечки годы,
Чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды.
Кому-то родным стал завод.
3-й: Станки малолетки, как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
-4-
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
4-й: Исхожено много дорог километров.
Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и ветры.
Фашист нас, как зверя, травил.
5-й: Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.
6-й: А в голод спасала лишь корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
Не всех оставляя в живых.
7-й: Нам, детям войны, много горя досталось.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль отклик у Эха нашла.
Исполняется музыкально-танцевально-театральная постановка.
Звучит фонограмма, включается экран, идёт презентация «Письма детей войны». Фонограмма минус «Ты же выжил солдат»
Голос: Пожелтевшие листы – обыкновенные письма, одни из тысячи тех, что посылали дети-бойцы с фронта домой родным. С чувством волнения мы берём в руки ветхие листы писем и читаем их. Треугольники с
-5-
неразборчивым почерком, которые с любовью и нежностью ожидали отцы и матери, братья и сестры.
Юра Рябинкин оказался в блокадном Ленинграде с мамой и сестрой Ирой.
. Тупик, я не могу дальше так продолжать жить. Голод. Страшный голод. Рядом мама с Ирой. Я не могу отбирать от них их кусок хлеба. Не могу, ибо знаю, что сейчас даже хлебная крошка. Сегодня, возвращаясь из булочной, я отнял, взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и также укромно съел. Я скатился в пропасть, названную распущенностью, полнейшим отсутствием совести. Такая тоска, совестно, жалко смотреть на Иру. Есть! Еды!
Лера Игошева эвакуировалась из Ленинграда в 1942 г., пережив самые голодные дни блокады и потеряв за это время папу. Выжить удалось чудом.
. Вторую кошку мы съели уже безо всякого отвращения, довольные, что едим питательное. Затем наступили особенно голодные дни. В магазинах ничего нет, дома тоже почти ничего нет. Кошек, видимо, ели далеко не одни мы. Сейчас на улице не встретишь ни одной, даже самой паршивой и тощей.
Фрида, еврейская девочка, школьная подруга. Её имя появляется всего в нескольких записях 15-летнего Ромы Кравченко-Бережного из западно-украинского Кременца. Потом это имя исчезает так же, как исчезает с лица земли его первая любовь.
За вчерашний день расстреляны около пяти тысяч человек. У нас за городом — старый окоп, длиной около километра. Там проводят экзекуцию. Грузовик останавливается, обречённые сходят, раздеваются тут же, мужчины и женщины, и по одному движутся ко рву. Ров наполнен телами людей, пересыпанными хлорной известью. На валу сидят два раздетых по пояс гестаповца, в руках пистолеты. Люди спускаются в ров, укладываются на трупы. Раздаются выстрелы. Кончено. Следующие!
И это самая малость таких писем…
Звучит фонограмма минус «Синий платочек, выходит девочка.
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
-6-
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
-7-
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Музыкально-танцевально-театральная зарисовка «Девчёнки-почтальонки»
Выходит девчушка с косичками, в руке тряпичная кукла. Она исполняет частушки. По окончании частушек, на звонкий голосок с разных кулис на сцене появляются солдаты. Солдат протягивает девочке кусочек сахара.
Солдат: Откуда ты такая звонкая?
Девочка: Я из Тамбова. Там все голосистые! Так…. Победа же… Ребята, сюда, сюда…
С разных кулис выбегают дети, звучит фонограмма Левитана «О наступлении Победы»
Звучит фонограмма минус «День Победы»
Голос: Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи. 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей. Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… Почтим память павших Минутой молчания.
-8-
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Звучит фонограмма песня «День Победы».
Выступающие исполняют театральные зарисовки о встрече Победы, выходят на поклон.
Заключение:
Дети должны помнить историю своей страны, должны помнить о том, сколько горя и нечеловеческих страданий вынес наш народ во время Великой Отечественной войны. Они должны научиться уважать ветеранов и людей, которые на себе испытали все ужасы войны. Сценарий посвящен детям войны, которые своим самоотверженным трудом, стойкостью и любовью к людям смогли спасти сотни человеческих жизней.
Список литературы:
1. Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет. / Сост. Ред. Г. Н. Белоглазова – Изд. «А. Р. Т.», 2007. - С. 225.
2. Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет / Сост. Ред. Г. Н. Белоглазова – Барнаул: Изд. «А. Р. Т.», 2007. – С. 181.
3. Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет. / Сост. Ред. Г. Н. Белоглазова – Барнаул: Изд. «А. Р. Т.», 2007. – С. 279.
4. Личный архив автора. Документальный комплекс Сунцова В. В. №140, документ № 937.
5. Быков, В. В. Обелиск : Пер. с белорус. Г. Куреневой. Рыбаков А. Н. Неизвестный солдат : Повести / Послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с., ил. – (Б-ка юношества).
6. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. – М. : Политиздат, 1990. – 464 с. : ил., карт.
7. Интернет по адресу https://children1941-1945.aif.ru