ольга кузнецова
Сценарий, посвященный Дню семьи (для родителей и детей старшего дошкольного возраста) «Счастливая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Кузнецова О. А., старший воспитатель (вед. 2, Соколова Е. А., педагог – психолог (вед. 1, Машанова И. И., Шишкина С. М., музыкальные руководители
«На что и клад, когда в семье лад» К. Д. Ушинский
Зал празднично украшен. Подиум оформлен под «русскую избу».
Дети и родители заходят в зал.
Вед. 2 Здравствуйте гости дорогие. Добро пожаловать в семейную гостиную!
Мы рады новой встрече с Вами. А называется она «Счастливая семья».
Публикация «Сценарий, посвященный Дню семьи (для родителей и детей старшего дошкольного возраста) „Счастливая семья“» размещена в разделах
- День семей, 15 мая
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- День семьи. Сценарии праздника
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2016
«На что и клад, когда в семье лад» – говорил К. Д. Ушинский. Я думаю, что смысл этой поговорки всем понятен. Когда в семье лад и покой – душа радуется, все счастливы.
Кто делает семьи счастливыми, дружными и веселыми? – конечно, это
наши дети.
Исполняется песня «Наши дети»
Вед. 1 А теперь настало время для знакомства, и первая часть нашей встречи называется «Круг знакомства». (Родители встают в круг вместе с детьми, и каждая семья представляется – делают комплимент своей семье).
Вед. 1 Вот мы и познакомились.
А теперь давайте пообщаемся…
2. Наши семейные традиции.
Вед. 1 Падение рождаемости, брошенные дети при живых родителях и одинокие старики при живых детях, конфликтные взаимоотношения родителей и подростков - не звенья ли это одной цепи? Давайте попробуем разобраться во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. На мой взгляд, это происходит потому, что утрачивается связь между поколениями, традиции уходят в прошлое.
Сегодня немногие из нас могут поделиться семейными традициями.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно – нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции.
Они имеют определяющее значение в народной судьбе. По ним можно судить о народе, или о какой – то стороне его бытия. Например, к традиционным качествам народа можно отнести – терпение, гостеприимство, стыдливость и целомудрие. Не поэтому ли раньше разводы практически отсутствовали. Супружеские измены случались как исключение. Народ не знал грубых ругательств.
Традиционны были и роли супругов. Женщина вела домашнее хозяйство, присматривала за детьми, была хранительницей семейного очага, робкой и исполнительной.
Мужчина – глава семьи, добытчик и защитник.
Что же происходит сегодня? Женщина и мужчина имеют равные права. Женщины бывает дома не намного больше своих мужей, так что дом, как центр семейного воспитания, оставлен без присмотра. Но не будем придаваться унынию. Может быть не все еще потеряно?
ПРИГЛАШАЕМ ВАС К РАЗГОВОРУ.
Вед. 2 И сегодня своими семейными традициями поделится семья Ш…. Вам слово Э… Г…. (Рассказ о трудовых традициях семьи).
Вед. 2 Может быть еще кто-то хочет поделиться?
Ст. воспитатель рассказывает о семейных традициях на примере пения колыбельных песен. Приложение 1
Вед. 2 Традиционными являются и некоторые праздники: это Рождество, Масленица, День Ивана Купалы и пр. Многие из них имеют еще языческие корни. Но из поколения, в поколение, с любовью передаются какие – то особенности проведения этих праздников.
Вед. 2 Традиционными на Руси были и народные гулянья, игрища. Вот и в нашем детском саду есть своя традиция – обучение детей народным играм. Сейчас вашему вниманию будет предложен фрагмент развлечения «Игры с Аленушкой и Иванушкой» – (отв. Муз руководители). Приложение 2
Вед. 2 А сейчас слово предоставляется воспитателю старшей группы - она расскажет о значении народных игр, с некоторыми из них познакомит вас.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (обучение родителей 3 - 4 м народным играм Вологодской области). Приложение 3
Вед. 1 Вот такие традиции. Вы видите, что они имеют огромное значение для укрепления и сохранения семьи. Но поверьте, введение или возобновление традиций – это не самоцель. Главное во всем этом – общение между поколениями, взаимоуважение, проявление внимания и заботы детей по отношению к взрослым и наоборот, мужчин к женщинам (пословица гласит, что мужчина воспитывает детей своим отношением к женщине). И если вы заложите это в души ваших детей, то через много лет они и их потомки с благодарностью будут вспоминать вас. А это и есть главная награда и счастье.
Вед. 2 Сегодня о своих семейных реликвиях поведает нам и семья в лице мамы Б…. О… А…. (рассказ об орденах деда, рушниках).
(Предложить и другим родителям рассказать о реликвиях)
КОНКУРС «Собери бусы» (дети и родители вместе собирают бусы из бросового и природного материала. Проводит мама Б…. О…. А) – это тоже своеобразные реликвии, которые можно передавать от мамы – дочке – внучке.
Вед. 2 А сейчас нас ждут рассказы о семейных увлечениях. Все мы очень разные и у каждого из нас есть свои секреты мастерства, свои увлечения. Вот о них сейчас и поведают семьи наших воспитанников (мини – концерт, демонстрация рукоделий и т. п.)
Вед. 2 Слово предоставляется семье Г…. и др.
Вед. 2 У педагогов детского сада тоже есть свои увлечения:
Вот, например, А….Г…Н… увлечена театрализованной деятельностью. И сейчас вашему вниманию – юные артисты представят фрагмент постановки «Колобок» (дети младшей группы).
Вед. 2 А вот увлечение воспитателя С….Е…С…. – другое. Педагог демонстрирует выставку поделок из природного материала.
Вед. 2 А вот наши музыкальные руководители могут научить детей очень красиво читать стихи (несколько детей читают стихи, 2-3 чел.)
Вед. 2 А сейчас невыдуманные семейные истории.
Одну из низ поведают нам семья С…. (о необычном случае произошедшем в семье, который в дальнейшем стал традицией).
Вед. 2 Переходим к последней части нашей встречи «Семейный альбом». И слово предоставляется заведующему МДОУ.
Т…Г…. обращает внимание собравшихся на выставку семейных газет (Тема «Традиции семьи»). Награждает активных участников встречи.
Вед. 1 Вот и подошла к концу наша встреча в клубе «Счастливая семья». Мы с вами приятно пообщались, поделились ценностями семейного счастья, секретами семейного благополучия и воспитания детей. И давайте будем помнить то, что с «Семьи начинается все. Ребенку нужны не только еда, новые одежки, купание и стирка, ему необходимы нежность и любовь, мамина ласка и папин голос» (Г. Данилов «Не убить Моцарта!»).
«Не нужен и клад, когда в семье лад».
Предлагаю продолжить общение за чашкой чая.
Общее чаепитие (обмен рецептами, мнениями, обсуждение любимых блюд).
Приложение 1
О колыбельных
В Дагестане говорят о плохом человеке: «Ему мать не пела колыбельных песен». У русских нет такого изречения. Но колыбельные песни – непременный элемент традиционного быта и русского народа. В этом изречении названы 2 фактора, которые, по мнению народа, влияют в детстве на воспитание человека: мать и ее колыбельные песни.
Колыбельная песня не только усыпляла, но и воспитывала младенца. Она рассказывала о животных, о труде взрослых. Может быть, с этого начиналось экологическое и трудовое воспитание.
Очень жаль, что колыбельные песни стали уходить из жизни. Современные мамы не знают старинных колыбельных. Между тем, хоть и изменяется наш быт, и детей теперь не принято качать, но нравственные установки песен не потеряли своего значения и поэтическое слово по –прежнему способно воздействовать на ребенка.
Они проникнуты любовью к ребенку, в них выражается забота о нем: высказываются добрые пожелания, предостережения.
Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. А во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Поэтому, мамы, пойте своему ребенку песни!
Приложение 2
Фрагмент развлечения «Игры с Аленушкой и Иванушкой»
Аленушка (входит) Вставай Иванушка, уж день занимается.
Иванушка Пусть занимается. У него до вечера много дел.
Аленушка Вставай Иванушка, уж солнышко всходит.
Иванушка Пусть всходит, ему далеко бежать нужно.
Аленушка Вставай Иванушка, каша готова!
Иванушка А я уж, Аленушка, за столом сижу! (быстро встает, берет ложку и садится за стол).
Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени», дети цепочкой забегают в зал, останавливаются в кругу.
Реб. Мы собрались для игры,
Взяли квасу и воды.
Будем кушать, будем пить,
А вот ты пойдешь водить.
Выбранный ребенок – водящий.
ИГРА «Дедушка сапожник» («Ах ты, береза»)
Ив. Аленушка, отпусти меня с ребятами поиграть.
Ал. Иди, а я пока за водой схожу (берет ведро, уходит)
Ив. (выбегает, в руках веревка).
Мальчик (подг. № 2 воспит.) Иванушка, что это у тебя?
Ив. Змейка. Давайте играть. Ну-ка, парни, кому удастся на веревку встать, место занять!
ИГРА «Змейка» (С Иванушкой).
Ив. (увидев входящую с ведром Аленушку). Аленушка, иди с нами играть!
Ал. Да дел у меня, Иванушка, по дому много.
Ив. Иди хоть ненадолго. И девчата тебя уж заждались.
Ал. (выходит). А давайте «Утушкой играть!». Становитесь-ка, девочки, цепочкой за мной. А вы, ребята, воротца делайте.
ИГРА «Утушкой играть» (общая) (Утушка луговая).
Ал. Давайте присядем, да скороговорку вспомним.
Как на горке, на пригорке
Стоит 22 Егорки
Раз Егорка, 2- Егорка, 3 – Егорка…
- А теперь ты, Иванушка. Сколько Егорок на одном дыхании насчитаешь? (Иванушка считает). А теперь вы, ребята! (Дети по очереди считают)
СКОРОГОВОРКА «ЕГОРКА» (ОБЩАЯ)
НАРОДНЫЕ ИГРЫ (описание)
1 ИГРА «ДЕДУШКА – САПОЖНИК»
УСЛОВИЯ ИГРЫ: по считалке выбирается дедушка. Он в центре круга.
Дети Дедушка – сапожник, сшей нам сапоги.
Дедушка Погодите, детки, потерял очки!
Дети Дедушка – сапожник, сколько с нас возьмешь?
Сапожник Два рубля с полтиной, пятачок и грош!
Дети Дедушка – сапожник, ты с ума сошел!
Сапожник Погодите, детки, я очки нашел!
Во время диалога дети сужают круг. После произнесения сапожником последних слов дети разбегаются, он их догоняет. Пойманный становится дедушкой – сапожником.
2 ИГРА «ЗМЕЙКА»
На полу по кругу садятся играющие. За кругом стоит водящий с веревочкой- змейкой в руке. Неожиданно, водящий бросает один конец веревки в середину круга. Все вскакивают и стремятся как можно быстрее встать на веревку – змейку. Кому места не хватит – выбывает из игры.
Водящий бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который становится водящим.
3 ИГРА «УТУШКОЙ ХОДИТЬ» (Вожегодский район)
Тиу-тиу-тиу-ти,
Уже некуда идти
С малым детушком,
Со дитятушком.
Утя с миленьким детем разлучилася,
Как пушинка бела распушилася.
Тиу-тиу-тиу-ти,
Куда с горя мне уйти?
Дети делятся на две группы - одна образует круг. Другие ухватив дуг друга за подол, образуют цепочку, бегут змейкой, пока звучит песня, в воротики. С окончанием песни ворота захлопываются. Утята не успевшие выбежать, остаются в кругу. Вед. - утица
Приложение 3
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (обучение родителей 2-3м народным играм Вологодской области)
Игра «Чижик» (Сямженский район)
По дубочку постучишь, /дети сидят, чиж летает/
Вылетает серый чиж.
У него, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал, /стучит носком ноги, дети хлопают/
Правой ножкой все кивал.
Кив, кив, не кивай
Себе пару выбирай /все встают в пары/
Кому не хватает пары, тот чиж.
Игра «Решето» (Вологодская область)
Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:
-Бабушка, бабушка, продай решето!
Бабушка: - А оно не продажно!
Покупатель обходит детей и разглядывает их. Снова идет к бабушке и просит:
-Бабушка, бабушка, продай решето!
Бабушка:- Возьми сзади!
Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего игрока.
Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.
Игра «Гвоздик» (Бабушкинский район)
В стороне игрок – бабушка.
Дети: (подходят) бабушка, бабушка! Можно травки пощипать?
Бабушка: пощипите, пощипите! Только гвоздика (луковое перо) не рвите.
(Игроки «щиплют траву», вдруг один как закричит: «Бабушка! Гвоздик!» Бабушка догоняет, пойманный садится на свое место.)
Игра «Растяпа» (Вологодский район)
Игроки встают лицом в круг парами друг за другом. Один — лишний «растяпа» встает в центр круга. Под музыку (гармонь) игроки, стоящие внутри круга идут плясать, остальные стоят, изображая «домики». Как только музыка заканчивается, игроки бегут занимать любой «домик» (встают за спину). Оставшийся без «домика» - Растяпа.
Игроки говорят ему:
«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Игроки меняются местами.