Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия. Декоративное рисование по мотивам народной вышивки «Вышитое полотенце»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Развивать связную речь, коммуникативные и изобразительные навыки, умение самостоятельно выбирать композиционные и цветовые решения. Продолжать знакомить с традициями русского народа, творчеством народных мастеров.
Предварительная работа:
Знакомство детей с вышивкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание в мини-музее «Русская изба» вышитых изделий.
Составление узора из геометрических фигур на бумаге прямоугольной формы.
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия, Декоративное рисование по мотивам народной вышивки „Вышитое полотенце“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Рисование. Все материалы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2016
Заучивание пословиц и поговорок о труде и рукоделии. Рассказ родителей об истории появления в доме вышитых полотенец.
Материал и оборудование:
Предметы быта русской избы: печь, лавка, стол, сундучок, люлька, (колыбелька), вязаные половики, тканный половик и т. п. Полотенце (белая накрахмаленная ткань 15х50см), фломастеры и маркеры, зеркало – на каждого ребёнка.
Ход:
Дети входят в изостудию. Проводиться игра-приветствие «Эстафета дружбы».
Дети образуют круг, берутся за руки и передают рукопожатие друг другу.
Звучит аудиозапись русской народной песни «Позолоченная прялица». Дети, взявшись за руки, переходят в мини-музей «Русская изба»
Воспитатель. Где мы с вами оказались? Какие предметы вам здесь знакомы? Что вы о них знаете? Что делает убранство избы особенно красивым? (Ответы детей)
Подводит детей к столу, на котором разложены полотенца.
Воспитатель. Среди предметов, которые украшают избу, вы назвали и вышитые полотенца. На Руси этот предмет обихода называли по-разному: рукотёрник, ручник, утирник, полка, ширинка. Из украинского языка к нам пришло знакомое всем слово «рушник». Чем рушник отличается от обычного полотенца, которым вы умываетесь после умывания? (Это полотенце украшено яркими узорами). Верно, кроме этого, оно сделано из льняного холста – ткани, которую хозяйка ткала дома на ткацком станке. Мы рассматриваем вышитые полотенца как произведения народного искусства, а когда то ими пользовались ежедневно. Каждая женщина должна была уметь ткать полотенце и украшать его вышивкой, лентами и кружевом.
Какие предметы в избе украшены полотенцами? Отличаются ли вышивки на разных полотенцах? (Ответы детей)
Вышивка – один из самых удивительных видов русского народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Как вы думаете, что такое оберег? (Это предмет, который оберегает от всякого зла и дурного глаза.) Вышитые полотенца вешали на иконы, окна и двери, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Расскажите, какие узоры вышили мастерицы на наших рушниках, где они их расположили, нитки каких цветов они использовали?
Дети (по желанию) рассказывают об элементах оформления каждого полотенца.
Воспитатель.
Горница у нас большая
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Давайте заглянем в сундучок.
Дети открывают сундук, в котором лежат игла с ниткой, пяльцы, лоскуты ткани, фломастеры и маркеры.
Воспитатель. Вам знакомы эти инструменты? Для чего они нужны? (Ответы детей)
Дети. Ткань, пяльцы, иглы и нитки нужны мастерицам для вышивки. Они подбирали цветные нитки и вышивали им яркие узоры.
Воспитатель. (закрепляет ткань на пяльцах, вышивает) Мастерицы обращались с иголкой аккуратно. Почему, как вы думаете?
Дети. Иголка острая, ею можно уколоться. Иголка маленькая, её можно потерять.
Воспитатель достаёт из сундука полотенца (белую накрахмаленную ткань) и раздаёт их детям.
Воспитатель. Давайте украсим эти пролотенца красивыми узорами. Мастерицы их вышивали, а вы нарисуете. Сейчас распишите один край полотенца, а в группе в свободное время продолжите работу.
Как располагается узор на полотне? (узоры украшают концы полотенца) Сложите полотно пополам и прогладьте ладонью середину. Помните: узоры на разных концах полотенца должны быть одинаковыми.
Звучит запись спокойной музыки. Дети садятся за столы, расписывают одну часть полотна. По ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает индивидуальную помощь, вспоминает пословицы и поговорки о труде и рукоделии.
Воспитатель. Хотите посмотреть, как у вас будет выглядеть полотенце после завершения работы? (Раздаёт детям зеркала)
Проводится опыт с зеркалом.
Дети приставляют зеркало к расписанной части работы и рассматривают отражение узора.
Воспитатель. Вы молодцы, мастера и рукодельницы! Красивые у вас полотенца получились. Узоры на них как пожелания счастья, здоровья и достатка, оберег от всякого зла. Кому вы их подарите? (Ответы детей)
Под аудиозапись весёлой русской народной мелодии дети берут рушники и выходят из помещения изостудии. Во второй половине дня в свободное время в уголке творчества дети завершают работу.