Людмила Овсянникова
Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тундра»
▼ Скачать + Заказать документы
Действующие лица:
Дети, ведущая (муз. руководитель, медведь «Умка» (воспитатель)
Оборудование:
Макет тундры или соответствующая картина, иллюстрации – колдунья Катгыргын в облике женщины-охотника и старухи, охотник Тынэн, медведь, заяц, морж, рыба-сайка, волк, белая лисица, кайра, медуза, олень, ягель, полярная береза.
Вступление:
Ведущая: Здравствуйте, ребятушки! Заходите, да рассаживайтесь поудобнее. Набегались, наигрались в снежки на улице? Любите зимушку-зиму?
1-й ребенок:
Публикация «Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе „Тундра“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тундра. Природная зона
- Темочки
Почему люблю я зиму?
Потому что, погляди,
Как бегут по льду и снегу
Санки, лыжи и коньки.
2-й ребенок:
Мы зимою не скучаем,
Хоть и холодно все дни.
Веселиться помогают
Санки, лыжи и коньки
3-й ребенок:
Только снежною зимою
Нам послушны и легки
И зовут гулять с собою
Санки, лыжи и коньки.
Исполняется песня о зиме (музыка М. Парцхаладзе «Снега-жемчуга»)
Ведущая: А сегодня к нам в гостьи пришел один герой с далекого севера. Надеюсь, вы его узнаете?
Звучит музыка из мультфильма «Умка» (под музыку выходит «Умка»)
Умка: Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня вам рассказать чукотскую сказку о всемогущей колдунье Катгыргын. Чукотский народ живет в тундре и по берегу холодного, северного моря. Летом тундра расцветает. Везде на кочках яркие цветы: синие, желтые, белые. На воде разноцветные птицы: белые, черные, рыжие. Голубое небо над зеленой равниной. А зима в тундре – это долгая ледяная ночь. Солнце на небе не появляется всю длинную зиму. Звери прячутся, перелетные птицы улетают подальше на юг. Но жизнь в тундре зимой продолжается, не замирает совсем. Она везде: на земле и под землей, на снегу и под снегом, под водой.
Умка: Давным-давно жила на Чукотке злая колдунья. Звали ее Катгыргын. Где стояла ее яранга, никто не знал. Но появлялась ведьма повсюду и много зла делала людям. Верой и правдой служили ей северные звери, птицы и растения. За это Катгыргын дала им тайную силу: один раз в жизни могли слуги колдуньи превратить своих врагов в безобидное существо.
И жил в тундре охотник Тынэн. Был он очень ловкий и сильный. Всегда выходил Тынэн победителем в прыжках через нарты.
Чукотская народная игра «Прыжки через нарты» (музыка Т. Суворовой «Веселый тренаж»)
Дети строятся друг за другом и по очереди перепрыгивают через валы-«нарты», пытаясь их не задеть.
Умка: Пришел однажды Тынэн с охоты домой и говорит жене:
- Что ты все лежишь? Взяла бы хоть кухлянку починила. Видишь: она вся в дырах.
- Возьми и почини, если тебе охота, - говорит ему жена.
- Что же это такое! – рассердился Тынэн. – Я продрог, хочу есть, а от тебя доброго слова не дождешься.
Крепко поругался с женой охотник и решил уйти от нее. Сунул он кусок вяленого мяса за пазуху, вскинул ружье на плечо и пошел, куда глаза глядят.
Долго ли, коротко ли шел – вдруг видит: стоит в тундре яранга. Вышла из нее старуха: худая, горбатая, нос крючком, голова торчком, зубы как клыки у моржа — длинные-предлинные.
- А, Тынэн пришел! Будешь моим работником. Давно я тебя поджидаю.
Понял охотник, что перед ним злая колдунья.
Вскинул Тынэн ружье:
- Не желаю быть твоим работником!
- Ха-ха-ха! Убить меня хочешь? Да ты взгляни: из чего стрелять будешь?
Глянул охотник, а у него палка вместо ружья. Замахнулся он палкой, а старуха перекувырнулась через голову – и сразу такая пурга поднялась, что вдруг темно стало, ничего не видно. Да ороз такой ударил, что кто не успевал согреться, сразу превращался в ледяную фигуру.
Игра на релаксацию «Греемся» (музыка В. Моцарта «Оркестровый шутки»)
По команде Умки «Греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигать, трясти всеми частями тела. По команде «Лед!» застывают на месте в определенной позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Умка: Чтобы не превратиться в кусок льда, Тынэн зарылся в снег, проткнул палкой сверху от бурана, заставшего их в пути. Переждал охотник, когда пурга стихнет, выбрался из своего укрытия, смотрит: а палка у него обратно в ружье превратилась. Подивился Тынэн чудесам и пошел по глубокому снегу свое стойбище искать.
Дети двигаются друг за другом широким шагом, как бы перешагивая через сугробы.
Сколько ни ходил Тынэн, а ноги его сами привели к жилищу злой колдуньи. Пришлось ему согласиться и пойти в услужение к Катгыргын. Велела ему колдунья стеречь ее ярангу, никого не пускать. Сама же пошла спать, пообещав охотника превратить в сосульку.
Стоит Тынэн на посту, грустную думу думает. А тут белый медведь идет.
Игра «Медведь» (Музыка Т. Суворовой «Танец медведей»)
Стал медведь проситься зайти к колдунье в ярангу, а охотник не пускает. Разозлился зверь, зубы оскалил, вот-вот набросится на сторожа. Вскинул Тынэн ружье. Испугался белый медведь, да как рявкнет:
- Будь ты зайцем!
И охотник превратился в зайца. Пустился заяц от медведя наутек.
Убежал заяц от медведя. Долго бежал, проголодался, а вокруг ни травинки, все белым снегом замело. Сел заяц Тынэн и заплакал горькими слезами. Вдруг видит: там, где упали слезинки, снег растаял, и ягель, олений мох, показался. Потянулся заяц к ягелю. А ягель перепугался, что заяц его съест, да как крикнет:
- Будь ты моржом!
И заяц стал моржом.
Вы узнаете моржа –
Бивни, словно два ножа!
Но моржи и для красы
Носят бивни – как усы!
(Р. Рамазанов)
Лежит морж в снегу, о воде мечтает. А до моря далеко. Делать нечего. Пополз Тынэн-морж через тундру к морю.
Дети ползут друг за другом, подтягиваясь на руках, подражая моржам.
Весь день полз. По дороге столько обитателей тундры напугал : и на лемминга в норке страху нагнал, и куропатку из снега поднял. А до моря дополз-таки! Обрадовался, что в воде можно поплавать.
Морж все время закалялся –
В ледяной воде купался.
(З. Репина, В. Буйко)
Плывет морж по морю, а впереди рыбка – сайка играет.
- Ага, думает морж, - сейчас рыбку поймает.
Подвижная игра «Золотая рыбка»
Все дети – «рыбки», один ребенок – «рыбак». «Рыбки» бегают по залу, уворачиваясь от рыбака. «Рыбак» начинает их ловить. Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», удается поймать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы «рыбка» оказалась в «неводе», она считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний оставшийся играющий и будет самой ловкой «золотой рыбкой».
Умка: Вот-вот морж схватит рыбку. Испугалась рыбка-сайка и говорит:
- Будь ты волком!
И стал морж волком. Бьет лапами по воде, того и гляди – утонет. Но все-таки выбрался на берег. Стоит у камня, весь в ледяных сосульках, дрожит от холода. Решил волк-Тынэн погреться, стал двигаться, наклоны делать
Динамическое упражнение «Наклоны» (под стихотворение)
Дети:
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад
Много-много раз подряд –
Влево, вправо, вперед, назад.
(Стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в соответствии с текстом)
Умка: А в это время белый песец мимо пробегал. Кстати, почему песец белый? (ответы детей)
Конечно, чтобы его не было видно на снегу. Помчался волк за песцом. Вот-вот догонит, а песец свернул в сторону, да как крикнет:
- Будь ты кайрой!
И превратился Тынэн из волка в птицу-кайру. Летит кайра над морем, еле на крыльях движется – так есть хочется. Заметил он на волнах медузу.
Динамичное упражнение «Медуза» (Музыка Т. Суворовой «Вальс»)
Дети лежат на животе, раздвинув ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову и корпус и держать на 4 счета. Затем медленно опуститься на пол и немного расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза.
Умка: Хотела птица-кайра съесть медузу, а та прошептала:
- Будь ты оленем!
И стала кайра оленем. Плывет олень по морю, одни рога из воды торчат. Вот-вот утонет. Но, к счастью, море стало замерзать, и он по льду вышел на берег. Трясется от холода, побежал олень быстро-быстро в тундру.
А ведь северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, обувает, и одевает. У северных народностей - ненцев, чукчей, саамов – одежда и обувь изготавливается из оленьих шкур. Даже свои дома, яранги и чумы, жители тундры для тепла покрывают сверху шкурами оленей. Олень – неутомимое животное. День-деньской работает: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и добывает из под снега свою пищу – ягель.
Вот и наш олень-Тынэн бежит по тундре. Встретил там другого оленя, стал с ним играть.
Два оленя по тундре носились
Познакомились и подружились,
Познакомились и подружились,
Два оленя по тундре носились.
Стал Тынэн с оленем силой меряться.
Эмоциональная игра «Два оленя»
Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги. Наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Противники должны противостоять друг другу, не двигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл. Можно произносит звуки «О-хо»!
Умка: Бежит олень-Тынэн дальше, а на пути его – березка. В тундре холодно, поэтому ствол ее прижался к земле, изогнулся весью Не видно почти березы под снегом.
- Дай, хоть коры поглодаю, - думает олень.
И только прикоснулся к березке, она, как встрепенется:
- Будь ты человеком!
И стал Тынэн вновь человеком. Пришел он домой и обо всем, что с ним случилось, рассказал жене. А тут жена и говорит:
- То ли с тобой еще будет! Ведь я и есть всемогущая Катгыргын.
У Тынэна по спине мурашки побежали. Но виду он не подает, что испугался.
- Ни за что, - говорит, - не поверю, чтоб моя жена колдовать умела. Катгыргын мухой сделаться может, а ты разве сможешь?
- Не то, что мухой – комаром обернусь! – гордо заявила жена.
И только сказала, как на глазах превратилась в комара. Жужжит, летает. Тынэн комару руку подставил: садись.
Игра «Комарик»
Дети:
Комарик летает,
Летает, летает,
Где сесть не знает:
Ж-Ж-Ж…
Хлоп!
Вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. «Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом. Прикасаются пальцем к левой ладони («комар сел»). Хлопают правой ладонью по левой.
Умка: Сел комарик на руку охотнику, а Тынэн его – хлоп – и раздавил.
Прощание с Умкой (Музыка Т. Суворовой «Танец конькобежцев»)