Татьяна Елисеева
Консультации для родителей «Развивающие игры по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей 4—5 лет
Вашему ребенку пятый год. Это — возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше, его игры становятся более длительными и сложными. Вы видите, как ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуете ему вы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у вас улыбку, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.
Не забывайте о том, что ребенок еще совсем маленький. Не стремитесь «ускорить» его развитие, заменяя игру чтением и счетом. Не старайтесь увести его от увлекательных занятий в мир жесткого «делай это, потому что так надо». Сделайте так, чтобы это «надо» стало интересным и привлекательным для малыша, и вы добьетесь хороших результатов.
Не нужно бояться идти тем путем, который подсказывает сам ребенок. Ведь ваша цель — добиться, чтобы малыш принял предложенную вами программу как свою собственную. Пусть эта программа строится с учетом особенностей его возраста и индивидуальности, поэтому не перегружайте малыша. Игры-занятия должны длиться не более 20 минут.
Головоломки
Составление фигур-головоломок — занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Но те игры, которые продаются в магазине, обычно слишком трудны для малыша. Совсем не сложно самим сделать головоломку для дошкольника. Давайте научим его составлять квадрат. Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Не забудьте закрасить обе стороны. Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т. д. Головоломка готова. Малыш составляет квадраты, накладывая детали на нарисованные вами контуры.
Задание можно значительно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными.
Если контурная схема разреза будет дана в уменьшенном виде, это также усложнит задание. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру — круг, треугольник и т. д. Варьируйте степень сложности задания, готовьте разнообразный материал — и ребенок будет несколько лет с интересом складывать сделанные вами головоломки.
Мастерская форм
Устроить эту мастерскую совсем несложно. Потребуются спички с отрезанными головками (или счетные палочки, куски гибкой медной проволоки (или толстые шерстяные нитки) и геометрические фигуры-образцы. Прямолинейные фигуры, такие, как квадрат, прямоугольник, треугольник, ребенок сможет выкладывать из палочек а округлые, такие, как круг и овал, делать из проволоки. Когда малыш научится мастерить каждую из форм, начните знакомить его с их вариантами. Пусть образцами теперь будут узкий и широкий прямоугольники, треугольники с разной величиной углов и т. п. Делая образцы, заранее убедитесь в возможности изготовления таких фигур из материала, которым располагает ребенок.
Чудесный мешочек
В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов — геометрических фигур, вырезанных из пластика, плотного картона, или мелких игрушек. Положите один набор в мешочек (из плотной ткани, затянутый резинкой. Задача играющего — на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями — будьте по очереди то играющим, то ведущим.
Другой вариант игры — второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант — ведущий просто называет предмет, который нужно найти: «Найди треугольник», «Найди Буратино» и т. п.
Спортсмены строятся
Упорядочивание предметов по величине — довольно сложная для малыша задача, требующая настойчивости и целеустремленности. Для этой игры нужны 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см). Ребенку нужно расставить спортсменов по росту — от самого маленького до самого высокого.
Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем - самую маленькую из оставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места — вы увидите, что ребенку нелегко будет восстановить правильный порядок.
Математика - удивительная, разнообразная и интересная!