Пяк Марина Сергеевна
«Путешествие в страну слов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в страну слов».
Цель: Способствовать развитию речи и любознательности у старших дошкольников.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Образовательные: Закрепить понятие «Слово», различие слов; расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Развивающие : Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память; развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слушать товарищей, работать в команде, не перебивать товарищей, говорить по одному, не выкрикивать.
Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.
Предварительная работа: Игра «Я знаю пять названий». Рассматривание схем, беседа по схеме, Игра «Звуки».
Материал: изображение солнца (веселый, грустный); лучики для солнца, коробочка с зеркалом, игрушки – котенок, машинка; мячи разного размера, цвета, и назначения; кукла Незнайка, карточки с фразовым конструктором, картинки с изображениями противоположных значений, разрезные картинки.
Ход ООД:
1. Вводная часть:
Для привлечения внимания проводится развивающая пальчиковая гимнастика:
Воспитатель: Бежали бегемотики
надутые животики
Бежали и бежали
И дружно повторяли
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
А маленькая змейка
В траве ползла шуршала
А маленькая змейка
За всеми повторяла!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
В. : Здорово. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с гостями).
В. : Молодцы. Слова бывают : громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные, вкусные, быстрые. Их можно называть до бесконечности.
Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее - дождик.
Есть книжное слово - страница
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое – смех.
-Ребята, смотрите, кто это? (Солнышко). – А в каком настроении он? (грустный). – Как вы думаете, почему солнышко грустит? (у него нет лучиков).
– Солнышко растеряло свои лучики в стране Слов. Поможем найти лучики для солнышка? (Да).
Тогда я приглашаю вас в необыкновенное путешествие в «Страну слов». Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. Мы должны знать о словах, как можно больше и научиться говорить красиво.
-Посмотрите, какая необычная и красивая коробочка у меня есть, хотите вам по секрету скажу какая она еще? (Да). Она ребята – волшебная. Коробочка будет за вами следить и класть сюда фотографии тех детишек, кто был самым активным, любознательным и в конце нашего путешествия мы узнаем, чьи фотографии здесь появились. Вы готовы к нашему путешествию в страну слов. (Да). Ну, тогда мы отправляемся!
2. Основная часть:
Фонетическая зарядка
- как тикают часы? (тик-так-тик-так)
- как подзывают цыплят? (цып-цып-цып)
- как чикают ножницы? (чик-чик-чик)
- как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж)
- как воет волк? (у-у-у)
- как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ)
- как поют комарики? (з-з-з)
- выходит воздух из шара? (с-с-с)
-шипит змея? (ш-ш-ш).
1. Работа на коврике: «Слова предметы».
-Ребята, вокруг много всего: есть живые существа и неживые предметы. А как вы думаете, чем отличаются живые существа от неживых предметов. (Живые существа могут двигаться, дышать, расти, видеть, а неживые предметы не могут дышать, слышать, видеть, потому что у них нет глаз и ушей). О живых существах мы говорим «кто», а о неживых — «что». Вот, например, у меня есть котенок, он живое существо, и правильно будет, задать вопрос «кто»! А есть еще машинка, машинка это неживой предмет, и правильно задать вопрос будет «что».
- Из предложенных слов вам нужно выбрать слова, которые отвечают на вопрос «кто» или «что». Слушайте внимательно!
Воспитатель называет слова и на доске крепит изображения, просит найти слова (предметы, которые отвечают на вопрос:
1. «кто»
Качели, водитель, стол, собака;
2. «что»
Врач, сапоги, продавец, яблоко;
3. «кто»
Ножницы, артист, музыкант, пила;
4. «что»
Корова, книга, воспитатель, стул;
5. «кто»
Подарок, повар, лампочка, ученик.
Вывод: слова обозначают живые существа и отвечают на вопрос «кто», на вопрос «что» отвечают слова о неживых предметах. Молодцы ребята, за это я вручаю вам один лучик для солнца.
- А сейчас, я предлагаю вам игру «Кто знает, пусть продолжает». (Игра с мячом)
- Мебель это - стол, стул, шкаф, кровать.
- посуда это-
-одежда это-
- семья это-
- овощи это-
-фрукты это-
- животные это-
-Молодцы.
2. Работа у магнитной доски «Слова действия» - использование фразового конструктора.
- Смотрите, ребята кто нас встречает – это Незнайка! Незнайка приготовил для нас карточки. Давайте посмотрим, что же там изображено!
- Здесь нам с вами нужно проговорить то, что изображено на схеме. На карточке мы видим три квадратика, в которых есть изображение. Давайте с вами рассмотрим, что изображено в каждом квадратике. В первом квадратике мы видим лисичку, посередине силуэт человека, в третьем мы видим лес – то есть какое-то место. А что делает силуэт человека? (Бежит). Давайте, мы с вами применим, это действие к лисичке и проговорим то, что у нас получится! (Лисичка бежит в лес).
-Молодцы! Аналогичная работа с другими карточками.
- Ребята, слова могут обозначать действия. (Получают лучик солнца).
Физкультминутка. Подвижная игра
3. «Слова признаки»
Воспитатель раздает детям по кругу мячи разного цвета, размера и формы. Вызывает двух ребят для сравнения мячей.
В. :- Скажи, (ребенок 1) какой у тебя мяч? – А какой у тебя (ребенок 2?
В. : - Можно ли отличить друг от друга эти мячи? (Да). – Почему? (ответы детей).
-Правильно их нельзя перепутать, потому что у них есть ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ по назначению, размеру и цвету.
Вызывает остальных детей, они описывают свои мячи.
Вывод: Слова могут называть признаки предметов или явлений. Молодцы ребята, вы прекрасно справились и за это я вручаю вам еще один лучик для солнышка.
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам небольшую разминку, где вам нужно назвать подходящее слово. Я буду называть описание, а вы подумайте, про что можно так сказать.
РАЗМИНКА «Назови слово»
-зеленая, колючая, лесная, пушистая (елка)
-металлическая, острая, швейная, маленькая (игла)
- зеленая, скользкая, пучеглазая, болотная (лягушка)
-серая, хвостатая, юркая, маленькая (мышка)
- желтый, кислый, ароматный (лимон)
- большой, квадратный, деревянный, обеденный (стол)
4. Работа за столами «Словообразования».
- Молодцы, ребята. Давайте пройдем за столы.
На столах разрезные картинки, ребятам необходимо собрать пазл и сказать что, на них изображено.
- Скажите, первый стол, что у вас изображено на картине? (изображено как падают листья).
-Второй стол, что изображено у вас на картине? (падает снег).
Показывает изображения по очереди на экране.
-Когда падает снег, как мы это называем? (снегопад). – А, когда падают листья? (Листопад).
-Мы с вами соединяем два слова (снег и падает) и получаем одно слово - снегопад. Листья падают – два слова, соединяем в одно и получаем слово – листопад.
- Скажите, ребята, какой прибор сосёт пыль? (пылесос). – Какая машина сок выжимает? (соковыжималка). – Какая машина кофе варит? (кофеварка).
-Молодцы, ребята. Вот так вот из двух слов образуется одно слово. Получайте лучик.
5.. «Скажи наоборот».
В. : - А мы продолжаем наше путешествие. И приглашаю вас в кружочек на игру с мячом «Скажи наоборот».
Показ и обсуждение картин с противоположным значением.
- Это слова с противоположным значением. Если одно слово обозначает что-то хорошее, то противоположным обозначением для него будет что-то плохое.
Большой - маленький
Толстый - тонкий
Черный - белый
Горячий - холодный
Пустой - полный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Храбрый - трусливый
Богатый - бедный
Сильный - слабый
Веселый - грустный
Широкий - узкий
Высокий - низкий
Твердый - мягкий
Кислый - сладкий
Добрый - злой.
3. Заключительная часть
Рефлексия. Подведение итогов.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось? (да).
- А что вам запомнилось? – Давайте мы с вами прикрепим лучики для нашего солнышка и вспомним, за какие слова нам их дали? Прикрепляют лучики на доску и рассказывают, какими бывают слова.
Молодцы, ребята сегодня во время нашего путешествия вы проявили внимательность, активность, были любознательны. Я надеюсь, что вы и дальше будете так целеустремлены. А сейчас я предлагаю открыть нашу волшебную коробочку и посмотреть, чьи же фотографии здесь появились. Уверена, здесь лежит фотография самого умного, внимательного, доброго ребенка. Воспитатель показывает коробочку каждому ребенку, где дети видят в зеркале свое отражение.