Приложение МААМ

«Путешествие в страну слов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Пяк Марина Сергеевна
«Путешествие в страну слов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в страну слов».

Цель: Способствовать развитию речи и любознательности у старших дошкольников.

Задачи:

Темочки:

Образовательные: Закрепить понятие «Слово», различие слов; расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Развивающие : Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память; развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слушать товарищей, работать в команде, не перебивать товарищей, говорить по одному, не выкрикивать.

Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.

Предварительная работа: Игра «Я знаю пять названий». Рассматривание схем, беседа по схеме, Игра «Звуки».

Материал: изображение солнца (веселый, грустный); лучики для солнца, коробочка с зеркалом, игрушки – котенок, машинка; мячи разного размера, цвета, и назначения; кукла Незнайка, карточки с фразовым конструктором, картинки с изображениями противоположных значений, разрезные картинки.

Ход ООД:

1. Вводная часть:

Для привлечения внимания проводится развивающая пальчиковая гимнастика:

Воспитатель: Бежали бегемотики

надутые животики

Бежали и бежали

И дружно повторяли

Ладонь-кулак,

Ты тоже делай так!

Ладонь-кулак,

Ты тоже делай так!

А маленькая змейка

В траве ползла шуршала

А маленькая змейка

За всеми повторяла!

Ладонь-кулак,

Ты тоже делай так!

Ладонь-кулак,

Ты тоже делай так!

В. : Здорово. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с гостями).

В. : Молодцы. Слова бывают : громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные, вкусные, быстрые. Их можно называть до бесконечности.

Есть сладкое слово – конфета

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ежик,

Есть слово промокшее - дождик.

Есть книжное слово - страница

Есть слово лесное - синица.

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое – смех.

-Ребята, смотрите, кто это? (Солнышко). – А в каком настроении он? (грустный). – Как вы думаете, почему солнышко грустит? (у него нет лучиков).

– Солнышко растеряло свои лучики в стране Слов. Поможем найти лучики для солнышка? (Да).

Тогда я приглашаю вас в необыкновенное путешествие в «Страну слов». Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. Мы должны знать о словах, как можно больше и научиться говорить красиво.

-Посмотрите, какая необычная и красивая коробочка у меня есть, хотите вам по секрету скажу какая она еще? (Да). Она ребята – волшебная. Коробочка будет за вами следить и класть сюда фотографии тех детишек, кто был самым активным, любознательным и в конце нашего путешествия мы узнаем, чьи фотографии здесь появились. Вы готовы к нашему путешествию в страну слов. (Да). Ну, тогда мы отправляемся!

2. Основная часть:

Фонетическая зарядка

- как тикают часы? (тик-так-тик-так)

- как подзывают цыплят? (цып-цып-цып)

- как чикают ножницы? (чик-чик-чик)

- как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж)

- как воет волк? (у-у-у)

- как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ)

- как поют комарики? (з-з-з)

- выходит воздух из шара? (с-с-с)

-шипит змея? (ш-ш-ш).

1. Работа на коврике: «Слова предметы».

-Ребята, вокруг много всего: есть живые существа и неживые предметы. А как вы думаете, чем отличаются живые существа от неживых предметов. (Живые существа могут двигаться, дышать, расти, видеть, а неживые предметы не могут дышать, слышать, видеть, потому что у них нет глаз и ушей). О живых существах мы говорим «кто», а о неживых — «что». Вот, например, у меня есть котенок, он живое существо, и правильно будет, задать вопрос «кто»! А есть еще машинка, машинка это неживой предмет, и правильно задать вопрос будет «что».

- Из предложенных слов вам нужно выбрать слова, которые отвечают на вопрос «кто» или «что». Слушайте внимательно!

Воспитатель называет слова и на доске крепит изображения, просит найти слова (предметы, которые отвечают на вопрос:

1. «кто»

Качели, водитель, стол, собака;

2. «что»

Врач, сапоги, продавец, яблоко;

3. «кто»

Ножницы, артист, музыкант, пила;

4. «что»

Корова, книга, воспитатель, стул;

5. «кто»

Подарок, повар, лампочка, ученик.

Вывод: слова обозначают живые существа и отвечают на вопрос «кто», на вопрос «что» отвечают слова о неживых предметах. Молодцы ребята, за это я вручаю вам один лучик для солнца.

- А сейчас, я предлагаю вам игру «Кто знает, пусть продолжает». (Игра с мячом)

- Мебель это - стол, стул, шкаф, кровать.

- посуда это-

-одежда это-

- семья это-

- овощи это-

-фрукты это-

- животные это-

-Молодцы.

2. Работа у магнитной доски «Слова действия» - использование фразового конструктора.

- Смотрите, ребята кто нас встречает – это Незнайка! Незнайка приготовил для нас карточки. Давайте посмотрим, что же там изображено!

- Здесь нам с вами нужно проговорить то, что изображено на схеме. На карточке мы видим три квадратика, в которых есть изображение. Давайте с вами рассмотрим, что изображено в каждом квадратике. В первом квадратике мы видим лисичку, посередине силуэт человека, в третьем мы видим лес – то есть какое-то место. А что делает силуэт человека? (Бежит). Давайте, мы с вами применим, это действие к лисичке и проговорим то, что у нас получится! (Лисичка бежит в лес).

-Молодцы! Аналогичная работа с другими карточками.

- Ребята, слова могут обозначать действия. (Получают лучик солнца).

Физкультминутка. Подвижная игра

3. «Слова признаки»

Воспитатель раздает детям по кругу мячи разного цвета, размера и формы. Вызывает двух ребят для сравнения мячей.

В. :- Скажи, (ребенок 1) какой у тебя мяч? – А какой у тебя (ребенок 2?

В. : - Можно ли отличить друг от друга эти мячи? (Да). – Почему? (ответы детей).

-Правильно их нельзя перепутать, потому что у них есть ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ по назначению, размеру и цвету.

Вызывает остальных детей, они описывают свои мячи.

Вывод: Слова могут называть признаки предметов или явлений. Молодцы ребята, вы прекрасно справились и за это я вручаю вам еще один лучик для солнышка.

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам небольшую разминку, где вам нужно назвать подходящее слово. Я буду называть описание, а вы подумайте, про что можно так сказать.

РАЗМИНКА «Назови слово»

-зеленая, колючая, лесная, пушистая (елка)

-металлическая, острая, швейная, маленькая (игла)

- зеленая, скользкая, пучеглазая, болотная (лягушка)

-серая, хвостатая, юркая, маленькая (мышка)

- желтый, кислый, ароматный (лимон)

- большой, квадратный, деревянный, обеденный (стол)

4. Работа за столами «Словообразования».

- Молодцы, ребята. Давайте пройдем за столы.

На столах разрезные картинки, ребятам необходимо собрать пазл и сказать что, на них изображено.

- Скажите, первый стол, что у вас изображено на картине? (изображено как падают листья).

-Второй стол, что изображено у вас на картине? (падает снег).

Показывает изображения по очереди на экране.

-Когда падает снег, как мы это называем? (снегопад). – А, когда падают листья? (Листопад).

-Мы с вами соединяем два слова (снег и падает) и получаем одно слово - снегопад. Листья падают – два слова, соединяем в одно и получаем слово – листопад.

- Скажите, ребята, какой прибор сосёт пыль? (пылесос). – Какая машина сок выжимает? (соковыжималка). – Какая машина кофе варит? (кофеварка).

-Молодцы, ребята. Вот так вот из двух слов образуется одно слово. Получайте лучик.

5.. «Скажи наоборот».

В. : - А мы продолжаем наше путешествие. И приглашаю вас в кружочек на игру с мячом «Скажи наоборот».

Показ и обсуждение картин с противоположным значением.

- Это слова с противоположным значением. Если одно слово обозначает что-то хорошее, то противоположным обозначением для него будет что-то плохое.

Большой - маленький

Толстый - тонкий

Черный - белый

Горячий - холодный

Пустой - полный

Легкий - тяжелый

Чистый - грязный

Храбрый - трусливый

Богатый - бедный

Сильный - слабый

Веселый - грустный

Широкий - узкий

Высокий - низкий

Твердый - мягкий

Кислый - сладкий

Добрый - злой.

3. Заключительная часть

Рефлексия. Подведение итогов.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось? (да).

- А что вам запомнилось? – Давайте мы с вами прикрепим лучики для нашего солнышка и вспомним, за какие слова нам их дали? Прикрепляют лучики на доску и рассказывают, какими бывают слова.

Молодцы, ребята сегодня во время нашего путешествия вы проявили внимательность, активность, были любознательны. Я надеюсь, что вы и дальше будете так целеустремлены. А сейчас я предлагаю открыть нашу волшебную коробочку и посмотреть, чьи же фотографии здесь появились. Уверена, здесь лежит фотография самого умного, внимательного, доброго ребенка. Воспитатель показывает коробочку каждому ребенку, где дети видят в зеркале свое отражение.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок и фантазий» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театральной деятельности Цель: формирование умений детей проводить элементарную.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в страну слов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 15 января 2025 в 16:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в страну слов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Пяк Марина Сергеевна (УИ 1783948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД