Надежда Травникова
Сценарий открытого занятия по мыследеятельностной педагогике «Черепаха и заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий открытого занятия по мыследеятельностной педагогике
Травникова Н. А.
Предметные задачи: рассмотрение положительных и отрицательных сторон поступков героев на литературном материале.
Метапредметные задачи:
- построение различения «обман» - «смекалка» в понятии «хитрость»;
- развивать навыки коммуникативного общения.
Деятельность учителя Деятельность детей
1. Организационный момент:
Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними.
"Подари улыбку"
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Публикация «Сценарий открытого занятия по мыследеятельностной педагогике „Черепаха и заяц“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Заяц. Сценарии развлечений с зайчатами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Конспекты занятий с черепахами
- Темочки
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево- вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Начинаем день с улыбки –
Всё получится у нас!
В: Я хочу вам прочитать одну сказку, но чтобы узнать про кого она, вам нужно отгадать мои загадки. Согласны? Д: Да!
В: Тогда слушайте мою первую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький.
Д: Заяц!
В: Молодцы! Вы отгадали первого персонажа, это заяц. А теперь слушайте вторую загадку: Тихо ходит над рекой,
Носит дом всегда с собой.
Кто же это в спецрубахе?
Ну конечно. (черепаха). Д: Черепаха!
В:Правильно! Вот вы и отгадали второго героя сказки!
Кто догадался про кого сказка? Д: про Черепаху и зайца
Введение в ситуацию противоречия.
В. : - Ребята, а теперь давайте послушаем сказку «Заяц и Черепаха» :
«Встретил как-то Заяц Черепаху и говорит ей :
- Здравствуй, Черепаха! Все спешишь, наверное, всех хочешь обогнать! Ты же у нас известный скороход. Даже медаль у тебя есть за первое место по бегу!
Черепаха на Зайца обиделась.
- Что ты, косой, ко мне пристал? Ползу я, никого не трогаю. Чего тебе надо?
- А давай, Черепаха, соревноваться! Кто из нас быстрее бегает? Спорим, что я тебя обгоню?
Разозлилась Черепаха на Зайца и отвечает :
- Давай, косой, соревноваться, твоя взяла!
Побежали Заяц и Черепаха. Заяц сразу Черепаху обогнал. Бежит он, бежит, и видит, а на финише уже стоит Черепаха и его дожидается :
- Ну что, Заяц, кто из нас быстрее?
- Быть этого не может! – воскликнул Заяц. Давай назад бежать!
- Давай, - отвечает Черепаха.
Побежали Заяц и Черепаха, только пыль столбом. А на старте опять Черепаха стоит и смеется :
- Что же ты, косой, опять проиграл!
Долго бегал Заяц, но так и не догнал Черепаху. Расстроился и пошел домой.
(Так Заяц и не догадался, что Черепаха не бегала с ним, а под кустиком отдыхала. Ведь она не одна была, а со своей подружкой, такой же Черепахой)».
В: Понравилась вам сказка? Ребята а давайте подумаем, кто из наших героев, Черепахи и зайца, быстрее бегает?
В: А в этой сказке черепаха обогнала зайца? Как так получилось?
В: Сколько много у вас версий, и все могут быть правильными, Давайте их проверим. (Обсуждение версий)
В:Молодцы ребята, а теперь давайте разомнемся!
Физкультминутка «Черепашка» .
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана. (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)
В: А теперь ребята я вам дочитаю сказку до конца, и вы узнает правильный ответ. (Дочитывает сказку)
В: Дети, дак какой правильный из ваших ответов?
В: А давайте подумаем, кто в этой сказке поступил хорошо, а кто плохо.
Заяц
Ответы детей:
Заяц игрушечный, черепаха живая
Черепаха на колесиках
Было две черепахи
Заяц провалился в яму
Заяц сломал лапку
Д: Было две черепахи
Д: Разделились на две группы:
Одни считают, что Заяц – хороший, а Черепаха – плохая.
А другие: Заяц – плохой, а Черепаха – хорошая.
В: Ваши мнения разделились! Давайте на доске составим схему. (Обсуждение)
- Дети, Получается и первая и вторая группа правильно думает.
З+ Ч- З- Ч+
Воспитатель предлагает каждой группе доказать, почему они придерживаются такой точки зрения.
Добавляем в схему способ получения точек зрения:
Честность-обман. Хитроумие-
глупость
Ответы детей:
- Заяц честно бегал, а Черепаха его обманула, схитрила.
- Заяц обижал Черепаху, хвастался, а Черепаха – оказалась умнее Зайца, она его обхитрила;
- Она находчивая, смекалку проявила, придумала, как ей Зайца победить.
Воспитатель вместе с детьми формулируем новое различение.
- Может ли герой в одно и то же время быть и положительный и отрицательный? - Заяц может быть и плохой и хороший, и Черепаха может быть и плохой и хорошей. Когда Заяц поступает честно – он хороший, а Черепаха обманывает – плохая.
Когда Черепаха находчивая, хитроумная (нашла выход из сложившейся ситуации) – она хорошая, молодец; а Заяц даже не понял, почему проиграл (он хвастался, насмехался, но не догадался, что бегал он один).
В:- Как же нам прекратить спор?
Обсуждение с детьми: когда нужно проявлять смекалку и это хорошо, а в каком случае обманывать – плохо. Обе группы правы. Если говорить о поступках героев с точки зрения честности, то права первая группа, а, если с точки зрения хитроумия, находчивости, вторая группа.
В: Ну вот и хорошо, что мы с вами во всем разобрались! Ребята, а о чем мы сегодня с вами говорили? Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А что вы запомнили о нашей встречи, вам подарю небольшие подарочки)
Прощаемся и уходим.