Александра Никитина
Сценарий открытого логопедического занятия по формированию интонационной стороны речи «Наш космолет летит к Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДС №42 «Русалочка», г. Домодедово, 2017г.
Занятие было успешно представлено на РММО учителей-логопедов и получило высокие отзывы за полноту и оригинальность содержания материала. Презентация прилагается.
Сценарий открытого подгруппового интегрированного логопедического занятия с использованием инновационных технологий по формированию интонационной стороны речи у детей с ТНР 5-7 лет
Публикация «Сценарий открытого логопедического занятия по формированию интонационной стороны речи „Наш космолет летит к Земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Сценарии космических развлечений
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
«Наш космолет летит к Земле».
Учитель-логопед Никитина А. В.
Цель: обобщение полученных навыков в процессе формирования ритмико-интонационной стороны речи на материале лексического словаря по теме «Космос».
Коррекционно-образовательные задачи.
Активизация словаря по теме «Космос» (космос, корабль, ракета, планета, звезда, топливо, топливный бак, экран, скафандр, микрофон,созвездие, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун., карта; стартовая, бескрайний, космический; летать, запускать, заправлять). Закрепление навыка говорить тихо, громко, шепотом, «во весь голос». Формирование навыка понимания повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации на материале текста цепной структуры. Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с числительным). Совершенствование умения различать высоту и силу голоса.
Коррекционно-развивающне задачи.
Развитие диафрагмального дыхания. Развитие сильной, плавной, длительной воздушной струи. Развитие плавной, слитной голосоподачи. Развитие чувства ритма, общей моторики. Развитие навыков зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, координации речи с движением. Развитие фонематического слуха.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, проектор, ноутбук, экран, презентация к занятию «Наш космолет летит к Земле», картинки-модели голосоподачи, крупные буквы на магнитах, картинки планет Солнечной системы на магнитах, игрушечный акустический микрофон, устройство для обратной связи ToobaLoo, раздаточный материал по числу детей, (стеклянные пузырьки, карточки со знаками препинания, мешочек из ткани, игрушечные ракеты.
Предварительная работа. Дома с родителями просмотр мульфильма Роберта Саакянца «Астрономия для малышей». Поход с родителями в Планетарий. Рассматривание сюжетных картин по теме «Космос». Беседа на занятии по развитию речи о космосе, космонавтах, Солнечной Системе и созвездиях, разучивание стихов по теме «Космос».
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы. Упражнение на релаксацию.
Звучит таинственная музыка. (Слайды 2-3)
Логопед встречает детей в зале, организует приветствие.
Логопед. Дети, какой праздник был на прошлой неделе, 12 апреля?
Дети. На прошлой неделе, 12 апреля был праздник День Космонавтики.
Логопед. Как зовут космонавта, который первым полетел в космос?
Дети. Космонавта, который первым полетел в космос зовут Юрий Гагарин.
Логопед. Дети, а вы бы хотели полететь в космос?
Дети. Да, мы бы хотели полететь в космос.
Логопед. Расскажите нашим гостям стихи, которые вы учили ко дню Космонавтики. Рассказывать нужно с интонацией, выражением и четко произнося все звуки.
Дети рассказывают стихи.
Логопед. Вы хорошо подготовились, и теперь мы отправляемся в космическое путешествие.
Звучит таинственная музыка.
Логопед приглашает детей на ковер.
(Для каждого ребенка обозначено место на ковре – лист А4 с крестиком в центре.)
Логопед. Каждый ложится на обозначенное место и закрывает глаза.
Логопед. Закрыли глаза, когда я досчитаю до трех, мы окажемся в космическом корабле, который летит по холодным, бескрайним, темным просторам вселенной. Один, два, три. Откройте глаза. Спокойно оставайтесь на своих местах. Вы очутились в полной невесомости. Ваши тела расслаблены и вы ощущаете чувство полета.
2. Развитие диафрагмального дыхания. Игра «Запусти ракету в космос».(Слайд 4)
Логопед. Сейчас каждый запустит в космос ракету. Представьте, что вы-маленькая стартовая площадка. Ракеты стартуют, когда вы дышите носом и полной грудью.
(Логопед ставит каждому ребенку на грудь игрушечную ракету и дети поднимают-опускают ее с помощью диафрагмального дыхания).
Логопед. Вдох-выдох (упражнение повторяется 5 раз).
Логопед убирает игрушечные ракеты.
Логопед. Дети, встаньте. Посмотрите на экран космолета. Ракеты успешно стартовали и улетели в космос.
3. Формирование сильной, плавной, длительной воздушной струи. Игра «Подай сигнал на Землю». (Слайд 5-6).
Логопед. Пройдите к «корабельным партам» и встаньте за спинки стульев.
Дети выполняют инструкцию.
Логопед. Сядет тот, чье имя я назову шепотом.
На столах перед каждым ребенком стоит стеклянный пузырек.
Логопед. На Землю с нашего космолета нужно отправить сигнал о том, что все системы работают правильно.
На счет раз выпрямите спинки, на счет два возьмите пузырьки, на счет три дуньте каждый в свой пузырек так, чтобы послышался гудок – космический сигнал.
Дети выполняют.
4. Развитие плавной, слитной голосоподачи. Закрепление навыка говорить тихо, громко, шепотом, «во весь голос». (Слайд 7).
Логопед. Проверим работу микрофонов в скафандрах, для этого проведем фонетическую разминку.
(На доску крепятся модели фонемного ряда, звукосочетаний, слоговых ступенек. Работа проводится с помощью технологий обратной связи: акустического микрофона и устройства Toobaloo).
Логопед. Смотрите. (Показывает указкой на модель).
(Инстукция по Новиковой-Иванцовой Т. Н.)
Логопед. Я, потом вы.
Дети выполняют.
Логопед. Мы с тобой.
Ребенок выполняет.
Логопед. Все вместе.
Ребенок выполняет.
Логопед. Один, потом все.
Дети выполняют.
Логопед предлагает произнести слово «космос». Дети вместе должны произнести слово в соответствии с моделями голосоподачи (см. оборудование).
Логопед. Слушайте. Космос (ровным голосом).
Смотрите. Предъявляет модель №1.
Логопед. Все вместе.
Дети выполняют.
Идентичная работа проводится с моделями №2,3,4.
Логопед. Микрофоны ваших скафандров работают. Вы справились с заданием.
5. Развитие навыка понимания повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации на материале текста цепной структуры с опорой на зрительные модели. (Слайд 8-17).
Логопед. Дети, у нас почти закончилось топливо для космолета. Мы не сможем вернуться на землю. Посмотрите на экран, наш космолет пролетает мимо планеты, на которой живет Краса Интонация. Мы выполним ее задание, за это она подарит часть топлива.
(Перед детьми на столы раскладываются конверты с картами – символами знаков препинания.)
Логопед. На счет раз взяли в руки конверты, на счет два открыли, на счет три достали карточки и положили перед собой знаками вверх.
Дети выполняют.
Логопед. Слушайте, покажите знак интонации, который подходит к предложению.
Планета, на которой мы живем – это наша Земля.
Земля и все, что ее окружает - космос?
Космос велик, есть и другие планеты, звезды!
Звезды — огненные шары?
Огненные шары огромные, светящиеся, как Солнце — наша звезда!
Наша звезда находится близко к Земле, потому мы чувствуем ее тепло и видим ее свет.
Свет крохотных точек в ночном небе – это другие звезды?
Другие звезды далеки от Земли!
Дети выполняют.
Логопед. Хорошо, дети.
Логопед. Я произнесу каждому предложение без интонации и покажу знак-помощник. Каждый произнесет свое предложение с такой интонацией, какую подскажет знак помощник.
Дети выполняют упражнение по очереди. Предложения те же.
Логопед. Вы успешно справились с заданием Красы Интонации. Она дает вам часть космического топлива.
Из волшебного мешочка достается буква Т и крепится на магнитную доску.
6. Совершенствование навыка слогового анализа. Закрепление умения перечислять планеты Солнечной Системы по порядку. Развитие зрительного внимания. Автоматизация звука Р в словах. Согласование существительного с числительным.
(Слайд 18-20).
Логопед приглашает детей сесть в полукруг на ковер.
Логопед. Дети, посмотрите на экран. Наш космолет пролетает мимо планеты, на которой живет Богатырь Ударение. Выполним его задание, и он нам подарит часть космического топлива.
Логопед. У Богатыря Ударения сломалась электронная карта Солнечной Системы. Помогите отремонтировать карту.
Логопед раздает картинки с изображением планет Солнечной системы.
Логопед. По очереди каждый из вас покажет картинку остальным, назовет планету, разделит название на слоги и назовет ударный слог. Я начну, а вы продолжите. (Ребята, смотрите у меня на картинке нарисована планета Нептун.)
Дети выполняют задание по образцу, данному логопедом.
Логопед. Расставьте по - порядку планеты на космической карте. (Предварительно подготавливается игровое поле на обратной стороне магнитной доски, где крепится Солнце и тени планет. Картинки планет нужно накладывать на тени)
Логопед. Посчитайте планеты Солнечной Системы и ответьте, сколько их. (Одна планета, две планеты и т. д.)
Логопед. Вы отлично справились с заданием богатыря Ударения!
Он передал вам часть топлива.
Из волшебного мешочка логопед достает букву О и крепит на магнитную доску.
7. Совершенствование умения различать высоту и силу голоса. (Слайд 21-23).
Логопед приглашает детей встать перед ним в полукруг на ковер.
Логопед. Дети, посмотрите на экран. Наш космолет пролетает мимо планеты, на которой живет Князь Выражение. Выполним его задание, и он нам подарит часть космического топлива.
Логопед. В гостях у Князя Выражения созвездия Большая Медведица и Малая Медведица. Послушайте их беседу.
Присядьте, когда услышите голос Малой медведицы, встаньте на носочки, когда услышите голос Большой медведицы.
Две сестрицы в небосводе светят ясно круглый год
И одна из них вторую звонким голосом зовет:
Приходи ко мне, сестрица, поиграем с тобой в мяч!
Отвечает ей вторая: «Есть готовлю, ты не плачь!»
Будем весело кружиться, в пляс пойдем с тобою, вскачь!
Некогда с тобой резвиться, глажу вещи, чищу плащ.
Почитай, сестрица, книжку! Хоть страничку, хоть одну!
Ну конечно, почитаю, расцелую, обниму!
Свою младшую сестренку очень-очень я люблю!
Никитина А. В.
Логопед. Дети, скажите мне голосом Малой медведицы, что она говорила? Дети отвечают.
Логопед. Дети, скажите мне голосом Большой медведицы, что она говорила?
Дети отвечают.
Логопед. А как вы поняли, что это голос Малой медведицы?
Дети. По выражению и голосу. Малая медведица говорила тоненьким, звонким голоском.
Логопед. А как вы поняли, что это голос Большой медведицы?
Дети. По выражению и голосу. Большая медведица говорила хриплым, громким, густым голосом.
Логопед. Вы отлично справились с заданием богатыря Ударения!
Он передал вам часть топлива.
Из волшебного мешочка логопед достает букву Т и крепит на магнитную доску.
7. Развитие чувства ритма, общей моторики. (Слайд 24-25).
Логопед. Дети, скорость космического корабля может быть медленной, а может быть и быстрой. Сейчас мы будем ускорять и замедлять полет движением рук и ног. Играем в игру «Медленно-быстро». (Е. А. Судакова «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников», ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2013, стр. 16).
Логопед приглашает детей сесть на свои места.
Логопед. Дети, когда мы с вами ускоряли и замедляли скорость космолета, от резких движений открылось секретное хранилище. И оттуда выпала часть космического топлива. Логопед достает из волшебного мешочка буква Р и крепит на доску.
8. Совершенствование навыка звукового анализа слова. (Слайд 26-27).
Логопед. Дети, топливный бак полный. Но мы должны узнать название топлива, на котором работает наш корабль.
Дети приглашаются к доске и совместно составляют слово.
Логопед. Какое слово получилось?
Дети. Торт.
Логопед. Проведем звуковой анализ слова «торт».
Дети проводят звуковой анализ слова торт.
9. Развитие фонематического слуха на звук Р на материале слов по теме «Космос».
Логопед. Дети, чтобы двигатель завелся, он должен зарычать. Поймайте звук Р для двигателя. Поиграем в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Р.
( Корзинка слов:
космос, корабль, космонавт, ракета, станция, иллюминатор, спутник, орбита, по-лет, Венера, планета, звезда, орбитальный, Марс).
Логопед. «Тортобак» ракеты заправлен. Двигатель рычит исправно.
Наш космолет готов отправится на родную планету Земля.
10. Окончание занятия. (Слайд 28-29).
Построились парами, крепко держим друг друга за руки,
завели моторчик со звуком Р.
Для того, чтобы до Земли космолет уж точно долетел, я каждому из вас припасла космическое топливо!
Логопед подходит к каждому ребенку и дарит конфету.
Организует прощание и уводит детей.
Занятие было успешно представлено на РММО учителей-логопедов и получило высокие отзывы за полноту и оригинальность содержания материала. Презентация прилагается.