Алла Сердюкова
Сценарий организованной образовательной деятельности «Веселые матрешки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий организованной образовательной деятельности
«Веселые матрешки» для детей 4-5 лет
Тема «Веселые матрешки».
Цель: формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой – матрешкой.
Публикация «Сценарий организованной образовательной деятельности „Веселые матрешки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве; познакомить с русской народной игрушкой - матрешкой, как символом русского народного искусства; дать представление детям о русской матрешке, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас. Развивать эстетическое восприятие и интерес к предметам народного творчества, умение украшать матрешку. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование: матрёшки, косынки для детей, силуэты матрёшек, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисти и краски)
Педагог: Что это? Почему вы так решили? Какие бывают краски? Какие бывают кисти? Кем мы с вами попробуем сегодня стать? Почему вы так решили? Ответы детей.
Педагог: Что нужно, чтобы стать настоящим художником? (вдохновение, талант, умение наблюдать, фантазия) Какие картины могут написать художники? (пейзаж, натюрморт, портрет) А вот что мы сегодня будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Вот загадка об игрушке:
Семь Матрен сидят друг в дружке.
От большой до самой крошки-
Называются (матрешки).
- Правильно, матрешки. Посмотрите, какие они красивые!
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешечки румяные.
2. Рассказ «История появления матрешки»
Педагог: А, вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так ребята родилась матрёшка. С тех пор стали народные умельцы делать матрешек, а называли эти игрушки по имени селений, где их создави. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан, передник. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала из деревянной чурки вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее к росписи. Мастерицы раскрашивают матрешку без предварительного рисунка с образца. Краски брались самые яркие: красные, синие, желтые, зеленые. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные. После раскраски матрешек лакируют, затем готовых красавиц везут на ярмарку.
2. Просмотр презентации «Русские матрешки»
3. Физминутка «Матрешки»
Педагог: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в матрешек и предложить станцевать танец матрешек.
4. Рассматривание матрешек. Беседа.
Педагог: Давайте внимательно рассмотрим ее. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек). В каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой? (матрёшка)
- Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир. Из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
- Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?
- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
- Сколько кукол?
- Кукол пять.
- И все матрёшки разные по высоте - самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая.
5. Продуктивная деятельность.
Педагог: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников. Пройдёмте в нашу мастерскую. Дети садятся за столы.
Педагог: Давайте повторим со мной чистоговорку:
Чу-чу-чу - художником стать хочу,
Аж-аж-аж - нарисую я пейзаж,
Ет-ет-ет - нарисую я портрет,
От-от-от - вот и натюрморт,
Ель-ель-ель - купила мама акварель.
Ан-ан-ан – разукрашу сарафан.
- Посмотрите на матрешек, во что они одеты? Они веселые или грустные. Ответы детей.
- Правильно, грустные. Почему, как вы думаете? Ответы детей.
- Конечно же, они грустные, потому что у них нет узора на платочке и сарафане. Давайте распишем матрёшку ватными палочками. Сначала украсим платочек, палочку обмакиваем в краске и украшаем платочек. А теперь также и сарафан. Дети рисуют матрешек под муз. сопровождение рус. нар. мелодии «Во саду ли, во городе.»
6. Заключительная часть
Педагог: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие художники. А теперь предлагаю: пусть каждая матрешка найдет себе подружку. Дети выбирают понравившихся матрешек и вешают на доску рядышком (парой) и рассказывают, почему выбрали именно эту матрешку.
- На этом наше занятие заканчивается. Что вам понравилось сегодня больше всего? Ответы детей.
Литература:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. :ЦГЛ, 2005.
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. - М. : Скрипторий 2003, 2007.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М. : «Издательство Скрипторий», 2010.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.