Тимофеева Ольга Александровна
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей 5–6 лет (старшая группа). «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
организованной образовательной деятельности
для детей 5-6 лет (старшая группа).
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Тема:
«Золотая Хохлома»
Воспитатель: Тимофеева О. А.
2016 г.
Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Публикация «Сценарий организованной образовательной деятельности для детей 5–6 лет (старшая группа), „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Возраст воспитанников, на который рассчитан ООД: 5 - 6 лет.
Продолжительность деятельности : 25 минут.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация приемов работы, просмотр слайдов; практические; репродуктивный, игровой.
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и ее особенностях.
Задачи:
Развивающее: Развивать познавательную активность детей. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать диалогическую речь, умение делать выводы.
Обучающие: Формировать умение в определённой последовательности составлять узор из элементов хохломы, учить рисовать "рябину".
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Русский узор», лото «Народные сувениры».
На прогулке наблюдение за рябиной.
Демонстрационный материал: хохломская посуда, презентация со слайдами: «История возникновения русско-народного промысла», схема – алгоритм «Последовательность рисования хохломского узора». Карточки с элементами хохломской росписи, мольберт, для игры «Ромашка».
Раздаточный материал: русские народные костюмы (12, фартуки (12штук, тонированные деревянные доски(12, кисточки №2, баночки с водой, салфетки(12 штук, ватные палочки (12 штук, деревянные палочки(12 штук, гуашь
(красная, зеленая, черная,
Техническое оборудование: записи мелодий (русские народные мелодии, проектор.
Организованная образовательная деятельность.
Приветствие.
Наш любимый детский сад идут по кругу, взявшись за руки
Утром встрече очень рад!
Дружат здесь все деточки,
Как ягодки на веточке - останавливаются, качают сцепленными руками
Не «калинки», отрицательный жест пальчиком правой руки
Не «малинки», отрицательный жест пальчиком левой руки
А весёлые «рябинки»! «фонарики»
1. Организационный момент.
В: Доброе утро красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало в старину слово «красный»? (предполагаемые ответы детей)
В - а что делает людей красивыми? (предполагаемые ответы детей)
В - А посуду, что может украсить? (предполагаемые ответы детей)
В: Узоры, нанесенные художником на изделие, называется – росписью. Мы с вами уже знакомы со многими видами росписи, давайте вспомним их. (показ картинок с такой росписью, как хохлома, гжель, жостово, городецкая, дымковская и филимоновская)
2. Основная часть.
Сегодня я приглашаю вас в Нижний Новгород на русскую ярмарку «Золотой Хохломы»
Глазки закрываем (волшебная музыка).Покружились, покружились и на ярмарке очутились. открывайте глазки.
(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)
Куклы за ширмой - грустно:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары.
Гости дорогие, подходите, поглядите,
В: Ребятушки, кто ж так товар продает, у вас его так не купят, заклички надо кричать громко, весело.
Аленушка: да нам не до веселья, большую часть товара не успели расписать мастера и продать нам его не удастся. Воспитатель: не расстраивайтесь, мы постараемся вам помочь с ребятами, Ребята! Поможем Аленушке и Иванушке? (ответы детей)
В : Для того, что бы мы смогли помочь, мы с вами отправимся в школу мастеров-умельцев «Золотой хохломы» (проходим к столу с хохломской посудой)
В: Присаживаемся поудобнее на подушечки и все внимание на экран.
И первое что мы узнаем - это история возникновения «Золотой хохломы», (показ слайдовой презентации, сопровождающийся рассказом воспитателя).
В: Один из деревянных промыслов зародился в городе Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из дерева. Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом, покрывали металлическим порошком и только потом мастер кистью наносил рисунок. На изделие наносили лак и помещали в печь - под воздействием жара лак желтел и посуда приобретала золотистый цвет. Вот почему и называется Золотая Хохлома. Хохломской росписью расписывали не только посуду, но и мебель, сувениры.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой
В: Ребята посмотрите внимательно на посуду, какие цвета использовали мастера для росписи? Какой фон используют мастера в хохломе? (предполагаемые ответы детей) - Молодцы, ребята!
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Игра называется "Ромашка". У меня на доске размещен самый центр цветка (показываю, ещё есть лепестки, на каждом из которых элемент хохломской росписи. Вы должны выбрать по одному лепестку, назвать элемент росписи и приклеить его к центру ромашки. Кто первый подойдёт? (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки.
Воспитатель: А у меня есть еще один лепесток, посмотрите ребята - на нем изображен новый, незнакомый для вас элемент росписи «рябина» и сейчас я вас научу, как его рисовать. Рисовать мы его будем с помощью ватных палочек - методом тычка.
(на мольберте я демонстрирую рисование рябины)
Для вас я приготовила схему, проверить вас, что вы узнали в школе мастеров.
3. Физминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
- Молодцы!.
4. Практическая часть.
Воспитатель. Теперь мы готовы приступить к работе. Возьмите у Аленушки и Иванушки доски и отнесите в мастерскую. Одевайте фартуки и приступаем к росписи разделочных досок.
Вопросы:
Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).
Правильно расположить элементы узора хохломской росписи поможет вам эта таблица.
(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров» «рябинка».)
Воспитатель. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку. (черной краской)
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: рябину, цветочки, листики. (рябину мы изображаем с помощью ватных палочек, тычком)
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики (с помощью палочек)
Воспитатель. Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут. Ребята я вам предлагаю размяться, ярмарка это не только продажа товаров, но и народное гулянье, на ярмарке всегда весело. Я предлагаю вам поиграть в игру «Карусель».
5. Заключительная часть.
В: А теперь ребята возьмем разделочные доски и посмотрим – какую доску вы бы купили и почему? (предполагаемые ответы детей)
Вот и настало время продавать товары. А вы ребята кричите заклички! Да повеселее, позадорней.
Аленушка весело, задорно:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары.
Гости дорогие, подходите, поглядите,
А ну – ка, готовьте- ка ваши монетки, берите товар, старались все детки!
Гости подходят к столу и покупают товар за конфету!
(звучит музыка русская народная)
Аленушка и Иванушка: Большое спасибо ребята вы нам очень помогли. Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера! Спасибо вам и до свидания!
Воспитатель: - Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!». А теперь и нам пора возвращаться в группу. (звучит музыка волшебная) Покружились, покружились и мы в детском саду очутились.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята! где мы сегодня побывали? Что повидали?
- Мы смогли помочь Аленушке и Иванушке? Как?
-Что нового мы узнали в школе мастеров?
- Какие элементы хохломской росписи вам особенно понравилось рисовать? (2-3 ребёнка)
- А что было рисовать трудно? (2-3 ребёнка)
- Почему было трудно? Выслушав ответы, детей выражаю уверенность, что в дальнейшем всё получится.
- Как называется новый элемент, который мы научились сегодня рисовать? (рябинка)