Лемесова Надежда Вячеславовна
Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы.
«Письмо от Маши»
Тема: «Газообразное состояние воды»
Подготовила:
Воспитатель Лемесова Н. В.
Вид ситуации : ОНЗ
Интеграция образовательных областей :
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Сценарии развлечений
- Газ. Знакомство с газом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Образовательные технологии в ДОУ
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Цель:Формирование понятия газообразное состояние воды.
Задачи:
Образовательные :
• Закрепить знания о двух состояниях воды (жидкое и твердое)
• Тренировать умение работать со схемами-символами
• Создавать условия для открытия нового знания – газообразного состояния воды
• Тренировать умение находить и определять состояние воды в окружающем мире
Развивающие:
• Развивать зрительное внимание
• Наглядно-образное, логическое мышление
• Развивать диалогическую речь
• Тренировать мыслительные операции: классификация, синтез, анализ, обобщение
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к товарищу, уметь выслушать
• Принимать задачу взрослого и выполнять задание по инструкции
Раздаточный материал:
• Картинки 6*6 см по количеству детей (река, каток, графин с водой, туман, чайник с паром, снеговик, сосулька, дождь, душ, фруктовый лед)
• Карточка таблица (А5) и 3 карточки (одной ячейки)
Предварительная работа:
• Знакомство со свойствами воды
• Знакомство с двумя состояниями воды (твердое и жидкое)
• Экспериментальная деятельность
Ход ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети стоят на ковре в кругу, воспитатель показывает письмо с картинкой, где изображена Маша.
- Посмотрите, к нам пришло письмо. От кого оно? (Это письмо от Маши)
-Послушайте, что пишет Маша.
-«Ребята, вчера было очень жарко и мне захотелось попить прохладнойводички, Стакан с водой я поставила в холодильник. Но вода долго не могла остыть, и я поставила стакан с водой в морозилку. Через некоторое время открыла морозилку, но воды в стакане не оказалось. Ребята, помогите мне, объясните, куда пропала вода»
- Хотите помочь Маше? (Хотим)
- Сможем ли мы объяснить Маше, куда делась вода? (Да, потому что мы знаем, что она превратилась в лед)
- Что надо сделать, чтобы это проверить? (Надо отправиться в лабораторию)
2. Актуализация.
Эксперимент №1.
Дети проходят к доске и встают кругом.
- Ребята, какие состояния воды вы знаете? (Твердое и жидкое)
- Ребята, что произошло с водой у Маши? (Она замерзла, превратилась в лед)
- В каком теперь состоянии стала вода? (В твердом состоянии)
- Что нужно сделать, чтобы лед снова превратился в воду? (Надо его растопить. Поставить в теплое место.)
- Давайте проведем эксперимент. У меня есть кусочек льда, растопим его.
Воспитатель достает заранее приготовленный кусочек льда и выкладывает его в мисочку.
-Ваши предложения, как можно растопить лед. (Поставить миску на огонь. Подержать лед в ладошках, они теплые. Поставить миску на подоконник на солнышко. Поставить миску на батарею.)
- Интересные предложения. Вы все правы. Давайте поставим миску на горячую батарею.
Дети ставят мисочку на батарею, лед начинает таять.
- Что вы видите? (Лед тает, появляется вода)
- Объясните, почему вода перешла в жидкое состояние? (Мы стали нагревать лед и появилась вода)
- Сделайте вывод. Как меняется состояние воды, если уменьшить температуру. (Если уменьшить температуру, вода из жидкого состояния переходит в твердое состояние, то есть превращается в лед.)
- Давайте с помощью карточек сделаем вывод.
Дети выставляют карточки.
Дидактическая игра №2. «Твердое и жидкое»
- Я приготовила Маше в подарок картинки, с изображением воды в разных состояниях. Помогите мне разложить их в два конвертика.
Воспитатель вывешивает на мольберт два конверта: на одном нарисован знак волна (жидкое состояние воды, на другом – знак куб (твердое состояние воды). Раздает каждому ребенку картинку (река, каток, графин с водой, туман, чайник с паром, снеговик, сосулька, дождь, душ, фруктовый лед). Дети выставляют картинку к нужному конверту и объясняют свой выбор.
3. Затруднение
Раскладывая картинки дети сталкиваются с затруднением. Потому что картинки с газообразным состоянием воды они не знают куда положить.
- Все смогли выполнить задание? (Да, я смог. Нет, мы не смогли)
- Ребята, почему у вас остались картинки? (Мы не знаем куда их положить)
- Вы можете определить, какое состояние воды изображено на ваших картинках? (Нет)
- Так, что же вам надо узнать? (Нам надо узнать, какое состояние воды изображено у нас на картинках)
4. ОНЗ
- Что мы делаем, когда чего-то не знаем? (Спрашиваем у взрослых. Смотрим в интернете. Читаем в энциклопедии.)
- вы уже большие предлагаю разобрать самим, а я вам помогу.
- Как мы можем проверить, что происходит с водой в чайнике. (Надо провести опыт, и посмотреть, что станет с водой)
Воспитатель выставляет перед детьми два чайника с водой. Один чайник включает и ребята наблюдают, что когда нагревается вода из чайника идет пар.
- Что-то изменилось? (Да, из первого чайника что-то поднимается. Из чайника идет пар.)
- Почему пар выходит из одного чайника? (Потому что нагревается только один чайник)
Пар получается, когда вода сильно нагревается. Чем выше температура, тем больше испарение.
- Ребята посмотрите внимательно, что произойдет с паром.
Воспитатель закрывает чайник крышкой и через несколько секунд поднимает крышку и показывает детям, что на крышке образовались капельки воды.
- Так, что же такое пар? (Это состояние воды, при сильном нагревании)
- Вы правы, когда вода нагревается, то она превращается в пар. Такое состояние воды называется газообразным.
- И так, давайте повторим: (Пар – это газообразное состояние воды)
- Изобразим это состояние символом - облачко.
- С помощью карточек выложим, как из жидкого состояния вода переходит в газообразное.
Дети выставляют карточки.
- Сколько и какие состояния воды вы теперь знаете? (Мы знаем три состояния воды : жидкое, твердое, газообразное)
- Молодцы, вы сами с помощью эксперимента, узнали, что у воды три состояния. Давайте возьмем третий конверт и положим ваши картинки.
5. Введение в систему знаний.
Физкультминутка «Вода».
- Вставайте в круг.
- Ребята, давайте представим, что мы с вами молекулы воды.
- Вместе взялись крепко за руки – так располагаются молекулы в твердом состоянии воды.
Дети изображают.
- В жидком состоянии молекулы держатся друг, за друга, но ручки плавные, круг может изменяться.
Дети изображают.
- Теперь все разбежались по ковру, двигаемся и не останавливаемся – это газообразное состояние воды.
Дети изображают.
- Давайте поиграем, я называю состояние воды, а вы показываете.
Игра повторяется 3-4 раза.
Дидактическая игра «Ответ для Маши»
- Теперь, ребята, давайте составим Маше ответ на письмо.
- Перед вами карточки памятки, приклейте не достающие картинки так, чтобы Маша поняла как получаются три состояния воды.
6. Осмысление.
Дети собираются в кружок на ковре.
- Давайте вместе составим ответ, а я его запишу и вместе с картинками и памятками отправлю Маше.
- Дорогая Маша, мы знаем куда пропала вода в стакане. Она превратилась в лед, потому что в морозилке температура понизилась.
- Что интересного было сегодня в нашей лаборатории? (Интересно было делать опыты)
- Почему? (Потому что я сам никогда не делал так)
- С какой трудностью мы с вами столкнулись? (Мы не знали, куда положить картинки)
- Кто мне скажет, как вода переходит из жидкого состояния в газообразное? (Надо жидкую воду нагреть сильно и появится пар)
- Молодцы! Вы сами узнали о трех состояниях воды и даже составили памятку для Маши. Спасибо за хорошую работу в нашей лаборатории.