Ирина Невзорова
Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о животных Севера и образе их жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
• продолжать знакомить детей с животными Севера и с некоторыми особенностями приспособления их к среде обитания;
• формировать представления о природных условиях Севера;
• содействовать развитию:
Публикация «Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные севера. Сценарии развлечений
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- наблюдательности, зрительного внимания и восприятия;
- мыслительных операций: сравнения, анализа;
- качеств личности: любознательности, настойчивости, активности и самостоятельности в познавательной деятельности;
• развивать связную речь и умение отвечать на вопросы воспитателя;
• воспитывать стремление изучать животных севера;
• воспитывать бережное отношение к природе, её живым объектам.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Беседы: о растениях Севера; о белом медведе, птицах (особенностях внешнего вида, повадках);
• Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме»;
• Рассматривание картинок из альбома «Растения Севера»;
• Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;
• Просмотр мультфильмов «Умка».
• Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;
• Посещение зоопарка с родителями (по возможности).
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Картинки предметные: У М К А (утка, молоко, конь, аист, письмо + конверт от Умки, атрибут для превращения (снежки) + музыка, картина Севера, картинки растений, следы животных, изображения (тюлень, олень, белый медведь, волк, песец, морж, их детёныши, объемные животные Севера и России, обручи, шапочки оленя и оленят, волка.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Ребята, а вы когда ни будь получали письма?
Ответы детей.
Воспитатель: Представляете, сегодня утром к нам пришёл почтальон и принёс письмо. Давайте его прочитаем.
Чтение письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу на Севере, здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня много друзей. Наступила полярная ночь и я их потерял. Помогите мне их найти. Что бы вы узнали кого я потерял, вам посылаю энциклопедию о животных. Приглашаю в гости. До свидания.
PS : моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого из этих слов по первому звуку».
( УМКА-картинки: утка, молоко, конь, аист)
Воспитатель: Кто же написал это письмо?
Цель: закреплять умения в звуковом анализе слова.
Дети определяют первые звуки по словам. (выполняют звуковой анализ). Получается – «УМКА».
Воспитатель: Ребята, а кто такой Умка? Где он живет?
Дети: Умка-белый медвежонок. Живёт он на Севере.
Воспитатель: Ну что ребята поможем Умке найти его друзей?
Дети: Да.
Воспитатель: А сможете?
Ответы детей
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания о Севере.
Воспитатель: Ну что, мы поедем в гости к Умке? Тогда давайте собираться! Ребята, а, чтобы добраться туда побыстрее я предлагаю вам взять в руки волшебные снежки и сказать такие волшебные слова:
Раз, два, три
На северный полюс
Нас снег принеси!
Под музыку дети закрывают глаза и хором произносят волшебные слова.
Воспитатель: Прилетели.
Воспитатель показывает картину с изображением Севера.
Воспитатель: Куда мы попали?
Дети: На Север.
Воспитатель: Как здесь холодно!
Воспитатель и дети изображают, что им холодно.
Воспитатель: Север — это царство льдов и снегов. Здесь долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное.
Игра: «Что растёт на Севере?»
Цель: закрепление и систематизация представлений о растениях Севера.
Воспитатель: Что вы знаете о растительном мире Севера?
Дети: На Севере почти ничего не растёт.
Воспитатель: Почему ничего не растёт?
Дети: Потому что очень холодно.
Воспитатель: Да, вы правы! Растениям не хватает света, тепла, поэтому они и не растут на Севере. Выберете из растений, те растения, которые растут на Севере.
(детям предлагаются картинки с растениями, и они отбирают растения, которые растут на Севере)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования
представлений детей о животных севера; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: А каких животных Севера вы знаете, кроме белого медведя?
Дети: Никого не знаем.
Воспитатель: А хотели бы узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Как можно узнать о животных Севера?
Дети: Можно прочитать в энциклопедии. Можно спросить у друзей или родителей. Можно посмотреть в интернете. Можно узнать у воспитателя. Воспитатель: Значит мы с вами будем путешествовать по Северу, и узнавать о животных, а я вам в этом помогу.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать у детей представление о животных севера; сформировать опыт самостоятельного открытия и
эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы. Интересно, кто мог их оставить?
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Дети: Белый медведь.
Воспитатель ставит картинку белого медведя.
Воспитатель: Да это наш Умка. Он белый медведь.
Ребята, а вы знаете, белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
А как вы думаете, когда белый медведь вылезает из воды, то почему он не покрывается льдом?
Дети: Потому что у белого медведя толстый слой жира, который защищает его от мороза и собирает в капельки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему белый медведь – белый?
Дети: Он маскируется, как снег.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще оставил свои следы.
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Воспитатель ставит картинку северного оленя.
Воспитатель: Северный олень — житель Крайнего Севера, он друг Умки. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». А как вы думаете какую пользу приносит олень людям?
Игра: «А какую пользу приносит животное людям?»
Цель: закрепить знания о животном (олени, какую пользу он приносит человеку.
(Детям предлагаются картинки с изображением еды, одежды, чумами, упряжками и т. д. Дети отбирают картинки)
Хорошо ребята отправляемся дальше:
«РАЗМИНКА» - дети повторяют стихотворение, сопровождая соответствующими движениями.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом дальше пойдём!
Воспитатель: Смотрите следы, а это что за животное.
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Воспитатель выставляет картинку с изображением моржа.
Воспитатель: Это морж – это большое животное. Он тоже друг Умки. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, а за чем ему нужны ласты?
Дети: Ласты помогают плавать и нырять.
Воспитатель: А за чем нужны клыки?
Дети: Защищаться.
Воспитатель: А еще морж, выползает на берег при помощи клыков, зацепляясь ими за лед.
Воспитатель: У моржа клыки, значит он какой?
Дети: Клыкастый.
Воспитатель: В ледяной воде морж не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржи питаются рыбой. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Воспитатель: - Следующие следы животного.
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Воспитатель выставляет картинку с изображением тюленя и его детёныша.
Воспитатель: Это тюлени, друзья Умки. Они хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой.
Воспитатель: А чем отличается тюлень от моржа?
Дети: У тюленя шкура в пятнах.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Пятнистый.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей? Как вы думаете?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: А детеныша тюленя называют белёк, потому что он белого цвета, для чего им нужен белый окрас? Как вы думаете?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Игра: «Чей малыш?»
Цель: вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с картинкой большого животного.
(Дети выкладывают картинки детёнышей с картинкой большого животного)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто еще оставил свои следы.
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Воспитатель выставляет картинку с изображением песца.
Воспитатель: Это песец. Обитает на севере, является другом Умки. На какое животное наших лесов он похож?
Дети: На лису.
Воспитатель: А чем он отличается от лисы?
Дети: Он белого цвета, чуть поменьше лисы.
Воспитатель: Его детёныша называют щенок.
Воспитатель: Хорошо, идем дальше. Опять следы.
Дети ищут в энциклопедии по следам животного.
Воспитатель выставляет картинку с изображением полярного волка.
Воспитатель: Это волк, но на Севере его называют полярным.
У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. Он тоже друг Умки.
Дети, а вы знаете какие животных Севера, занесенных в Красную книгу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Занесены в Красную книгу морж, тюлень, белый медведь, песец.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, речь, закрепить умение определять животных севера по месту обитанию
Воспитатель: Умка ребята, просил, чтобы мы нашли его друзей. Мы же с вами нашли их?
Дети: Да.
Игра: «Кто, где живёт?»
(Детям даются объемные животные Севера и России. Они должны их разложить по месту обитания)
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграем в подвижную народную игру «Важенка и оленята».
Цель: развивать интерес к народной игре; ловкость, координацию движений, умение увертываться от водящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.
Бродит в тундре Важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставленья мамины.
(Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идёт!» убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик, считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми послушными.)
Игра: «Вопрос-ответ» игра с мячом.
Цель: закрепление знаний; активизация речевой поисковой активности.
1. Север какой? (суровый, красивый край)
2. Погода какая? (морозная, холодная, студеная)
3. Пурга что делает? (заметает, воет, бушует)
4. Северное сияние какое? (красивое, сказочное, разноцветная)
5. Олень какой? (красивый, добрый, смелый, северный)
6. Песец какой? (белый, маленький, красивый)
8. Зимой на Севере какая ночь? (полярная)
9. Где мы с вами живём? (в России)
10. На чём коренные жители передвигаются по Северу?
11. Какие животные живут на Севере?
12. Какие растения растут на Севере? (ягель, мох, морошка, карликовая берёза)
13. Какие птицы живут на Севере?
14. Как называют людей, живущих на Севере?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие полярники. Теперь вы много знаете о северных животных. Пора возвращаться в детский сад. Чтобы добраться туда я предлагаю вам взять в руки наши снежки и сказать волшебные слова:
Раз, два, три
На северный полюс
Нас снег принеси!
Под музыку дети закрывают глаза и хором произносят волшебные слова.
6. Осмысление (итог) занятия:
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Кому мы сегодня помогли?
-Какие новые знания нам помогли это сделать?
- Каких животных мы нашли на Севере?
- Какое задание для вас было трудным, а какое самым легким?
- Что интересного вы узнали?
Воспитатель хвалит детей:
Сегодня вы получили очень нужные знания, они обязательно пригодятся вам в жизни. Вы были любознательные, помогали мне и друг другу. Мне очень приятно, что у вас получается самостоятельно узнать, что - то новое и интересное!