Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР «Предлог «В»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие»
Возрастная группа: старшая группа для детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет
Тема: Сценарий образовательной ситуации по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Предлог «В»
Основные цели:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет с ОНР „Предлог „В“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Образовательная : создать условия для ознакомления детей с предлогом «В», способствовать введению предлога в речь.
Коррекционная: развивать пространственную ориентацию «сверху», «снизу», «внутри», формировать культуру речевого общения.
Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
Схемы предложений, карточки со схемами предлогов, предметные картинки птиц – снегири, синицы, воробьи, голуби, сороки, вороны; предметные картины деревьев – берёза, рябина, ель; пакет, сумка, коробка, шкатулка, корзинка, конверт, письмо. ИКТ - демонстрация на экране дидактических игр.
Раздаточный материал: массажный шарик, схемы предложений и карточки со схемами предлогов.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Краткая аннотация к работе: Сценарий образовательной ситуации на тему «Предлог «В» по формированию лексико-грамматической стороны речи разработан для дошкольников старшего возраста (5 - 6 лет) с общим недоразвитием речи. Организованная образовательная деятельность проведена на основе основной общеобразовательной программы ДО, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон.
В ходе образовательной ситуации на основе ФГОС интегрированы образовательные области : основная область речевая (составление детьми предложений, обсуждение, ответы на вопросы, познание (высказывания детей, простые умозаключения, социально-коммуникативная (умение слушать и слышать, вступать в контакт с детьми и взрослыми, отвечать на вопросы полными предложениями, художественно-эстетическая (музыкальное сопровождение, физическая (динамическая пауза).
Образовательная деятельность проведена по дидактической системе технологии деятельностного метода или технологии «Ситуация» в структуре «открытия» нового знания.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Логопед: Дети, вы слышали стук? Давайте посмотрим, что же там произошло? Смотрите, сорока полетела… Здесь лежит какой-то конверт. Давайте прочитаем (читает адрес и письмо).
Детский сад №32 «Чайка»
Кому? Детям группы №4
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Сорока-белобока, собираюсь в гости к своим друзьям в лес, научите меня играть и составлять предложения о друзьях и отправьте мне письмо на электронную почту сорока mail.ru»
Логопед: Дети, научим Сороку-белобоку играть и составлять предложения?
Дети: Да, научим.
Логопед: И отправим ей фоторепортаж о наших играх.
2. Актуализация
Логопед: Ой, посмотрите, всё рассыпалось. А что это такое?
Дети: Это разные карточки-символы.
Логопед: Интересно, а вы знаете, что обозначают эти карточки?
( Логопед по очереди показывает детям карточки-символы: подлежащего, сказуемого, определения, предлогов «на», «под»).
Дети: - Эта карточка обозначает живой предмет.
- Эта карточка обозначает неживой предмет.
- Эта карточка обозначает действие предмета, что делает предмет.
- Эта карточка обозначает признак предмета, красивое слово.
- Это короткое слово «НА», обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета.
- Это короткое слово «ПОД», обозначает, что один предмет находится снизу другого предмета.
Логопед: Для чего же нам нужны эти карточки-символы?
Дети: Чтобы составлять предложения.
Логопед: Хорошо, поиграем в игру «Составь предложения про зимующих птиц». Вам нужно взять птицу, разместить ее на нашей картине и составить предложения с короткими словами «НА» или «ПОД».
Дети: - Красногрудый снегирь сидит на берёзе.
- Длиннохвостая сорока сидит под ёлкой.
- Шустрый воробей сидит на сосне.
- Маленькая синичка сидит под берёзой.
- Красивый голубь сидит на ёлке.
(Дети выкладывают изображения птиц на магнитную доску)
Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение. Я думаю, что сороке понравится, как мы составляли красивые предложения про её друзей.
3. Затруднение в ситуации
Логопед: Дети, посмотрите, осталась ещё одна карточка в конверте, что обозначает этот символ, назовите его? (ответы детей)
(Рассматривание символа предлога «В»)
- Какие геометрические фигуры изображены?
Дети: Прямоугольник и круг.
Логопед: Как эти фигуры расположены?
Дети: Круг находится внутри прямоугольника.
Логопед: Давайте подумаем, если один предмет находится внутри другого предмета, то какое короткое слово появляется?
Логопед принимает разные ответы детей, но делает акцент на правильном ответе.
Дети: Короткое слово «В». (Повторение детьми правильного ответа)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Логопед: Какие вы молодцы, сами догадались, когда один предмет находится внутри другого предмета, появляется короткое слово «В»!
(Повторить индивидуально и хором)
Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Логопед: Сегодня мы будем играть в разные игры с коротким словом «В» и составлять предложения для Сороки-белобоки.
Поиграем в игру «Спрячь шарик в разные предметы».
Нужно взять шарик, спрятать его, потом сказать где он находится.
(Логопед проговаривает и выполняет действия)
- Шарик лежит в сумке.
(Дети прячут шарик и составляют предложения)
Дети: Шарик лежит в кармане.
- Шарик лежит в пакете.
- Шарик лежит в корзине.
- Шарик лежит в коробочке.
- Шарик лежит в шкатулке.
Логопед: Возьмите шарик в ладошки, сделаем массаж.
Вот мы шарики катаем
И ладошки разминаем.
Будем в пальчиках сжимать
Раз, два, три, четыре, пять.
Логопед: Положите шарики в корзинку.
Логопед: Молодцы, я думаю, что сороке понравится, как вы правильно составляли предложения и говорили короткое слово В.
Динамическая пауза: координация речи и движений
«Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг- скок,
Завертелась как волчок,
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири!
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
(прыжки на левой ноге)
(прыжки на правой ноге)
(кружимся на месте)
(присели)
(наклоны головы вправо – влево)
(прыжки на двух ногах)
(хлопки перед собой)
(хлопки над головой)
Логопед: Сорока нам в детский сад на электронную почту прислала свои фотографии и хочет, чтобы вы отгадали где она была. Хотите поиграть в игру «Где была сорока?». На экране будут появляться поочерёдно разные картинки, вы должны подумать и сказать, где сорока видела эти предметы.
Логопед: Посмотрите, что это?
Дети: Книги.
Логопед: Где была сорока?
Дети: Сорока была в книжном магазине.
Дети: Сорока была в библиотеке.
Логопед: Что это?
Дети: Это витамины.
Логопед: Где была сорока?
Дети: Сорока была в аптеке.
Логопед: Что это?
Дети: Это игрушки.
Логопед: Где была сорока?
Дети: Сорока была в магазине игрушек.
Логопед: Кто это?
Дети: Это дрессированные животные.
Дети: Сорока была в цирке.
Логопед: А это кто?
Дети: Это дикие животные.
Логопед: Да, правильно. Значит где была сорока?
Дети: Сорока была в лесу.
Логопед: Молодцы, дети, хорошо поиграли в игру «Где была сорока?» и правильно составляли предложения с коротким словом «В».
Вот мы с вами очутились в зимнем лесу.
Давайте расскажем сороке, где живут дикие животные и поиграем в игру «Кто где живет?». Будем составлять предложения с коротким словом «В».
Нужно назвать животное и сказать где это животное живет. Если вы правильно сказали, то значит животное пойдет в своё жилище.
Дети: - Белка живет в дупле.
- Медведь спит в берлоге.
- Лиса живет в норе.
- Волк живет в логове.
- Мышь живёт в норе.
Логопед: Сороке понравятся ваши правильные ответы, все животные правильно разместились в своих жилищах.
Логопед: А сейчас покажете сороке как вы умеете составлять схемы предложений. Давайте составим схему предложения про любое животное. Например, хитрая лисичка живет в норе.
(Дети составляют предложения на столах, а один ребёнок на доске)
Логопед: Сколько слов в предложении?
Ребенок: В предложении пять слов.
Логопед: Назови второе слово. Что оно обозначает?
Ребенок: Второе слово лисичка, оно обозначает живой предмет.
Логопед: Да, молодец. Назови третье слово и скажи, что оно обозначает.
Ребенок: Третье слово «В», оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета
Логопед: Молодец, всё правильно нам объяснил.
Логопед: Вы, ребята, молодцы, хорошо поиграли в игру «Кто где живет?» и правильно составили схемы предложений.
6. Осмысление
Логопед:
- Кому мы сегодня помогли?
- Что нам помогло помочь сороке?
- В какие игры мы играли?
- Вы научились играть в игры с коротким словом «В»?
- Кого вы научите дома играть в эти игры?
Логопед: Дети, посмотрите, какие красивые раскраски прислала вам сорока-белобока. Здесь нарисованы разные животные, надо их раскрасить и рассказать своим родителям где живут животные.
Логопед: Оператор, отправьте, пожалуйста, сороке наше видео сообщение.
Комментарии к сценарию
Образовательная ситуация «Предлог «В» освещена в разделе «Коррекционная работа» в основной образовательной программе ДО, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон.
Образовательная ситуация подготовлена и проведена на основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и педагогом строились на основе доброжелательности и взаимопонимания.
Принцип деятельности. Основной акцент при проведении организованной образовательной деятельности сделан на организации самостоятельного детского «открытия» в процессе игры (дети старались по карточке-схеме придумать как называется короткое слово, что обозначает эта карточка, логопед выступил как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности. Организованная образовательная деятельность опирается на целостное представление детей о мире, себе самом. Ранее детьми были усвоены ряд лексических тем: зима, зимующие птицы, дикие животные, деревья, а также проведена организованная образовательная деятельность по темам: «Формирование понятий о действии и предмете», «Одушевленные и неодушевленные предметы», «Составление 3-х словных предложений», «Предлог НА», «Предлог ПОД», «Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД». В ходе образовательной ситуации мы видим, как дети объединяют полученные знания.
Принцип минимакса. На протяжении образовательной ситуации созданы условия для продвижения каждого ребенка в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества. Образовательная ситуация помогала развивать у детей творчество (дети располагали птиц на 3 мольбертах, там, где они считали нужным).
Принцип вариативности. Детям предоставлена возможность выбора предметов в игре «Спрячь шарик в разные предметы», вариативна также игра «Где была сорока?», в ней дети по предложенным картинкам предлагали разные варианты нахождения сороки.
В первой части образовательной ситуации «Введение в ситуацию» был создан положительный психоэмоциональный настрой, дети получили письмо от главного героя и была поставлена «детская» цель: помочь главному герою (Сороке) играть и составлять предложения о друзьях. Цель была понятна и соответствовала содержанию образовательной деятельности.
Во второй части «Актуализация знаний» дети рассмотрели содержимое конверта, рассказали какие карточки-символы они знают, поиграли в игру «Составь предложения про зимующих птиц», то есть в данной части закрепляла ранее полученные знания о предложениях и предлогах «НА» и «ПОД», способствовала закреплению пространственной ориентации «сверху», «снизу».
В третьей части создала «Затруднение в ситуации», дети самостоятельно определяли какое короткое слово может обозначать данная карточка. Затруднение является личностно значимым для каждого ребенка и возникает внутренняя потребность в его преодолении. Появляется новая задача, соотносимая со «взрослой» целью. Все варианты ответов детей выслушивала и принимала.
В четвертой части «Открытие» нового знания (способа действия) дети вовлечены в процесс самостоятельного поиска и «открытия» нового знания. Много радости и эмоций принес правильный ответ. Затруднение привело к открытию нового знания. На этом этапе особое внимание уделяла активизации в речи детей нового понятия - короткое слово «В».
На пятом этапе «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка» провела игры «Спрячь шарик в разные предметы». «Где была сорока?», «Кто где живет». В играх новое знание использовалось совместно с освоенными ранее. Деятельность детей поощряла, создавала ситуацию успеха.
Шестая часть «Осмысление» - во время подведения итога были сведены «детская» и «взрослая» цели, еще раз в речи зафиксировано новое понятие. «Детская» цель – научить сороку играть и составлять предложения о друзьях, а «взрослая» - познакомить детей с предлогом «В». Мы выполнили цели – создана ситуация успеха, значимая для детей.
С детьми проводилась индивидуальная работа по автоматизации поставленных звуков. Поддержка и поощрение малоактивных, стеснительных детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей. Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давалась четкая инструкция. Дети понимали задания, выполняли их, радовались успехам. Поставленные цели выполнены, дети с заданием справились.
Таким образом, структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствуют ФГОС и дидактической системе технологии деятельностного метода. Считаю, что технология «Ситуация» -это эффективная форма реализации ФГОС.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон. Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
2. Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей : Учебно-практическое пособие. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2010
4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М. : 2012
5. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ иД», 2005.