Приложение МААМ

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Праздник для птиц»

Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Праздник для птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Тема: «Праздник для птиц»

Образовательные задачи :

расширять представления детей о жизни птиц зимой; формировать представление об особенностях питания разных видов птиц;

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Праздник для птиц“» размещена в разделах

развивать речь, логическое мышление, произвольную память;

воспитывать осознанно-заботливое отношение к птицам своей местности; коммуникативные способности детей;

развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

иллюстрации птиц (снегирь, воробей, ворона, голубь, синица, сорока, скворец, журавль, лебедь);

лист (Д-1) с изображением птицы и продуктов питания (семена подсолнуха, ягоды, белый хлеб, сало, перловая крупа – обведены, черный хлеб, чипсы, конфета – зачеркнуты);

продукты питания в натуральном виде: несоленые семечки, ягоды, миска с крошками белого хлеба (в небольшом количестве, сало (несоленое, миска с перловой крупой, соленый огурец.

Раздаточный материал: лист (Р-1) с изображением птицы и продуктов питания (семена подсолнуха, ягоды, черный хлеб, белый хлеб, сало, чипсы, перловая крупа, конфета, лист (Р-2) с изображением зимующих птиц (синица, воробей, ворона, сорока, голубь, снегирь) и продуктов питания (семена подсолнуха, ягоды, крошки белого хлеба, кусочек сала, перловая крупа).

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Беседа «Праздники»

Воспитатель собирает детей около себя.

Любите ли вы ходить в гости?

Приходилось ли вам принимать гостей и устраивать для них праздник?

Чем можно порадовать гостей в праздник? (Устроить игры, угостить чем-то вкусным)

Воспитатель сообщает детям, что птичка-Синичка захотела пригласить к себе в гости своих друзей – других птиц и устроить для них праздник. Она просит детей помочь ей подготовить для гостей угощение.

Хотите помочь Синице?

Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

уточнить и актуализировать знания о птицах : их названиях, особенностях внешнего вида, миграционных особенностях (перелетные и зимующие);

развивать описательную речь, развивать умение задавать вопросы.

2.1. Беседа «Угадай, чей портрет»

Дети встают вокруг стола. Воспитатель говорит, что Синичка хочет показать ребятам фотографии своих друзей – птиц, живущих в нашей местности.

Воспитатель поочередно показывает (достает из Синичкиного фотоальбома) иллюстрации («фотографии») птиц :

Как называется эта маленькая серая птичка с темными пятнами на спинке и черным пятнышком на шейке? (Воробей.)

Воспитатель кладёт фотографию на стол.

А это что за птица? (Синица.)

Да это фотография синицы. Так выглядит и наша Синичка, и ее друзья-синички, которых много в нашей местности.

Как вы догадались, что это синица? (Она маленькая, как воробышек, у нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв)

Аналогично определяется название других птиц, проговариваются характерные особенности внешнего вида:

Голубь птица покрупнее, цвет голубовато-серый с белым, головка небольшая, шея короткая, крылья длинные и острые, хвост закруглен, ноги короткие, клюв небольшой, прямой.

Журавль крупная и сильная птица, шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами.

Скворец красивая птица с блестящим черным опереньем; короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный у самочки, ярко-желтый у самца.

Лебедь красивая птица очень крупного размера; тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Лебеди бывают белыми и черными по цвету.

А на следующей фотографии (воспитатель не показывает) изображена птица – обитательница города. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, кто это:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат они: «Кар-кар»

После ответа детей, воспитатель кладет фотографию вороны на стол.

Есть у Синички еще одна знакомая: довольно крупная, голова, крылья и хвост у нее черные, как у вороны, но в отличии от вороны они не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом; по бокам у нее перышки белые, поэтому и прозвище у нее – белобока. Догадались что это за птица?

После ответа детей, воспитатель кладет фотографию сороки на стол.

Как вы думаете, все ли из этих (воспитатель обводит рукой «фотографии») птиц прилетят в гости к Синичке?

Дети выдвигают версии, воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ. В случае затруднения воспитатель задает детям наводящие вопросы:

Какое сейчас время года? (Зима.)

Помните, когда мы с вами наблюдали за птицами на нашем участке, то заметили, что их стало меньше? Куда же они подевались? (Улетели в теплые края.)

Как называются эти птицы, которые не имеют постоянного места жительства и на период зимних холодов улетают в другие, более теплые края? (Перелетные.)

А как называются птицы, которые остаются зимовать в своем краю? (Зимующие.)

Какие птицы на смогут прилететь зимой на праздник? (Перелетные.)

Назовите их.

Дети называют журавля, скворца, лебедя.

Какие птицы смогут прилететь в гости к Синичке, если сейчас зима? (Только зимующие.)

Выберите фотографии птиц, которые смогут прилететь в гости к Синичке в зимнее время года.

Дети выбирают фотографии зимующих птиц и относят их к фланелеграфу.

Синичка говорит, что на праздник готова прилететь еще одна птица, прилетевшая в наши края из более холодных районов – с севера. Наша местность для нее является «теплыми краями». Догадались, что это за птица?

Если дети затруднятся с ответом, воспитатель помогает им, словесно описывая признаки снегиря, либо загадывает загадку:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут!

После ответа детей, воспитатель помещает на фланелеграф фотографию снегиря.

Знаете ли вы как называются птицы, прилетающие к нам на зиму из северных краев? (Кочующие.)

Дети еще раз называют птиц на фленелеграфе, уточняют еще раз, что их можно разделить на две группы: зимующих (воробей, синица, голубь, ворона, сорока) и кочующих (снегирь). Фотографии этих птиц остаются на фланелеграфе до конца занятия.

Воспитатель благодарит детей и говорит, что благодаря им список приглашенных гостей составлен.

3. Затруднение в ситуации № 1

Дидактические задачи:

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

тренировать мыслительные операции: анализ, классификация, развивать мышление, речь.

3.1. Дидактическая игра «Бланк заказа»

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что к выбору продуктов для угощения пернатых надо подходить очень ответственно: существуют продукты, от которых птицы могут заболеть или даже погибнуть.

Воспитатель предлагает детям заполнить бланк заказа продуктов для отправки в магазин.

Дети садятся за столы. Перед каждым из них лежат листы Р-1 (бланки заказов) и простой карандаш.

Назовите продукты, обозначенные в бланке заказов. (Дети называют продукты, которые изображены на бланках : семечки (семена подсолнуха, ягоды, черный хлеб, белый хлеб, сало, чипсы, перловая крупа, конфета).

Воспитатель предлагает обвести продукты, которыми можно кормить птиц, и зачеркнуть, те, которые вредны для пернатых. Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми, воспитатель задает вопросы:

Кто из вас обвел, например, черный хлеб (сало?

Кто из вас черный хлеб (сало) зачеркнул?

Как вы думаете, почему вы даете разные ответы? (Потому что не знаем точно, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.)

Значит, что вам сейчас нужно узнать? (Какие продукты подходят для кормления птиц, а какие – нет.)

Как это можно узнать?

Дети предлагают различные варианты.

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

формировать представление детей о том, что существуют полезные и опасные продукты питания для птиц;

совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

тренировать умение проверки по образцу.

4.1. Ситуация «Консультация орнитолога»

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является изучение птиц, называется орнитолог.

Дети вместе с воспитателем «набирают номер орнитолога» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

Скажите, пожалуйста, какими продуктами можно подкармливать птиц?

Орнитолог рассказывает, что есть продукты, которые вредны, а зачастую смертельно опасны для птиц : в первую очередь это все жареное и соленое. Белый хлеб тоже не лучший корм для птиц, если им угощать, то только изредка и в небольшом количестве.

Орнитолог высылает свой вариант бланка (образец) Д-1, который воспитатель размещает на доске. Дети сверяют свои бланки с образцом и исправляют ошибки.

Бланки собираются и отправляются в магазин.

4.2. Игра с мячом «Что умеют делать птицы»

Дидактические задачи:

организовать двигательную активность детей;

расширять представления о птицах;

развивать речь, умение анализировать.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает поиграть, пока в магазине формируется заказ.

Дети встают в круг, передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы : летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм и пр.

4.3. Ситуация «Проверка заказа»»

Воспитатель говорит, что заказ из магазина доставлен и предлагает проверить, ничего ли не перепутали работники магазина.

Дети подходят к столу, на котором лежат продукты (несоленые семечки, ягоды, миска с крошками белого хлеба (в небольшом количестве, сало (несоленое, миска с перловой крупой, соленый огурец).

Все ли верно прислали работники магазина?

Почему соленый огурец является лишним?

Принимается решение вернуть соленый огурец в магазин.

- Продукты из магазина доставили, но Синичка переживает, сможет ли порадовать угощением каждого из гостей, ведь у каждой птички свое любимое лакомство, и в праздник хочется угодить каждому гостю, порадовать каждую птицу.

Воспитатель предлагает детям помочь Синичке подобрать любимое лакомство для каждой птички.

5. Затруднение в ситуации № 2

Дидактические задачи:

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, актуализировать способы «если чего-то не знаешь, можно: спросить у того кто знает, прочитать в книге»;

развивать умение задавать вопросы;

развивать умение работать в команде.

5.1. Беседа «Угощение птиц»

Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежит один лист Р-2.

Так как задание очень ответственное, то лучше работать сообща – в группах.

Можете ли вы с уверенностью (правильно) рассказать какие лакомства предпочитает каждая из птиц? (Да, нет.)

Почему вы даете разные ответы? (Потому что не знаем точно, что предпочитает каждая птица.)

Значит, что вам сейчас нужно узнать? (Чем питается каждая из птиц.)

Как это можно узнать? Если дети предложат снова позвонить орнитологу, то после набора номера оказывается, что абонент временно недоступен.

Как по-другому можно получить информацию?

Можно прочитать в книге, если умеешь читать, или попросить прочитать взрослого.

Воспитатель достает энциклопедию.

6. Преодоление затруднения

Дидактические задачи:

формировать представление детей о том, какие предпочтения в корме имеют разные птицы;

развивать умение осмысленного слушания познавательной литературы;

развивать умение работать в группе, формировать опыт взаимопроверки.

6.1. Слушание познавательной литературы (с выполнением задания)

Сейчас я буду читать о каждой птице, а вам надо внимательно слушать и запоминать. После чего каждая группа будет угощать эту птицу ее любимыми лакомствами. Для этого будет нужно провести ниточку от птицы к угощению. Например, ворона любит семечки подсолнуха. Вам будет нужно провести линию от… вороны к … семенам подсолнуха.

Воспитатель читает детям:

«Летом воробей поедает много вредных насекомых. Зимой, когда насекомых мало, он любит полакомиться семенами сорняков, различными зернышками, высохшими остатками фруктов и ягод в саду (маленькими яблочками, смородинкой, крошками хлеба и другим кормом. Перловка для воробьёв слишком жёстка».

Накормите своего воробья. (Дети проводят ниточки от воробья к семечкам, ягодам, хлебу).

«Ворона. Ворона всеядная птица. Она поедает различных насекомых, а также грызунов, ящериц, лягушек, рыб, птичьи яйца.

Зиму вороны проводят вблизи жилья человека. Кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками. Еще они очень любят семена различных растений, особенно подсолнечника.

Вороны – заботливые и храбрые родители. Например, прежде чем покормить своих птенцов найденной сухой коркой хлеба, птица сначала размачивает ее в луже, а потом несет воронятам».

Накормите ворону. (Дети проводят ниточки).

«Сороки обычно встречаются в открытом месте с множеством деревьев и кустов, они избегают густого леса. Корм сорок разнообразен. Сорока пожирает насекомых, мелких зверей и птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, зерно с полей. Любит есть несоленое сало на кормушке.

Накормите сороку. (Дети проводят ниточки).

«Снегирь это гость с севера. Снегирь – птица доверчивая, спокойная, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. Питается ягодами рябины, семенами лиственных и хвойных деревьев, летом иногда – пауками и насекомыми. Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».

Накормите снегиря. (Дети проводят ниточки).

«Голубь доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы. Живут голуби в лесах и населенных пунктах. Голуби поедают семена сорняков, зерна на полях. Сизые голуби настолько привыкли к человеку, что ходят по земле буквально под ногами людей. Нередко можно видеть людей, которые специально рассыпают хлебные крошки и зерно. Поэтому они устраивают гнезда около жилищ человека».

Накормите голубя. (Дети проводят ниточки).

«Синица – очень прожорливая птица. Охотится за насекомыми. От ее зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые. Одна птица за сутки может съесть столько насекомых, сколько весит сама. Зимой синичек подкармливают семенами подсолнуха, других растений. Очень любят они несоленое сало. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас».

Накормите синицу. (Дети проводят ниточки).

Задание проверяется фронтально либо, если останется время, можно организовать взаимопроверку работ группами.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что ни одна птица не осталась без угощения.

8. Осмысление

Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?

Какие новые знания помогли нам подготовить праздник для птиц?

ПРИМЕЧАНИЕ

Этап «включение в систему знаний» можно перенести на вторую половину дня. Можно поиграть с детьми в группе или во время прогулки в следующие игры:

Двигательная игра «Птичий обед»

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что птицы-гости вкусно полакомились и теперь предлагают детям поиграть вместе с ними.

Воспитатель называет продукты. Если продуктом можно подкармливать птиц, дети садятся на корточки, слегка постукивают указательным пальцем одной руки по ладони другой и произносят «клю-клю». Если же продукт вреден для птиц, дети поднимаются на носочки, машут крыльями и говорят: «нет-нет».

(Ягоды, соленые орехи, жареную картошку, кусочки несоленого сала, черный хлеб, белый хлеб, семена подсолнуха, крупа, конфеты, жареные чипсы).

Беседа «Подкормка птиц зимой»

Дети садятся на ковер. Воспитатель говорит, что Синичка и ее гости благодарят детей за подготовленный праздник.

Праздник подошел к концу, а вот зима еще не закончилась. Как вы думаете, каким образом птицы могут добывать себе еду в холодное время года?

– Что, на ваш взгляд, страшнее для птиц : холод или голод?

– Помогаете ли вы птицам? Как это можно сделать?

Дидактическая игра «Чем отличаются птицы? Чем похожи?»

Воспитатель показывает фотографии двух любых птиц-гостей и просит детей сравнить – чем они отличаются, а чем похожи?

– Чем они отличаются, а чем похожи воробей и ворона? (Вороны большие, а воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно).

– Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует.)

Аналогично могут сравниваться другие птицы.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры» .

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Птичий домик» Основная цель: расширение.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Образовательной ситуации с дошкольниками «Школа дайвинга» Образовательная область: физическая культура Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Школа дайвинга Основные цели: Формирование.

Сценарий образовательной ситуации с Дошкольниками. Тема: «В мире стекла» Образовательная область: Познание Возрастная группа: средняя, 4-5 лет Тема: «В мире стекла». Основные цели: Помочь детям выявить свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Праздник для птиц»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 14:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Праздник для птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД