Ася Исакова
Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе «Я природе помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип образовательной ситуации : «Открытие новых знаний»
Тема: «Я природе помогу»
Цель: создание условий для формирования у детей экологически грамотного поведения в природе
Образовательные задачи :
• расширять и уточнять представления детей о природе
Воспитательные:
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов деятельности
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе „Я природе помогу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• воспитывать потребность у детей выполнять правила поведения в природе.
Развивающие :
• развивать внимание, воображение
Материалы к занятию:
Интерактивная доска, пазлы диких животных,фломастеры, карандаши, журналы, вырезки из журналов, бумага, картон, книжки-малышки (заготовки)
Результат – изготовление условных знаков для проведения в дальнейшем акции «Лес - чистый, светлый дом, не станем мусорить мы в нем, выполнение «детской» цели.
Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(1-2 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь ….) (Дети входят в группу, и там лежит куча мусора) :
Воспитатель- Что это такое? Ребята,как вы думаете, как он здесь оказался (предположение детей)
На экране появляется Старичок-Лесовичку.
- Это я принёс мусор. Подумайте, ребята, где я его мог собрать весь этот мусор. Кто догадался?
- Я собрал сколько смог, там его ещё очень много, пока шёл по лесу к вам в гости. Чей это мусор? Кто его оставил в лесу (Предположение детей –надо ему помочь)
Воспитатель- А вы сможете помочь Старичку-лесовичку?
постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (3-4мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Воспитатель: Правильно этот мусор оставили люди которые отдыхали в лесу. Поели, попили, а банка, коробки и бутылки под деревья и кусты. Как нужно поступить? Что может случится из-за мусора? Какие правила поведения в лесу вы знаете? (ответы детей)
Старичок-Лесовичок: А каких вы знаете диких животных?
Игра «Топаем-хлопаем»
Старичок-Лесовичок - Сейчас я вам буду называть диких животных, а вы если согласны, что это дикие животные, то громко хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногой (белка, кошка, медведь, заяц, кролик, волк, собака, лось, лиса, конь, соболь)
Игра на интерактивной доске «Кто где живет?»
Старичок – Лесовичок:
-Молодцы ребята, хорошо знаете диких животных. Помогите мне и моим лесным жителям, сберечь лес от загрязнения!
Воспитатель:
- Сможем мы помочь Старичку-Лесовичку? Справимся? А как мы ему поможем?
Подвижная игра «Собери мусор»
Воспитатель-У мня всего 6 пакетов, а вас больше как будем играть? (подвожу к тому, что играть надо в парах, быстрее и удобнее) Ребята, вы одной рукой вдвоем должны держать пакет, а другой рукой собирать мусор. Как у вас получится, зависит от того как вы будете дружно и слажено это делать.
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (3-4 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; Воспитатель- Ребята, вот мы собрали мусор, который принес Лесовичок, мы помогли ему и лесным жителям? (ответы детей)
Воспитатель-А Старичок – Лесовичок весь мусор из леса принес сюда? (ответы детей)
- Так смогли мы помочь ему и лесным жителям? (ответы детей)
- Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (Ответы детей-сказать взрослым, чтобы помогли, спросить у кого-нибудь).
-Воспитатель: Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
Как мы это сможем узнать? Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(1-2 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; Воспитатель: Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает, самим догадаться).
В- А что интереснее? (Самим догадаться).
В-Попробуем догадаться сами. В нашей стране очень много лесов, как вы думаете, мы весь мусор, по всем лесам сможем собрать?».
Если ответ «нет» :
- Как вы думаете, почему не сможем? (нас мало, мы еще маленькие) Как мы можем привлечь других людей беречь природу? (ответы детей, если мало предложений, то натолкнуть на мысль как можно ярко, интересно привлечь других изготовив что-нибудь своими руками)
- Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя способ, с помощью которого можно обратить внимание людей на загрязнение природы. Ведь чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят. Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (1-2 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами Воспитатель: Знаете ли вы, как лесные жители сами поддерживают чистоту в лесу?
-Куда пропадает шерсть, перья, когда звери и птицы линяют?
-А рога лося, он их сбрасывает в конце зимы-начале весны?
-Куда исчезают опавшие листья с деревьев? (Дети высказывают предположения, если среди них есть верные, какие вы молодцы.
Воспитатель: Я хочу вам рассказать; клочки выпавшей шерсти, перья собирают лесные животные и делают из них мягкие, теплые подстилки в норках и гнездах, листья перегнивают и становятся удобрением, а рога лосей любят грызть лесные мыши и белки).
- Какие правила поведения в лесу вы бы еще хотели добавить? (ответы детей)
- Что вы сейчас будете делать? Что будет изображено на знаках? Из каких именно правила хотите создать книжку? Как будете делать? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?
Дети делятся на группы, выбирают, что они будут изготавливать, выполняют работу.
Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление (1 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Воспитатель-Ребята, кто к нам обратился за помощью? Мы справились? Как нам это удалось, благодаря чему?
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?