Ирина Белых
Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Длиннее, короче» с детьми второй младшей группы
Тема: «Длиннее, короче»
Возрастная группа: вторая младшая группа «Б»
Цель: Обобщить умение детей различать и называть свойства предметов - размер (длинный, короткий, количество (один, два)
Образовательные задачи:
1) формировать представление о сравнении предметов по длине пу-
тем наложения и приложения;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения
под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам,
умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа;
Публикация «Сценарий непосредственно образовательной деятельности „Длиннее, короче“ с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобще-
ние, развивать память, внимание, речь, воображение, логическое мыш-
ление, творческие способности.
Материалы и оборудование: Демонстрационный: 2 игрушки куклы, 2 шарфа разной длины. Раздаточный: карточки с домиками, полоски.
Предполагаемый результат: Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много). Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный, путем наложения. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность.
Владеют – речью; навыками общения со сверстниками, с воспитателем.
Умеют – сравнивать предметы по свойствам, сравнивать группы предметов по количеству
Знают – счет до двух.
Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(1-2 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь ….) Дети собираются около воспитателя.
- В чем вы сегодня пришли в детский сад?
- Почему вы надели куртки, шапки?
- Зачем вам понадобился шарф?
После ответов детей. Воспитатель говорит, что не смотря на то что наступила весна и стало пригревать солнышко,еще рано снимать теплую одежду и шапки.
Воспитатель рассказывает, что куклы собрались на прогулку и просят повязать им шарфы.
-Хотите помочь куклам?
-Сможете? Знакомятся с куклами.
Отвечают на вопросы воспитателя. постановка детской цели: Зачем? Мотивация на предстоящую деятельность Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (1-2 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; 2.1. Игра «Шарфы» (начало).
Дети подходят к столу, на котором сидят две одинаковых куклы.
- Сколько кукол просят о помощи? (Две.)
- Сколько шарфов понадобиться двум куклам? (Два.)
Воспитатель кладет на стол два шарфа — длинный и короткий. Воспитатель завязывает длинный шарф на шее у одной куклы. Второй шарф завязать не удается.
— Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф?
Как правило, дети правильно отвечают, что этот шарф короткий.
— Какой шарф нужен этой кукле? (Длинный.)
Воспитатель предлагает выбрать для второй куклы длинный шарф. Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания 1) актуализировать умение правильно употреблять слова «длинный»,
«короткий»;
2) тренировать умение считать до двух.
Ответы детей
Затруднение в ситуации (1-2 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; 1.1. Игра «Шарфы» (продолжение).
Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся еще два шарфа: первый равен по длине короткому шарфу, а другой шарф — длиннее.
— Давайте выберем длинный шарф.
Обычно дети правильно выбирают длинный шарф, но кукла говорит, что шарфы одинаковые.
— Давайте покажем кукле, что выбранный нами шарф длиннее.
Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине.
Смогли мы показать кукле,что один шарф длиннее другого?
Как вы думаете почему не смогли?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что пока не умеем сравнивать предметы по длине. Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину (создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосред-
ственного сравнения предметов по длине (наложение, приложение);
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(1-2 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; 1.2. Игра «Шарфы» (окончание).
Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?
(Надо спросить у того кто знает)
Воспитатель помогает детям сформировать вопрос,после чего показывает и рассказывает, как сравнить шарфы по длине путем приложения и наложения :для того чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски и т. д.) по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.
Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения.
Воспитатель фиксирует вывод: для того чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски и т. д.) по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца.
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
(сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;)
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (4-6 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами 5.1. Игра «На прогулке». «Шаги».
Воспитатель предлагает детям представить, что они тоже оделись, завязали шарфы и вышли гулять. Но на улице холодно, и дети быстро замерзли. Чтобы согреться, надо побегать и попрыгать.
Дети ходят по группе. По команде «длинный» они делают большие
(длинные) шаги, по команде «короткий» - короткие.
5.2. Игра «ДОРОЖКИ».
Дети садятся за столы. У каждого на столе лист бумаги с четырьмя домиками — красным, синим, желтым и зеленым. Посередине стола находятся полоски одинаковой ширины желтого цвета по две на каждого ребенка. Длина полосок одинакова и равна расстоянию между желтым и зеленым домиками.
Воспитатель рассказывает, что это домики, которые построили себе друзья кукол – цветные человечки.
Человечки вселились туда недавно и еще не успели проложить между домами дорожки, а весной, когда тает снег на улице много воды и грязи и невозможно ходить
друг к другу в гости.
— Как можно помочь жителям домиков – цветным человечкам? (Надо проложить дорожки.) Воспитатель предлагает детям взять полоски бумаги (дощечки)и положить их между домиками
.Дети кладут полоски между этими домиками.
- Как вы думаете, довольны ли жители?
После обсуждения приходим к выводу, что между красным и синим домиками дорожка короткая.
Эту полоску убирают.
- Какой должна быть дорожка между красным и синим домиками? (Длинной.) Воспитатель предлагает детям подобрать нужную дощечку для жителей красного и синего домиков.
Дети берут короткую полоску и идут к соседнему столу, на котором находятся полоски другого цвета — длинные и короткие оранжевые. Часть полосок равна по длине полоске находящейся в руках у детей, другая часть полосок длиннее.
Воспитатель помогает им сравнить полоски по длине.
Взяв длинную и короткую полоски, дети садятся на свои места и кладут дощечки между домиками.
- Чем отличаются дорожки вверху и внизу?
Как правило, дети отвечают, что одна дорожка желтая, а другая - оранжевая, одна длинная, а другая - короткая. Воспитатель должен уточнить, что полоски отличаются цветом и длиной.
- Между какими домиками дорожка более длинная (короткая?
- Пройдитесь по короткой (длинной) дорожке.
Дети идут, перебирая указательным и средним пальцами, как ножками.
Цветные человечки благодарят детей за красивые и удобные дорожки.
Практическое выполнение задания организовать активный отдых детей, закрепить их умение оперировать словами «длинный», «короткий».
Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия
(закрепить умение сравнивать предметы по длине путем приложе-
ния и наложения, умение называть цвета;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-
вать память, внимание, речь, логическое мышление.)
Самоконтроль
Осмысление (1 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Дети собираются около воспитателя.
- Чем мы помогли куклам и человечкам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь куклам завязать шарфы и человечкам проложить дорожки между домиками, потому что научились сравнивать по длине.
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели (восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.) Что хотели сделать? Получилось? Почему?