Свиридова Жанна Сергеевна
Сценарий музыкально-театрализованного представления «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий музыкально-театрализованного представления
Подготовила воспитатель:
Свиридова Жанна Сергеевна МБДОУ №45 «Буратино» г. Тамбов
Цель:
Развитие у дошкольников патриотические чувства посредством погружения детей в музыкально-театрализованные образы былинных героев русского эпоса.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и укреплять знания об истории нашей Родины, развивать интерес детей к истории родного Отечества;
Публикация «Сценарий музыкально-театрализованного представления „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
• Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
• Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа, раскрыть понятие «былинный богатырь»;
• Закреплять и расширять знания детей о доблести русского воинства, о силе и славе богатырской Руси.
• Учить связно, последовательно выразительно рассказывать о богатырях, пополнять словарный запас детей;
• Изучить характерные детали одежды русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русского воина (копье, меч, щит, лук со стрелами, булава, палица, клочан, доспехов.
Развивающие:
• Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;
• Развивать образную речи детей, обогащать словарного запаса;
• Развивать коммуникативных навыков, поддерживать доброжелательные отношения между детьми;
• Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, песням, языку былин, преданий о русских богатырях;
• Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны;
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине, гордость за свою Родину;
• Воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей;
• Воспитывать чувства сопричастности к культуре своего народа;
• Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России;
• Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Воспитать интерес к различным видам театральной и музыкальной деятельности.
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы о богатырях, воинах. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, воинского оружия и доспехов. Слушание фольклорной и классической музыки по теме : звукозапись «Былинная музыка» в исполнении ансамбля «Русичи», русские народные мелодии в исполнении оркестра им. Н. Осипова, звукозапись песен Н. Тананко «Песня о России», «Песня о русском духе», р. н. мелодии в исполнении оркестра народных инструментов имени Н. Осипова и другие.
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, снаряжение, застава, сказитель, былины, предание, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, бармица, оружие богатырей (копье, меч, щит, лук со стрелами, палица, булава, клочан, гусли, гусляр.
Оборудование, материалы, атрибуты:
Компьютер, экран, проектор, камен с указателями, трон, печь, наковальня, мечи, молоток, кувалда, гусли.
Герой:
Гусляр, княжна, богатыри, красные девицы, кузнецы, Змей Горыныч.
Музыкальный репертуар :
1. Хоровод - «Песня о родине» - студия «Аленушка»;
2. Танец - «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой;
3. Русская народная песня - «Во кузнице»;
4. Песня «Русские Богатыри» - из репертуара ансамбля «Живая вода».
Ход мероприятия:
Восход Солнца
Вед. : (на фоне звучания гуслей и показа слайда «Восход солнца»)
Встанет утром солнце красное,
Осветит поля, горы, реченьки,
Обогреет всех лучом бархатным.
Солнце (звучание рожка) :
/На заднем плане зала, с лева, ставится бутафорский камен с указателями, на середину – трон, на право – печь. /
Гусляр. /под звучание гуслей/. Сколько вижу я, сколько ведаю, расскажу я Вам – вы послушайте! Сердцем слушайте, душой грейтеся и любовью наполняйтеся к добрым молодцам, к славе прежних лет, к Руси – матушке, ко Отечеству! Все может родная земля : накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
В селе Карачарово.
(Звучит балалайка, слайд «Старая деревенская изба»,
заходят Мать и Отец,Илья садится,
Мать сидит за прялкой, отец колет дрова)
Вед. : Жили-были под городом Муромом, в селе Карачарово
крестьянин Иван Тимофеевич да жена его Ефросинья Яковлевна.
И был у них один сын-Илья.
Отец (вытирает рукой пот со лба) : Тридцать лет Илья на печи лежит,
ни рукой,ни ногой не шевелит.
(Собирает дрова, кладёт их в печь и уходит за кулисы)
Мать: И ростом Илья богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся.
Выходят девушки, слайд «Берёзовая роща»
Девушка: (машет рукой, зазывая в хоровод)
-Эй, Ильюшенька, ты бы встал да пошёл с нами песни петь,
хороводы водить.
(Песня «Ой, во поле травушка горела»)
/На сцене появляется Змей Горыныч, уводит девушек за дверью. /
Гусляр. И напал лютый Змей на родную сторонушку, заковал солнце яркое. И разрушил этот Змей город каменный, город прославленный! Уничтожить хотел коварный Змей красных девушек, да малых детушек!
С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, все люди, и стар и млад поднимались на борьбу.
/Входит Княгиня, Садится на трон. Выходят 3 Богатыря, двое с мечом и один с ножом. Идут и обсуждают. /
1-й богатырь. Зачем же это мы нашей доброй княжне понадобились? Зачем она нас призывает?
2-й богатырь. Неужели опять на наши края враг наступает, грозит разорить нашу родную землю? Ну, ничего, мы до сих пор всех побеждали.
/Богатыри подходят к ней. /
Княгиня. Здравствуйте, богатыри. Позвала я вас, добры молодцы, хотела у вас просить, чтобы помогли вы нашему народу. Недавно повадился злодей Змей Горыныч нападать на землю русскую, поля вытаптывать, людей губить, детей сиротить, девушек утаскивать. Не дает людям ни проходу, ни проезду. Наберите себе храбрых воинов и отважных богатырей и освободите нашу землю от нечисти.
3-й богатырь. Да, не обрадовала ты нас, княгиня. Ну, ничего не поделаешь, надо идти воевать, освобождать родные поля и леса.
2-й богатырь. / Всех призывает. / Разудалы, добры молодцы! Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Исполняется танец «Богатырская сила».
/После танца богатыри остаются на месте, расходятся на две стороны от Княгини. /
Княжна. /Встает. / А перед повелеваю клятву произнесть!
Клятва:
Княжна. Обещаем бороться в бою честном!
Богатыри все вместе. Обещаем бороться в бою честном!
Княжна. Друга в беде не бросать!
Богатыри все вместе. Друга в беде не бросать!
Княжна. Да не посрамим земли русской!
Богатыри все вместе. Да не посрамим земли русской!
Княжна. Великие богатыри! Бейтесь с врагами Земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищайте вдов, сирот, малых детушек.
2-й богатырь /с ножом/. Мне бы меч булатный.
Княжна. Ты сходи в кузницу, они там добрые клинки куют. /Богатыри и Княжна уходят за дверью. /
/Ставить наковальню в центре зала, и печку. Выходят кузнецы и девочки. девочки строятся на песню. /
Исполняется р. н. песня «Во кузнице».
/Девочки поют, кузнецы ритмично под музыку куют меч. /
/По окончании песни богатыри заходят в зал и подходят к кузнецам. /
Кузнец. Возьми, богатырь, наш меч булатный, иди, сражайся с врагом.
2-й богатырь. Эх, хорош меч! Благодарствую. /Принимает меч с поклоном. Кузнецы и девочки уходят. Кузницу убрать со сцены и перенести трон на переднем плане зала, правый угол. /
/Богатыри доходят до камня. /
3-й богатырь. Друзья, посмотрите, на нашем пути загадочный камень.
«Налево пойдёшь – коня потеряешь,
Направо пойдёшь - богатым будешь,
Прямо пойдёшь – сам пропадешь».
2-й богатырь. Какую мы с вами выбираем дорогу?
1-й богатырь. Дорогу, которая идет прямо.
Вместе. Тогда отправляемся в путь. /Идут, им на встречу выходит змей. /
Змей. Аааа…. Богатыри сами в мои лапы пришли. Захочу теперь – живым сожру, захочу – в своё логово унесу, захочу – в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей – не хватает только богатырей.
1-й богатырь. Ах ты, Змей! Ты сначала возьми нас, потом хвастайся!
/Под музыку сражаются со Змеем. Головы Змея падают одна за другой. Остаётся одна голова. /
Змей. Ох, богатырь! Не убивай меня, пусти по свету летать. Буду я тебя всегда слушаться. Дам тебе великий обет: не летать к вам на Русь, не брать в плен русских людей. Только ты помилуй меня, не руби мою последнюю голову!
2-й богатырь. Не будет тебе пощады, Змей! Много крови ты на Руси пролил, нападал на землю русскую, поля вытаптывал, людей губил, детей сиротил, девушек утаскивал.
/Снова сражаются со Змеем, выгоняют из зала. /.
Гусляр. Собирайся, народ, нынче пир на весь мир!
/Все выходят, и идет инсценировка пира. /
Гусляр. Веселятся и ликуют нынче все на Руси. Столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, мёду сладкого.
3-й богатырь. Не годится богатырям на пиру сидеть да живот растить. Пойдём мы в степи широкие да поля привольные. Будем стоять на страже земли русской!
/Выходят все богатыри на передний план, девочки остаются задний план. /
Исполняется песня «Русские богатыри»
/Звучит колокольный звон, все выстраиваются полукругом в центре зала, богатыри – в центре полукруга. /
Гусляр. Весь народ простой на Руси святой богатырей любят – чествуют, воспевает их славные подвиги. Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!
Княжна. Были, есть, и будут на Руси богатыри. Новые дружины на смену им пришли.