Ирина Шепелева
Сценарий музыкально-литературного вечера «Загадки учёного кота» (старшая, подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА
«ЗАГАДКИ УЧЁНОГО КОТА»
Старшая, подготовительная группы[/b]
ЦЕЛЬ:
Воспитывать у детей интерес к творчеству А. С. Пушкина, желание узнавать новые сказки; доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
ОСНАЩЕНИЕ:
Портрет А. С. Пушкина, живые цветы.
Подсвечник, свеча, томик стихов.
Чернильница, гусиное перо.
Тканые половики, старинные русские платки.
Публикация «Сценарий музыкально-литературного вечера „Загадки учёного кота“ (старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Столик, скамейка, ларец.
Макет дуба с листьями и загадками.
Иллюстрации по сказкам Пушкина и русских народных.
Предметы из сказок: зеркальце, яблоко, орешек, верёвка, веретено, кусок сети.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВЗРОСЛЫЕ: Ведущий
Кот учёный
Балда
ДЕТИ: Царевна Лебедь
Золотая рыбка
Золотой петушок
Старик, старуха.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка на темы сказок А. С. Пушкина.
ВЕД: - Дорогие дети! Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы вспомнить великого русского поэта А. С. Пушкина и отметить его день рождения. Он жил много-много лет назад. Его стихи и сказки знают и любят во всём мире, читают малышам
в детском саду, а более старшие дети сами исполняют его стихи.
До сих пор и стар и млад помнят и любят великого поэта. И как бы предвидя в веках свою будущую славу, поэт написал такие строки:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
И как прав оказался поэт. Посмотрите на этот памятник, который воздвигли в память о великом поэте в Москве. Москвичи и гости столицы очень любят это место и часто посещают его.
А знаете ли вы, ребята, что Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки. Его творчество вдохновляло композиторов на создание романсов, песен, опер, балетов. Сам Александр Сергеевич любил посещать
музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.
А наши дети тоже умеют красиво танцевать, как на балу. И сейчас ребята исполнят замечательный танец – полонез.
Дети исполняют ПОЛОНЕЗ.
ВЕД: - Свои первые стихи Пушкин начал писать будучи ещё ребёнком. Сам он вспоминает об этом в таких строках:
РЕБЁ НОК: В младенчестве моём я чувствовать умел, всё жизнью вкруг меня дышало,
Всё резвый ум обворожало, и первую черту я быстро пролетел.
С какою тихою красою минуты детства протекли …
ВЕД: С раннего детства рядом с Пушкиным был удивительный человек – его любимая няня Арина Родионовна, которая напевала маленькому Саше песни, рассказывала необычные истории и сказки. Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал
в своих стихах:
РЕБЁ НОК: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
ВЕД: - Свои первые колыбельные песенки Пушкин тоже услышал от Арины Родионовны. Она открыла для маленького Саши красоту русской речи, её необычайную образность, напевность. И будучи взрослым Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт очень любил русскую природу и посвятил ей в своём творчестве огромное количество произведений. Как точно и красочно описывает Пушкин природу в разные времена года. Есть у него стихи и о лете – времени года, когда он родился.
ДЕТИ читают стихи о ЛЕТЕ.
ВЕД: - Самое любимое время года Пушкина – это ОСЕНЬ. Он сам об этом говорил так: «ОСЕНЬ – любимое моё время…Пора моих литературных трудов».
В жизни русского поэта была особая осень – осень, которую он провёл в деревне Болдине. Сейчас это село Большое Болдино и находится оно неподалёку от нашего города. И может быть кто-то из вас уже там побывал. В Болдино Пушкин написал множество стихотворений, закончил писать величайшее произведение «Евгений Онегин», которое вы будете изучать в школе, написал «Сказку о попе и работнике его Балде» и много-много других произведений. Давайте почитаем стихи о любимом времени года поэта – об ОСЕНИ.
ДЕТИ читают стихи об ОСЕНИ.
ВЕД: - Есть в творчестве Пушкина и стихи о самом суровом, но по своему прекрасном времени года – о ЗИМЕ.
ДЕТИ читают стихи о ЗИМЕ.
ВЕД: - Не обошёл своим вниманием и талантом А. С. Пушкин и ВЕСНУ.
ДЕТИ читают стихи о ВЕСНЕ.
ВЕД: - Вот и закончилась наша поэтическая страничка. Какие замечательные стихи посвятил Пушкин русской природе в разные времена года. Александр Сергеевич был близок к простому народу, любил народные игры и пляски. Молодые девушки надевали русские сарафаны, пели песни и водили хороводы. Вот и наши девочки исполнят хоровод «А я по лугу…».
Дети исполняют хоровод «А я по лугу…»
ВЕД: - Самое же яркое впечатление, которое Пушкин получил в детстве, это сказки Арины Родионовны. В длинные, зимние вечера в ветхом доме она рассказывала сказки уже взрослому Александру Сергеевичу. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки.
«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. Каждая есть поэма».
И через 200 лет их знают и любят и взрослые. Вы, ребята, наверное, тоже знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина?
ДЕТИ перечисляют СКАЗКИ.
ВЕД: - А сейчас мы с вами попадём в одну из этих сказок.
У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом;
ДЕТИ продолжают читать стихи дальше: Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
ВЕД: И я там был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил.
Появляется КОТ.
КОТ: Здравствуйте, мои друзья! Кот учёный – это я.
Я со сказками дружу, в гости милости прошу!
Но вначале для порядка загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья. Приготовились? Вниманье!
Кот подходит к дубу, срывает один листок с загадкой и читает :
КОТ: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
А четвёртая девица, скажем, чудо-мастерица,
Не пряла и не ткала, а творила чудеса.
Мой вопрос совсем простой: как названье сказки той?
ДЕТИ называют «СКАЗКУ О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО МОГУЧЕМ Б БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И ПРЕКРАСНОЙ
ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ».
КОТ срывает новый листочек с загадкой и читает :
КОТ: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Выходит девочка-лебедь.
ЛЕБЕДЬ: Встрече рада я, друзья. Вас хочу спросить и я
Про чудесное число – в каждой сказке есть оно.
Назовите без труда и число, и чудеса!
ДЕТИ называют число 3 и перечисляют: 3 девицы, 3 чуда в «Сказке о царе Салтане», 3 раза князь Гвидон превращался в муху, шмеля и комара,
3 раза балда ходил за оброком к морю и дал 3 щелчка попу.
КОТ срывает листочек с новой загадкой.
КОТ: Вот ещё один вопрос, на него ответ не прост:
У каких небесных сил трижды помощи просил
Королевич Елисей? Отвечайте поскорей!
ДЕТИ читают 3 отрывка из «Сказки о мёртвой царевне» : королевич просил помощи
у солнца, у месяца, у ветра.
ВЕД: - Вы узнали, как называется сказка?
ДЕТИ: «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
ВЕД: - Ребята, а вы помните, как заканчивается эта сказка?
ДЕТИ: И с невестою своей обвенчался Елисей;
И никто с начала мира не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил.
Детям предлагается исполнить пляску на русскую народную мелодию
по случаю хорошего окончания сказки.
КОТ срывает новый листочек с загадкой.
КОТ: Попрошу вниманья, дети! Загадаю вам о цвете,
Том, что есть в названье сказки. Что за цвет и что за сказка?
ДЕТИ: «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ», приводят названия героев и предметов
из других сказок: золотая рыбка, золотое яблочко, золотой месяц, златая цепь.
Появляются дети – Золотая рыбка и Золотой петушок.
РЫБКА: Вы узнали нас, друзья? Мы пришли сюда не зря.
ПЕТУШОК: Будем с вами мы играть и картинки отбирать.
Аттракцион «Отбери перепутанные иллюстрации» - дети отбирают из большого
числа иллюстраций к сказкам только те, которые связаны с пушкинскими сказками.
КОТ срывает новый листочек.
КОТ: Жил старик со своею (делает паузу… ДЕТИ: Старухой.
КОТ: У самого синего … ДЕТИ: Моря.
КОТ: Они жили в ветхой … ДЕТИ: Землянке.
КОТ: Ровно тридцать лет … ДЕТИ: И три года.
КОТ: Старик ловил неводом … ДЕТИ: Рыбу.
КОТ: Старуха пряла свою … ДЕТИ : Пряжу.
КОТ: Вижу, вижу, сказку вы знаете. А как же называется эта сказка?
ДЕТИ: «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».
КОТ: Знать то знаете, а вот как вы её разыграете?
ДЕТИ разыгрывают диалог старика со старухой :
ВЕД. – Вот неделя, другая проходит, ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает :
СТАРУХА : - Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.
ВЕД: - Испугался старик, взмолился:
СТАРИК : - Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.
ВЕД: - Осердилась пуще старуха, по щеке ударила мужа:
СТАРУХА :- Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью; не пойдёшь, поведу поневоле.
ВЕД: - Вот так вместе с народом Пушкин в своих сказках высмеивал глуповатых
и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
ВЕД: - Да ладно тебе, старуха, браниться. Давайте-ка лучше поиграйте вместе с ребятами
в игру «Назови лишнюю сказку».
Проводится игра «Лишняя сказка» - из предложенных названий сказок дети выбирают сказку, которую написал не А. С. Пушкин.
ВЕД: 1. «Сказка о золотом петушке», «Сказка про 3-х поросят» (англ. сказка,
«Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка
об умном мышонке» (С. Я. Маршак).
КОТ срывает новый листочек с загадкой.
КОТ: Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда идёт, сам не зная куда …
ВЕД: - Ребята, вы узнали эту сказку? Как же она называется?
ДЕТИ: «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ».
БАЛДА: Здравствуйте, дети! Ну, наконец-то и обо мне вспомнили.
Скажите, а какое чудесное число встречается в моей сказке?
ДЕТИ: 3 раза Балда ходил за оброком к морю и дал 3 щелчка попу.
ВЕД: - А какую хитрость применил Балда, когда соревновался с чертёнком в беге
вокруг моря?
БАЛДА: А давайте-ка мы сейчас с вами поиграем, я и вас обхитрю.
Подвижная игра «Третий лишний».
КОТ: Вот последняя загадка у меня для вас, ребятки.
Средь листвы на дубе этом есть ларец, а в нём предметы.
Как они туда попали? И кому принадлежали?
Я их буду доставать, ну, а вы их называть!
КОТ достаёт из ларца предметы, связанные со сказками А. С. Пушкина.
ВЕД: - Какими словами поэт описывал эти предметы в своих сказках?
ДЕТИ: 1. Ей в приданое дано было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
2. …а глядела всё на яблоко. Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто, так румяно - золотисто,
Будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…
3. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
4. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт,
А орешки не простые, всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд …
5. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
6. Балда, с попом понапрасну не споря, пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить да конец её в море мочить.
КОТ: Вот и игре конец. Опустел мой ларец.
Все загадки отгадали и немножечко устали.
ВЕД: - Дети, давайте скажем спасибо Коту учёному – хранителю волшебной сказочной
страны за загадки и за сказки.
КОТ: А я хочу тоже поблагодарить детей за то, что они так хорошо знают стихи
и сказки А. С. Пушкина. И хочу подарить вам, дети, мой лукоморский подарок.
Дети получают в подарок книги «Сказки Пушкина».
КОТ: До свиданья, дорогие ребята! Почаще бывайте в моём Лукоморье.
ВЕД: - Какой интересный вечер у нас получился. Давайте в память о великом русском
поэте возложим цветы к его портрету. И никогда не забудем его замечательные,
известные на весь мир стихотворения, сказки, поэмы.
ВЕД: - ЛЮБОВЬ! РОССИЯ! СОЛНЦЕ! ПУШКИН!
МОГУЩЕСТВЕННЫЕ СЛОВА!
И НЕ ОТ НИХ ЛИ НА ОПУШКЕ …
НАМ РАСПУСКАЕТСЯ ЛИСТВА?
ДА. СВЕТОЗАРНЫ И ЛАЗОРНЫ,
КАК ТЫ, ВЕСЕННЯЯ ЛИСТВА.
СЛОВА, ЧЬИ ЗВУКИ ЧУДОТВОРНЫ,
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ СЛОВА!
ЛЮБОВЬ! РОССИЯ! СОЛНЦЕ! ПУШКИН!
И НЕТ НА СВЕТЕ СЛОВ ТЕХ ЛУЧШЕ.
(И. Северянин)