Вера Ерескина
Мастер-класс «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я предлагаю вам свой опыт в форме мастер – класса по теме : «Формирование грамматически правильной речи дошкольников».
Слайд №2
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения грамматически правильной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Публикация «Мастер-класс „Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Новизна инновационного педагогического опыта заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.
Слайд №3
В процессе своей работы ставлю перед детьми следующие задачи:
- знакомить с основными грамматическими нормами речи, пополнять словарный запас;
- формировать правильное произношение звуков родного языка, умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности;
- научить пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства, задавать вопросы, отвечать на них;
- развивать интерес к сочинению по плану и образцу, о предмете, по сюжетной картине, набором картин с фабульным развитием действия;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, способность владеть своими эмоциями, чувствами и желаниями.
Свои занятия по речевому развитию провожу по плану:
- организационный момент;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
Слайд №4
- физ. минутка, связанная с темой занятия;
Слайд №5
- закрепление полученных знаний на индивидуальном материале (карточки, работа с фланелеграфом, развивающее лото, схемы, тесты).
Слайд №6
Овладение речью - многотрудный долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно посредством игр в коммуникативной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности, поэтому в процессе работы обеспечиваю интеграцию образовательных областей:
"Художественно-эстетическое развитие" : чтение и заучивание потешек, скороговорок, стихов, драматизация, использование элементов предметных игр. Например: исходя из личного опыта детей и их интереса, организовала работу по изготовлению книжек с тематическим содержанием, которое выбирает сам ребенок. Слайд №7
"Социально - коммуникативное развитие" : приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками; формирование положительного отношения к труду, бережное отношение к материалам, к труду взрослых.
Например:
Слайд №8 - при наблюдении в помещении ранней весной за распусканием листьев и цветением веточки сирени;
Слайд №9-10- выращиванием рассады на подоконнике с последующей пересадкой ее в огород;
Слайд №11- уходом за растениями на грядках участка;
Слайд №12- сбором урожая.
«Речевое развитие" : развитие свободного общения с взрослыми и детьми; всех компонентов устной речи; практическое овладение нормами речи. Например: обыгрывание прихватки Слайд №13
"Познавательное развитие" : формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Например: в результате совместной работы родителей и детей была изготовлена книга – азбука «Моя буква». Слайд №14
"Физическое развитие " : заучивание текстов физкультминуток, ролевых эпизодов физкультурных мероприятий. Например: спортивные праздники Слайд №15
Все занятия опосредованы словом в общении с взрослыми и детьми, поэтому проводятся более эмоциональными, интересными, результативными.
Ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Я использую различные виды игр:
• Слайд №16 сюжетно – ролевые игры, как в группе, так и на прогулке;
• Слайд №17 игра «Поле чудес», в ходе которой акцентировала внимание на правильное называние букв
• настольно-печатные;
• дидактические;
• Слайд №18 компьютерные игры;
• Слайд №19-20 подвижные игры, как в помещении, так и на улице.
Самые любимые наши игры с мячом. Не важно, какого размера мяч, большой или маленький, и как с ним ребенок играет, бросает его или катает. Я предлагаю поиграть в игру: «Сосчитай до пяти». Слайд №21 (Одна бордовая астра, один желтый георгин)
Ход игры: я, бросая мяч, называю словосочетание с числительным: одна бордовая астра. Вы, возвращая мяч, проговариваете чистоговоркой словосочетание с последующим числительным. И так до пяти.
Пожалуйста, приготовьте руки. Начинаем игру.
Спасибо.
Каждое мое занятие – это маленькая сказка, театрализованная постановка или целый спектакль.
Слайд №22-25 Например, подготовка к интегрированному занятию с элементами театрализованной деятельности «Теремок» была продолжительной и интересной: дети лепили фигурки зверей из природной красной глины – учились задавать вопросы, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, объяснять последовательно и логично; развивалась моторика рук, а чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Слайд № 26 Мною были разработаны следующие занятия: «Вот железная арка ведет в аллею парка» - использование артикуляционных упражнений, «Синий, зеленый, красный» - применение звуко-буквенного анализа слов. Интегрированное занятие «Теремок» Слайд №27 было представлено на городском методическом объединении, на «День открытых дверей» для родителей.
Эти занятия были показаны не только коллегам Слайд №28 и родителям, но и опубликованы на педагогическом сайте. Слайд №29
Для реализации задач по обогащению и совершенствованию детской речи организовано взаимодействие между всеми участниками творческого процесса: воспитатель – дети - родители. В группе созданы все необходимые условия. Постоянно обновляется Слайд №30-31 предметно-развивающая среда не только купленными дидактическими играми, пособиями, но и сделанными собственными руками: это книга – Слайд №32 азбука «Моя буква», настольный театр, с помощью которого для детей родителями обыгрывалась сказка «Теремок». Слайд №33
Использую и другой вид игр: с игрушками, игра на фланелеграфе Слайд №34, фигурками из плоскостного театра, куклами би – ба – бо, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите. С чем у вас ассоциируются следующие изображения:
Слайд №35 1. Карусель? (Детство, веселье, эмоции, беспечность)
Слайд №36 2. Памятник Козе? (город Урюпинск, Малая Родина, пуховой край)
Слайд №37 3. Две шкатулки? (игра «Поле чудес»)
Да, правильно. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Слайд №38 4. Усы? (игра «Поле чудес»)
Да, правильно. Подойдите, пожалуйста, ко мне. (Надеть усы). Дается карточка с заданием. Готовьтесь.
Слайд №39 5. Барабан? (игра «Поле чудес»)
Да, правильно. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Слайд №40 6. Азбука?
Да, правильно. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Слайд №41 «Поле чудес» с музыкальным сопровождением.
Слайд №42 Начинаем игру «Поле чудес». Правила игры я не озвучиваю, вы их хорошо знаете.
Вращается барабан, прочитывается задание.
Действие развивается по ходу игры. Минусовки
Спасибо.
Без игры невозможно научить ребенка дошкольного возраста звуко – буквенному анализу слов, который является основой в подготовке к обучению грамоте.
Слайд №43 Закрепляя материал, на прогулке провожу беседы на тему «Путешествие в мир знаний».
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в эпизоде моего занятия «Синий, зеленый, красный». Приглашаю выйти ко мне тех, у кого красные и синие цветы. Присаживайтесь.
Мы побывали с вами в мире слов, букв. А сейчас отправимся в мир звуков.
Формирование у детей умения проводить звуковой анализ слова, построено на сложных для дошкольников и не достаточно сформированных мыслительных операциях: анализе (умении разложить слово на составляющие его звуки) и синтезе (умении из звуков вновь «сливать» слово). Поэтому вся работа по формированию умения звукового анализа требует очень четкой последовательности, постепенности, использования наглядного материала, позволяющего моделировать слова.
Обращается внимание на магнитную доску с карточкой со звуко – буквенным анализом слов.
Воспитатель: Прочитайте, пожалуйста, слово.
Коллеги: лиса.
Воспитатель открывает картинку – подсказку с изображением лисы.
Воспитатель: Правильно, лиса. Сколько слогов в этом слове.
Коллеги: произносят с хлопками: ли – са. В слове лиса два слога.
Воспитатель: А какой слог ударный?
Коллеги: произносят ударный слог с большей силой голоса: ли – саа. Первый слог –ли –безударный; второй –са - ударный.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите карточки и составьте, пожалуйста, звуковую схему слова – лиса.
Приступаем к работе.
Коллеги составляют звуковую схему слова – лиса.
Воспитатель: Проверяем.
Первый звук (л) – согласный, мягкий звук, обозначается буквой эль.
Второй звук (и) – гласный, безударный звук, обозначается буквой и.
Третий звук (с) - согласный, твердый звук, обозначается буквой эс.
Четвертый звук (а)- гласный ударный звук, обозначается буквой а.
Сколько звуков? Считаем.
Коллеги: В слове лиса 4 звука.
Воспитатель: Сколько букв в слове лиса.
Коллеги: В слове лиса 4 буквы.
Воспитатель: В слове лиса 4 буквы, 4 звука, 2 слога.
Молодцы. Спасибо, что работали вместе со мной, и очень хочется, что бы вы дали оценку нашей работе: если понравилась – покажите зеленую карточку, не понравилась вам, пожалуйста, – красную карточку.
Слайд № 44 Сегодня я:
- кратко описала опыт своей работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников;
- в имитационных играх я постаралась продемонстрировать некоторые приёмы работы с детьми;
- организовала экспертную оценку этих приемов.
- Спасибо за внимание. Мне было очень приятно с вами работать.