Светлана Чугунова
Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ «Учимся сочинять синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса «Учимся сочинять синквейн»
Цель мастер-класса : обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна и применению данного приема в работе с детьми старшего дошкольного возраста. (Слайд №1)
Публикация «Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ „Учимся сочинять синквейн“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. (Слайд №2)
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.
В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. (Слайд №3)
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово. (Слайд №4)
Что пишется в каждой строке? (Педагогам предлагается выбрать тему для синквейна и сочинить его по ходу открытия строк слайда).
В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания. Отвечает на вопросы кто? или что?
(Педагогам предлагается выбрать тему для синквейна и сочинить его).
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначаютпризнаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно вспомнить афоризм или пословицу на заданную тему.
Ну и в завершении пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. (Слайд №5)
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).(Слайд №6)
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.
Формы организации образовательного процесса:
1. Логопедическая ОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).
2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».
4. Логопедические пятиминутки (в начале каждой логопедической ОД).
5. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).
6. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).
7. Просмотр мультимедийных презентаций (использовались материалы с сайта «Планета детства», а также авторские презентации по теме). (Cлайд № 7)
Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна. (Cлайд № 8)
II этап – основной (январь – май первого года обучения).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
На слайде Вы видите алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке может одно слово необязательно, может быть два или три. (Слайд №9)
III этап практический (до конца второго года обучения).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам. (Слайд №10)
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени : «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности. (Слайд №11)
По словам учителя-новатора Игоря Павловича Волкова: «Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки».
Результатом творческой деятельности детей, созданным ими оригинальным продуктом является «Копилка синквейнов». В копилку собраны синквейны по многим лексическим темам. Авторами являются дети логопедической группы. В планах собрать «Копилку синквейнов по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, синквейнов с трудными звуками. (Слайд №12)
Таким образом, прием составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия).
Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речи с применением дидактического синквейна способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также
развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО. (Слайд №13)
Список литературы. (Слайд №14)
Желаем творческих успехов! (Слайд №15)