Резеда Фахраддинова
Консультация для педагогов и родителей «Учимся пластике у растений и животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном. Понаблюдайте вместе с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, запомните их движения и попросите его повторить их дома под музыку, а если он запомнил голоса животных и птиц, то можно попробовать еще и озвучить их движения.
В этой консультации приведены несколько простых упражнений, а остальные можно придумать - все зависит от фантазии и воображения ребенка. Хорошо, если эти упражнения превратятся в небольшие сценки - этюды из жизни растений и животных.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Учимся пластике у растений и животных“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Упражнение на повторение «движений» растений
Упражнение 1. Дерево
Давай немного пофантазируем. Представь, что ты – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуй изобразить, как дерево живет.
В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки-ветви живые, они слегка колышутся чуть-чуть из стороны в сторону.
Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее, как в каком-то странном танце.
Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно стоять и его ветви клонит к земле.
И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.
Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зеленый росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнение 2. Роза
А теперь давай перенесемся в далекую сказочную Страну цветов. Посмотри, сколько вокруг прекрасных цветов! Выбери какой-нибудь один цветок, например Розу. Попробуй изобразить, что с ней происходит.
Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно-будет прорасти.
Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.
Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон.
И наконец – о чудо! – бутон раскрылся, и наконец цветок впервые взглянул на мир. Не забывай, это на просто цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки, словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза, какой у нее характер? Оживи свой цветок!
- Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок!
Я – самая прекрасная Роза на земле, мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг!
- Ах, как хочется пить. Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть… Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо!
Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.
Упражнение на повторение движений животных
Упражнение 1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду. У многих они есть дома.
Какие же пластичные движения свойственны кошке? Грациозность, гибкость, умение напрячь мускулы, сгруппироваться перед прыжком или же расслабиться, отдыхая.
Представь себе какую-нибудь кошку, которую ты видел или знаешь. А теперь вспомни, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину.
Пройдитесь, как кошка!
Вспомни, как она умывается, вылизывая себя языком, как чешет себя за ушком. Вспоминая, попробуй делать те же движения, что и она.
Кошка выгибает спину и фырчит, когда сердится или хочет напугать.
Посмотри, как она прогнулась, когда ластится к тебе или когда у нее просто хорошее настроение.
Изобрази движениями, как кошка лезет в дырку в заборе
Пройдись на «четырех лапах».
Придумай и сыграй сценку-этюд. Кошка спит, удобно свернувшись калачиком. Но вот она проснулась. Потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Вначале подумай. Какая это будет кошка: дикая или домашняя, взрослая или котенок. Какой она породы? А кого она цвета? Какой у них характер? Что она собирается делать? Может, она только что поела и хочет поиграть? А может, она голодная и вышла на охоту? Фантазируй смелей, тебя получится очень интересная игра!
Упражнение 2. Лягушка
Этот представитель животного мира также должен быть тебе хорош знаком. Подумай, какими могут быть основные движения у лягушки? Догадался? Правильно. Это прыжки.
А вот что может получится, если движения лягушки перевести на язык пластики.
Так лягушка сидит. Повтори ее позу.
Прыгай вперед, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами!
Представь, что лягушка плывет, и повтори ее движения.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представь, что на болоте, где живет наш воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать. давай вместе придумаем танцевальные движения для нашего лягушонка.
Поднимай руки попеременно вверх-вниз!
Сидя в том же положении, поработай ногами.
Теперь, опираясь на руки, подпрыгни.
Не получилось?
Упражнение 3. Змея
При одном только слове «змея» нам представляется что-то длинное, узкое, извивающееся и даже немного страшное. А вот на Востоке змею почитают как символ мудрости и красоты. Помнишь старого мудрого удава Каа из сказки Р. Киплинга «Маугли»?
Действительно, природа создала этих существ таким образом, что они не могли ходить, а передвигаются только скользя и извиваясь. Если нарисовать след змеи, то получится извилистая линия.
Попробуй сделать упражнение на развитие гибкости, которое так и называется «Змея».
Лежа на животе и упираясь в пол руками, прогнись назад как можно дальше, запрокинув голову.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Змея – сказочное существо, а сказки, в которых она встречается, обязательно волшебные. Представь это пустыня или пещера в горах?
И там мы видим змею, которая движется в каком-то странном завораживающем танце, танце-загадке, танце-колдовстве.
Используя знакомые движения, попробуй станцевать его.
Стоя на месте, извивайся, как змея.
Изобрази рукой движения змеи.
Упражнения 4. Олень
Олень – гордое и очень красивое животное. Он высоко держит голову, украшенную прекрасными ветвистыми рогами. Движениям оленя точны, неторопливы и полны достоинства. Он спокойно вышагивает, изредка резко поворачивая голову на какой-нибудь шорох.
Ты, конечно, помнишь сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». Помнишь, какой там был олень? Как быстро он доскакал до владений Снежной Королевы и помог меленькой Герде? Он мчался, словно ветер. Вспомнишь?
А теперь попробуй руками изобразить оленя.
Скрещенными над головой руками изобрази рога.
Шагая, поднимай согнутое колено повыше, спину держи прямо, прогнись чуть-чуть назад.
Прыгни, как будто перед тобой ручей и тебе нужно попасть на другой берег.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Ты уже знаешь основные движения оленя. Попробуй походить, побегать, прыгнуть, как олень. Или придумай танец оленя.
Упражнение 5. Лебедь
Ну конечно, ты знаешь, эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Помнишь, как маленький гадкий утенок в конце сказки превратился в сильного красивого лебедя? А может быть, ты видел балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро», где злой волшебник заколдовал принцессу, превратив ее в лебедя?
Главное в пластическом изображении ле6бедя – это руки.
Плавно поднимай и опускай руки.
Поднимись на носки и продолжай движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Голову слегка наклони, а одну руку выведи вперед.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Представь, что это тебя злой волшебник превратил в лебедя. Какие у тебя будут движения? какой танец?
Упражнения 6. Бык
Это очень сильное животное. Бык идет напролом, сметая все на своем пути. Он ничего и никого не боится. Движения его резкие и грубые. Кажется, что бык – животное неповоротливое, но, если присмотреться, в его пластике есть своя красота, в движениях – сила и мощь.
Вот некоторые движения, которые помогут тебе изобразить быка.
Изогни руки над головой, словно рога.
Обрати внимание на ноги – согни колено.
Теперь поднимись на носки.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Посмотри внимательно на рисунки. Представь себе огромную арену, где происходит коррида – бой человека (тореадора) с быком.
Танец начинается.
Попеременно делай движения то за тореадора, то за быка.
Вперед.