Иванна Бурцева
Сценарий квест-игры «Путешествие в мир Олонхо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект квест-игры
«Путешествие в мир Олонхо»
Для детей русскоязычной группы старшего дошкольного возраста
Цель:
Приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к Олонхо
Задачи:
• Формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Олонхо;
• Знакомить детей с содержанием эпоса Олонхо;
Публикация «Сценарий квест-игры „Путешествие в мир Олонхо“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Олонхо. Фольклор Якутии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
• Воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса Олонхо.
Оборудование:
Экран, проектор, документ-камера, презентация Олонхо, карта из березовой коры, аптаах холбуйачаан, макет «Три мира Олонхо», куклы-герои из Олонхо П. А. Ойунского «Нюргун Ботур Стремительный» из одноразовых стаканчиков, конверты с заданиями, книга «Олохо дойдута. Земля Олонхо».
Предварительная работа:
• Беседы с детьми об устройстве трех миров в Олонхо (с использованием макета «Три мира Олонхо»;
• Чтение и просмотр книги «Земля Олонхо» по документ-камере;
• Показ мультфильма «Нюргун Ботур Стремительный»;
• Поделки героев Олонхо из одноразовых стаканчиков;
• Ознакомление детей с традиционным танцем Солнца – Осуохай.
Ход квест-игры :
ПДО по двуязычию:
- т кннэн!
Дети:
- т кннэн!
ПДО:
- Чэйи эрэ, оолоор, хоооммутун ааыаы!
Дети:
- Сахалыы саарабыт, нууччалыы кэпсэтэбит, икки тылы тэбис-тээ чгэйдик билэбит!
ПДО:
- В Якутии сегодня, 25 ноября, отмечают день Олонхо. Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос Олонхо. В нем рассказывается о белых божествах, о богатырях и о злых абасы. Когда еще не было ни телефонов, планшетов, компьютеров кто рассказывал детям Олонхо? Как долго рассказывал?
Дети:
- Олонхосут! Три дня и три ночи подряд.
ПДО:
- Давайте, посадим нашего Олонхосута и соберемся вокруг него, как наши прадеды и прабабушки в детстве. Идите все сюда.
Дети сидят на ковре из конского волоса, скрестив ноги.
Скажите, сколько миров описывается в Олонхо? Кто там живет?
Дети:
- Три мира: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. В Верхнем мире живут Боги - Айыы, которые защищают от злых духов людей из Среднего мира. В Среднем мире живут люди - Айыы аймага, в Нижнем мире живут злые чудовища - абасы.
ПДО:
- Объединяет все три мира Мировое дерево Аал Луук Мас. Корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви растут в Верхнем мире. Действие Олонхо разыгрывается в этих трех мирах. Богатырь из Нижнего мира Уот Усутакы похищает нашу луноликую красавицу Туйаарыма Куо. А что происходит дальше расскажет нам Байнур. А ребята будут помогать ему.
Байнур:
- На спасение луноликой Туйарымы Куо бросился ее любимый брат Кюн Дьирибинэ, но он попал в ловко расставленные сети абасы. Затем на помощь Туйаарыме Куо спешит прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на своем мотыльково-белом коне. Не удается богатырю вызволить Туйарыму Куо, проваливается он в подземный мир абасы. На защиту жителей Среднего мира Божества – Айыы спускают богатыря Нюргюн Ботура вызволить луноликую Туйарыма Куо.
ПДО:
- Богатрыский конь в мгновение ока доставляет Нюргун Ботура в сумрачный Нижний мир. Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке. Когда стало совсем в невмоготу, Нюргюн Ботур призвал на помощь свою старшую сестру Айы Умсур удаганку, а Уот Усутакы - сестрицу Кыс Кыскыйдан. Айы Умсур удаганка протянула волшебную плетку Нюргун Ботуру и тот нанес сокрушительные удары Уот усутакы. Освободил Туйаарыма Куо, Кюн Дьирибинэ и Юрюнг Уолан. Сказывают, девять дней и ночей продолжался большой Ысыах.
Кто-то стучится в дверь.
- Кто стучится? Давайте, спросим кто пришел к нам?
Дети:
- Да!
ПДО:
- Кто к нам пришел?
Сабыйа Бай Хотун:
- Это я, Сабыйа Бай Хотун, помогите мне пожалуйста!
ПДО:
- Поможем Сабыйа Бай Хотун?
Дети:
- Да!
Заходит Сабыйа Баай Хотун
Сабыйа Бай Хотун:
- т кннэн! Дорогие ребята, я пришла к вам с просьбой найти мою дочь Туйарыма Куо, ее снова украл абасы Уот Усутакы, когда все наши богатыри ушли на охоту. Уот Усутакы оставил много разных и сложных препятствий, но я сама не могу пройти эти препятствия без вас. Вы поможете мне найти мою дочь Туйарыма Куо?
ПДО:
- Какая беда! Ребята, давайте поможем Сабыйа Бай Хотун найти Туйарыма Куо?
Дети:
- Да!
Сабыйа Бай Хотун передает холбука с заданиями ПДО
ПДО:
- Итак, ребята, очень внимательно слушаем первое задание Уот Усутакы.
Открывает холбука, а там только березовая кора.
- Это же березовая кора! Ведь Уот Усутакы не умеет читать и писать! Поэтому у него нету ни тетради, ни альбома! Но он отправил нам карту! Что же здесь нарисовано?
Показывает рисунок Верхнего мира.
Дети:
- Это Верхний мир!
ПДО:
- Где вы видели такой знак?
Дети:
- В кабинете ИЗО!
ПДО:
- Все идем в Верхний мир.
В кабинете ИЗО лежат конверты на каждом столе. Дети садятся.
- Открываем наши конверты и смотрим, какое задание подготовил нам Абасы. Что там есть?
Дети:
- Чороны!
ПДО:
- Молодцы, ребята! Теперь внимательно смотрим на узоры чорона. Как вы думаете, что означают эти узоры? Ведь у Божеств Верхнего мира есть предназначение оберегать жителей Среднего мира. Поэтому мы должны нарисовать узоры-обереги Харысхал.
Дети рисуют узоры по линиям.
- Ребята, здесь на дверях нарисованы какие-то знаки, что это может быть?
Дети:
- Это ноты…
ПДО:
- Правильно! А из нот рождается музыка, а как же нам связать якутские узоры и музыку?
Дети:
- Якутский танец узоров.
ПДО:
- Верно ребята! Дьэ, эрэ …
Все танцуют танец узоров.
- Нааа да маладьыастаргыт! Теперь второе задание…
Показывает картину Нижнего мира.
- Ой, ребята, на карте какой мир изображен?
Дети:
- Нижний мир! Как страшно!
ПДО:
- А вы где видели такой знак?
Дети:
- В кабинете на 3 этаже, возле спортзала!
ПДО:
- Тогда все идем туда. Садимся на стулья и внимательно смотрим на экран. Мы должны угадать героев из Олонхо «Нюргун Ботур Стремительный».
Показывает детям изображение Туйарыма Куо, Нюргун Ботур, Уот Усутакы, Кыс Кыскыйдан.
Дети:
- Туйарыма Куо, Нюргун Ботур, Уот Усутакы, Кыыс Кыскыйдан! Дети вспоминают и описывают каждого героя Олонхо.
ПДО:
- Молодцы, какие! А теперь третье задание… Что здесь изображено?
Дети:
- Средний мир!
ПДО:
- Вы видели по дороге сюда сэргэ и знак Среднего мира?
Дети:
- Да! В фойе третьего этажа!
Все идут в фойе 3 этажа.
ПДО:
- А здесь сундук стоит! Но он не открывается! Но здесь почему-то стоит изображение солнца? Что делать? Посоветуйте нам Сабыйа Бай Хотун?
Сабыйа Баай Хотун:
- Наши предки преклонялись перед солнцем, считали ее самой великой из всех светил. Солнце дает нам тепло, свет и жизнь всему окружающему. И поэтому нам нужно танцевать с вами танец Солнца. Как называется танец Солнца?
Дети:
- Осуохай!
ПДО:
- И сейчас, мы с вами потанцуем танец солнца - Осуохай. Для этого нам нужно встать в круг близко друг к другу, взяться за руки, согнуть руки в локтях. Левую ногу ставим вперед и выполняем шаг вперед-назад с продвижением влево, по движению Солнца.
Танцуют Осуохай.
- Теперь попробуем открыть на сундук (октрывает). Уай, мы нашли Туйарыма Куо! Только Уот Усутаакы превратил ее в куклу! Мы передадим ее Сабыйа Бай Хотун.
Передает куклу Сабыйа Бай Хотун
Сабыйа Бай Хотун:
- Махтал, мои дорогие ребята! Пока мы доедем домой моя дочь обратно превратиться в луноликую красавицу Туйарыма Куо. И в знак благодарности, я дарю вам мои волшебные сказки каждому из вас! Крсххэ диэри!
ПДО:
- Крсххэ диэри Сабыйа Баай Хотун! Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее приключение?
Дети: Да!
ПДО:
- И мне тоже очень понравилось. Аныгыс крсххэ диэри!