Лаврова Марина Евгеньевна
Сценарий культурно-досуговой деятельности «Русские посиделки» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для закрепления представлений детей дошкольного возраста об особенностях русской народной культуры; вовлечение родителей воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать мотивацию у детей к познанию народной культуры;
- обобщить представления детей о русской народной культуре, русских народных традициях;
Развивающие:
- привлекать детей к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия;
Публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности „Русские посиделки“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к народной культуре, традициям и обычаям русского народа;
- поддерживать интерес у детей дошкольного возраста к совместной досуговой деятельности со взрослыми и сверстниками.
Материалы и оборудование:
мультимедийный ряд: презентация «Русский народный костюм» (женский и мужской, «Русский народный женский головной убор»;
литературный ряд: сказка «Сарафан в гостях у рубахи»;
музыкальный ряд: аудио запись «Русская плясовая», «Русская народная», «Калинка»;
дополнительный материал: информационно-коммуникационные средства: проектор, мультимедийный экран, ноутбук; сундук, 2 куклы, 2 комплекта русской народной одежды, комплект русской народной одежды (сарафан, рубаха, пояс, лапти, сапоги, валенки, кокошник, канат, платок, музыкальные инструменты – деревянные ложки.
Планируемый результат: Создан положительный эмоциональный настрой детей и родителей; дети проявляют интерес к совместной досуговой деятельности, активно участвуют в ее проведении; дети имеют представление об особенностях русской народной культуры, традициях и обычаях русского народа; дети проявляют коммуникативную культуру; родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс.
Ход мероприятия
(Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети)
Ребенок 1: Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие.
Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли!
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ведущий: Наша встреча посвящена некоторым особенностям русской народной культуры, которая является источником творчества и вдохновения. Изучив русскую народную культуру, можно узнать многое о традициях и обычаях нашего народа.
Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы. Вспомним как наши предки проводили свое свободное время.
Ребенок 2: В старину собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки.
Ведущий: Ребята, кто из вас знает шутки-прибаутки?
Ребенок 3: Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
Ребенок 4: Ты пирог съел?
Нет, не я!
А вкусный был?
Очень!
Ведущий: Давайте поговорим о том, какую одежду носили на Руси.
Презентация мужского русского народного костюма
Ребенок 5: На Руси мужчины носили порты и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
Ребенок 6: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.
А повседневной обувью были лапти. Лапти - обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.
Презентация женского русского народного костюма
Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Ребенок 7: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Ведущий: Сейчас я предлагаю детям и гостям подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».
Игра «Одень куклу в русский народный костюм»
(Из предложенной одежды необходимо выбрать элементы русского народного костюма и одеть кукол)
Ведущий:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
Игра «Золотые ворота
(Выбирают двух игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и проходят под «воротами». При этом напевают:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас!
На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные, образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают)
Ведущий:
Ох! Ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!
На телеге проезжали
И сундук вдруг потеряли.
Эй! Заглянем в сундучок,
И узнаем, что есть что…
Разгадывание загадок.
(Дети и родители разгадывают загадки и находят необходимые предметы, разложенные в сундуке)
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся (Сарафан) Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха) Днём обручем,
Ночью змеёй. (Пояс)
Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош.
(Кокошник)
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи. (Платок)
Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать. (Фуражку)
Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.
(Шапка)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (Лапти) Из липы свито
Два арапа, родные брата,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги)
Треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
(Звучит русская народная мелодия)
Ведущий (Рассказчик) : Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Ведущий:
А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава, где силушку богатырскую надо показать.
Игра- забава «Перетягивание каната»
(Участники делятся на 2 команды, при перетягивании каната, переход одной команды через условную линию обозначает проигрыш)
Ведущий:
А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.
Ребенок 10:
Эй, берите ложки,
Эй, берите дудки,
Эй, берите колотушки,
Эй, берите бубенцы,
Будем, будем играть
И всех потешать!
Исполнение на «народных» инструментах - деревянных ложках «Калинку»
Ведущий: А теперь вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?
Презентация головного женского убора
Ребенок 1: Кокошник - русский народный головной убор, это праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.
Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками. Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.
Ребенок 2: Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.
Ребенок 3: Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.
Ребенок 4: Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.
Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Платочек».
Подвижная игра «Платок»
(Звучит аудиозапись «Русская плясовая»)
(Участники встают в круг, закрывают глаза – «спят». Ребёнок с платком идё т за кругом и проговаривает:
Прячу, прячу я платок под калиновый кусток,
А кто зореньку проспит, тот за мною побежит.
Тот, у кого за спиной оказывается платок, бежит за водящим, пытаясь коснуться убегающего платком. Если водящий успел встать на свободное место, то-ребёнок с платком становится водящим)
Ведущий:
Мы веселились и плясали, очень весело играли!
Вот так веселился народ в старину.
А наше развлеченье подошло к концу.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте.
Под музыку начинается чаепитие