Лариса Ланская
Сценарий консультации для помощников воспитателей «Такие разные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня психолого-педагогических знаний у помощников воспитателей о воспитании, развитии, о психологической безопасности детей.
Ход семинара: Добрый день, уважаемые наши помощники, я рада приветствовать вас на консультации, тема которой «Такие разные дети». По плану заявлена обычная консультация, но хочу провести ее не традиционно, начнем с просмотра шуточного мультфильма «Откуда берутся дети».
Публикация «Сценарий консультации для помощников воспитателей „Такие разные дети“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Вот так на Земле появляются дети, не похожие друг на друга. А вообще, дети, действительно, рождаются неодинаковыми психически — каждому задан свой набор определенных качеств, талантов и свойств. А сейчас предлагаю воображаемо посетить семьи и подсмотреть какие же дети там воспитываются.
Предлагаю постучаться в комнату пятилетнего Миши. Он добрый, аккуратный, терпеливый, честный, справедливый. Для него главное не скорость, а качество, и к любому делу он относится ответственно и будет усердно работать за похвалу, а не за конфетку. А как он ест? Не спеша, тщательно пережёвывая пищу, он никогда не будет хватать куски со стола и не станет, есть на ходу. Его организм медленно переваривает пищу, и чтобы полностью очистить кишечник ему тоже время нужно. Поэтому Миша любит долго сидеть на горшке.
Такая же ситуация и с мыслительными процессами. Получая новую информацию, Миша всё раскладывает по полочкам. Поэтому, чтобы выучить, например, стихотворение, ему потребуется больше времени, но зато он будет помнить его очень долго, всю жизнь. Миша говорит медленно, для него важна каждая деталь, каждая мелочь. Перебивая Мишу фразой типа «говори быстрей», мы можем сбить его с мысли, и Миша может впасть в ступор. Зачастую после таких слов, свой рассказ он начинает заново.
Перенесемся в дом его друга, четырехлетнего Вовы. Вова обожает носиться из комнаты в комнату. Усидеть на месте дольше пяти минут для него – мучительная каторга. Его тело продолжает двигаться даже сидя: дрыгает ножкой, вертит в руках предметы. Невнимательный, ему в одно ухо влетело – в другое вылетело. Вове вовсе не интересны такие занятия, как лепка или рисование, за которыми часами может просидеть Миша.
А если заглянуть к Леночке? Она настолько чувствительна и эмоциональна, что не способна обидеть даже комара. Может с восторгом смотреть на солнышко, цветочки и все красивое, что есть вокруг. Жалеет собачек и кошечек или же боятся даже мелких букашек. Ее легко испугать, она очень впечатлительная и внушаемая. Про таких, как Леночка, говорят «делает из мухи слона» или «у страха глаза велики». Широкая эмоциональная амплитуда позволяет нам видеть резкие перемены настроения: от горьких слез к веселому смеху. У Леночки могут проявляться истерики, часто глаза на мокром месте, а также неописуемый восторг от самых простых вещей. Склонная к рисованию, художественной самодеятельности и даже демонстративности, любит выступать на публике или же стесняются (две стороны медали).
Миша, Вова и Лена совершенно разные по темпераменту дети. И когда Мишина мама делится с подругами тем, какой ее сыночек послушный, мама Вовы только вздыхает и просит рассказать ее секреты воспитания. Ведь за ее ребенком послушания не наблюдалось никогда, как и спокойствия и умения сидеть на одном месте, не гоняя по дому.
Принесут ли пользу Вовиной маме методы воспитания, которыми пользуется мама Миши и Леночки?
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь, чтобы ребенок правильно развивался, развивал свои природные качества?»
Насущная задача, которую решает детский сад – подготовка ребенка к жизни. Детям необходимо освоить навыки общения, построения отношений с другими людьми, научиться считаться с их личностями и найти свою нишу в коллективе. Чем успешнее ребенок освоит эти навыки, тем проще в дальнейшем он сможет реализовать себя в обществе. А значит, тем счастливее он будет.
Уже в младшей группе детского сада можно наблюдать, как постепенно, сначала неумело, а потом более и более точно дети начинают взаимодействовать друг с другом. Как начинают проявляться симпатии и антипатии.
И ведь что интересно – никто их этому не учит! Тут не имеется в виду диктование правил поведения вроде «нельзя бить девочек» или «чужое брать нельзя». Такими фразами можно научить разве что соблюдению внешних правил приличия, да и то не всегда. Речь о том, что отношения в коллективе начинают складываться, на первый взгляд, как бы стихийно.
Детям никто не говорит, что Ваня – ваш лидер, вы должны признавать его авторитет и следовать за ним. А Саша – замкнутый тихоня, с ним можно посидеть в темном уголку и доверить самый большой секрет. Или что Лиза – самая красивая девочка, вам нужно заслужить ее внимание. Дети это решают сами и равняются вдруг на Ваню, не замечают Сашу и начинают дружить с Лизой. Вот такие разные дети. Вовочка, Миша и Леночка это самые распространенные темпераменты у детей, есть и другие. Но об этом сегодня не будем, это большая тема, в двух словах не расскажешь.
Упражнение № 1 «Кто для вас трудный ребёнок»
Для начала, хотелось бы выяснить, с какими проблемами вы сталкиваетесь при взаимодействии с детьми. Какое поведение у детей у вас вызывает сложность во взаимодействии с ним. Ваши варианты я предлагаю записать на ватмане.
Например: Слишком говорлив, отказывается от коллективной игры, чрезмерно подвижен, не понимает чувств и переживаний других людей, ощущает себя отверженным, имеет низкую самооценку, часто ругается с взрослыми, создает конфликтные ситуации, отстает в развитии речи, вертится на месте, совершает стереотипные механические движения, сваливает вину на других, часто спорит со взрослыми, суетлив, часто теряет контроль над собой, отказывается выполнять просьбы, импульсивен, часто дерется, часто специально раздражает взрослых, робко здоровается, мало и беспокойно спит, толкает, ломает, рушит все кругом, медлительный и т. д.
Как вы пытаетесь с ними взаимодействовать? Что предпринимаете? Как это действует?
Консультация
Начнем с того, если ребенка развивать в соответствии с его природными качествами, то нежелательных проявлений и быть не может. Если они есть, то значит мы, взрослые делаем что-то не так.
А сейчас предлагаю вместе решить, как же действовать и помочь ребенку исходя из того какие качества я описала в ребенке.
Детей без талантов не существует. Каждый ребенок от природы наделен уникальными свойствами, при адекватном развитии которых он становится значимым членом общества, проживая насыщенную и счастливую жизнь, реализуя себя среди других людей. Природа наделяет нас разными желаниями, разными векторами. Если мы развиваем в себе заданные нам свойства и реализуем их, то получаем от этого огромное удовольствие, чувство радости и счастья. Если же мы не следуем нашим истинным внутренним побуждениям и идем по ложному пути, то страдаем, чувствуем себя неудовлетворенными по жизни.
Так же и с воспитанием детей. Если мы направляем ребенка в развитии согласно его врожденным психическим свойствам, то этим создаем максимально благоприятные условия для становления счастливого и реализованного человека в будущем.