ирина воробьёва
Сценарий интегрированной музыкально-образовательной деятельности в старшей группе «Четыре времени года»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие «Четыре времени года»
Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы;
Задачи: - Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений;
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
Публикация «Сценарий интегрированной музыкально-образовательной деятельности в старшей группе „Четыре времени года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;
- Расширять знания детей о музыке;
Материал: видеозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского; покрывало для ковра-самолета; репродукции времен года; хрустальные стаканчики; ватман и трафареты осенних листьев.
Ход занятия: Дети заходят в зал
«Начнем занятие» Железновой
Дети:
Начнем сейчас занятие
Мы все уже пришли,
Хорошее настроение
С собою принесли.
Мы будем петь, играть сейчас,
Мы будем танцевать,
Мы рады все занятию
Пора его начать!
Прежде чем начать занятие, предлагаю поздороваться с гостями.
«Здрасьте» (здрасьте, здрасьте, мы вас ждем)
М. Р. : Ребята, отгадав мою загадку, вы узнаете, чему наше занятие будет посвящено.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один – седой,
Другой – молодой,
Третий – скачет,
Четвертый – плачет. (Времена года)
Если будут затруднения
Слайд:
М. Р. : Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие по временам года. Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).
Садимся на ковер-самолет.
Музыка
Летим на ковре самолете
Много увидим в полете.
По нами планета Земля
Остановимся здесь мы, друзья.
Садитесь поудобнее.
На слайде (Зима) и звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь. Святки»
М. Р. : Вам знакома эта музыка?
Дети: «Декабрь. Зима» из сборника «Времена года». Композитор П. И. Чайковский.
М. Р. : Пришла зима красавица
Сугробы под окном!
И кружится, и вертится,
Ложится снег ковром.
Деревья околдованы,
Нарядные стоят.
И до весны гирляндами
Укутанные спят.
М. Р: Какие знаете поговорки о зиме?
1. зима не лето, в шубу одета
2. в зимний холод всякий молод
3. мороз не велик, а стоять не велит
4. береги нос в большой мороз
5. много снега много хлеба
М. Р. : Давайте воспользуемся случаем и пока мы находимся в гостях у Зимы, поиграем в игру. «Сосульки и Снеговики» И чтобы было всем понятно, что мы говорим, какие слова произносим, должна быть хорошая, что? (дикция)
Подготовим свой артикуляционный аппарат
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит. (Ды-ды)
Индюшата болобочут. (болобочут языком)
Лошадка (цокают язычком)
М. Р. : Вспомним, каким голосом могут говорить тоненькие сосульки. (высоким). А толстые снеговики? (средним)
«Сосульки и снеговики»
Сосульки: Ах, какие же вы толстячки
Снеговики: Не такие уж мы толстячки
Сосульки: О, да вы еще сердиты?
Снеговики: У, мы действительно сердиты!
Сосульки: Разговаривать с вами не будем!
Снеговики: Мы играть с вами тоже не будем!
М. Р: Снеговики и сосульки, какую вы зиму любите? ( ответы: снежную, скрипучую, звонкую)
Перед вами необычные музыкальные инструменты. Разбирайте, сыграем музыку зимы.
Оркестр хрустальных стаканчиков
(Вальс-шутка Д. Шостакович)
М. Р: Попрощаемся с зимой и отправляемся дальше. (сели на ковер)
Музыка
Слайд (Весна) и звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
М. Р: Как называется эта пьеса?
Правильно, это «Апрель. Подснежник». Значит мы попали в какое время года?
Дети: Время года-Весна!
М. Р: Ребята, что вы можете рассказать о весне?
(Весной вся природа просыпается от зимнего сна, начинает таять снег. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна, набухают почки на деревьях и появляются листья. Из теплых краев прилетают перелетные птицы, просыпаются и выползают насекомые)
Ребята, а вы могли бы изобразить эту музыку в движениях?
Пластический этюд (показ музыки в движении).
М. Р. : Подойдите ко мне. Вы знаете, что весной появляется первый весенний гром и первый весенний дождик. А хотели бы вы сами поучаствовать в процессе появления дождя? Приглашаю вас в нашу лабораторию.
Эксперимент с водой.
Н. В. Посмотрите, ребята, внимательно, перед вами стоят две баночки с горячей водой, поэтому нам с вами надо быть очень аккуратными. Правда? Потому, что это очень опасно, можно обжечься. Баночки закрыты крышками, в крышках сделаны дырочки. А для чего, мы сейчас узнаем. У меня есть лед. Возьмите по одному кусочку. (дети берут) И положите на крышку. Положили? А теперь наблюдаем. Что же сейчас будет происходить? Ну, что?
Дети: Лед тает.
Н. В. А под крышкой что появилось?
Дети: Капельки! Дождик!
Н. В. Оказывается мы тоже умеем делать дождик. Сейчас он закапает все сильнее и сильнее. Интересно?
Дети рассматривают.
Н. В. А скажите, почему в этой баночке дождик пошел быстрее, чем в этой?
Дети: Потому, что здесь больше льда.
Н. В. А кто же мне скажет, почему пошел дождь в банке?
Дети: Лед тает.
Н. В. А почему лед тает?
Дети: Потому что крышка горячая.
Н. В. А почему крышка горячая?
Дети: Потому что горячая вода.
Н. В. Правильно. В нашей банке горячая вода. От горячей воды вверх поднимается, что?
Дети: Пар!
Н. В. Правильно! И этот пар начинает растапливать лед. Лед тает и превращается во что?
Дети: Превращается в воду! В дождик!
Н. В. Ну, а как же на нашей земле появляется дождь? Посмотрите на картинку. Это наша река Кондома. Сестрички капельки играют в реке, их много-много. Солнышко пригрело лучиками своими и сестрички капельки превратились в пар и поднялись вверх. Но воздух на верху холодный, поэтому капельки пара превращаются в воду. Капельки воды потом собираются в легкие облака. Облака собираются в большую тучку. Капелькам в большой тучке становиться тесно, и они капают вниз на землю в виде дождя если воздух теплый. А если холодный, то в виде снега. Это называется круговорот воды в природе.
М. Р. Молодцы, ребята! Теперь вы знаете секреты природы, а самое главное, где живет вода.
Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет.
Музыка
Слайд (Лето) и звучит музыка П. И. Чайковского «Июль. Песня косаря».
М. Р: 4 остановка: Ребята, сегодня вы слушаете новую пьесу П. И. Чайковского. Называется она «Июль Песня косаря». Я расскажу, о чем это произведение?
Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у нас, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. А кто живет в деревне, знает, что в июле пора косить. Музыка пьесы рассказывает о работе. Она мужественная и энергичная. Музыка говорит о труде тяжёлом, очень тяжёлом; о работе, которая не всегда приносит радость, потому что трудился крестьянин для хозяина, для помещика. Выращивал хлеб, косил, молотил — а сам оставался голодным. Всё, что наработал, шло хозяину, помещику. Горькое, страшное было время. Эта музыка о косаре, о его силе и умении трудиться, словом — это произведение о чудесном русском человеке.
М. Р. Наталья Владимировна, вам нравится лето?
Н. В. :
1. Да, мне нравится лето.
Летом много цветов:
Ромашек, подснежников, колокольчиков.
М. Р. : Наталья Владимировна, вы ничего не перепутали?
Н. В. : Ребята, я не права?
Ответы.
Н. В. Хорошо, я попробую еще раз ответить на ваш вопрос. Я люблю лето, потому что
2. Летом много ягод:
Земляники, малины, рябины.
Можно набрать букет разноцветных листьев.
Рассуждения детей.
М. Р. Мне понравилось, что вы были внимательными и заметили где Н. В. хотела вас запутать.
М. Р. : А, теперь возьмите ложки и ведерки. Лето приглашает вас поиграть. Расположитесь в рассыпную по залу.
Ложки и ведра («Странный человек» гр. Волшебники двора)
М. Р. Отправляемся дальше. Рассаживайтесь на ковре.
МФ (полет)
Слайд картина Исаака Ильича Левитана "Золотая осень" и звучит П. Чайковского «Осенняя песня».
М. Р. :
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Н. В. : Очень красивые стихи. Скажите, чем вам нравится осень?
(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
Чем осень может огорчить?
(пасмурной, дождливой погодой)
Н. В. : Ребята, я начну предложение, а вы его закончите по смыслу:
Если идет дождь - погода (дождливая,
Если сильный ветер – погода (ветреная,
Если очень холодно и сыро – погода (холодная, сырая,
Небо все заволокло тучами – погода (пасмурная)
Но вот показалось солнышко и стало тепло - погода (солнечная, теплая,
На небе ясно, ни тучки -погода (ясная,
Осень на дворе, - погода (осенняя).
М. Р. : Какие звуки мы можем услышать осенью? ( ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц, улетающих на юг и т. п.)
Правильно, звуки везде.
В тихом шепоте листвы, в лае собаки, в реве машины.
Звук прячется в часах
Звук прячется в горах. Крикнешь ему: «Ты здесь?» - а он нам ответит эхом: «Здесь, здесь».
Давайте вспомним песню, которая построена в форме эха. А помогать нам будет оркестр воды.
"Осень к нам пришла" (песня-эхо)
М. Р. : Скажите, песня которую вы исполнили, какая по характеру?
(светлая, нежная) А вы знаете, что музыка имеет свой цвет?
Я сейчас сыграю 2 аккорда. Белый и красный. Отгадайте где какой.
Музыку можно нарисовать. Я предлагаю перейти в художественную мастерскую к Наталье Владимировне.
Н. В. : Ребята, как вы думаете, какие цвета используют художники, для передачи светлого, радостного настроения? ( ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые) А, для передачи печального, тревожного настроения. ( ответы: темные, холодные цвета) гол
А вы хотите придумать свою осень? Давайте, создадим свой необычный осенний ковёр из листьев. А для того, чтобы ковер из листьев получился нарядным и красивым, надо вспомнить и представить, как красиво падают листья. В этом нам поможет пьеса Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».
По окончании работы, Н. В. показывает работу детей.
Н. В. : Ковёр получился пёстрый, красивый, замечательно, молодцы, ребята!
М. Р. : Ребята, давайте сядем на наш ковер-самолет.
Музыка
М. Р. : Вот и закончилось наше путешествие по разным временам года. Скажите, ребята, какое время года у каждого из вас самое любимое?
Ответы
М. Р. : Я делаю вывод, что все времена года вами любимы, поэтому каждое время года мы с радостью встречаем и провожаем.