Папки-передвижки

Сценарий фольклорных посиделок «Человек без Родины, что соловей без песни»

Ольга Мастьянова
Сценарий фольклорных посиделок «Человек без Родины, что соловей без песни»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

обобщение знаний дошкольников о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление  с негосударственной символикой России.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников представлений о матрёшке, балалайке, гармошке, деревянных ложках, как о народных символах.

2. Развивать чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, коммуникативные навыки в самостоятельной театрализации.

Публикация «Сценарий фольклорных посиделок „Человек без Родины, что соловей без песни“» размещена в разделах

3. Воспитывать познавательный интерес, любовь и уважение к национальному культурному наследию формированию интереса к изучению истории родной страны.

Предварительная работа: музыкально - дидактические игры, разучивание стихов, песен, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен о родине, пословиц, поговорок, чтение русских народных сказок, ознакомление с произведениями народного творчества, стимулирование детского творчества – роспись народных инструментов и сочинение частушек совместно с родителями.

Этап «Введение в игровую ситуацию»

Музыкальным руководителем создаются условия для возникновения у детей внутренней мотивации, включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, для этого музыкальный руководитель включает детей в беседу, обязательно личностно - значимую для них, связанную с их личным опытом. Под весёлую русскую народную музыку дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их в русском народном костюме и поёт приветствие, аккомпанируя себе на трещотке:

- Здравствуйте, ребятки, розовые пятки,

- Звонкие соловушки, умные головушки.

- Ребята, а знаете ли вы о том, что, когда люди здороваются, они желают друг другу доброго здравия, здоровья. А раньше на Руси люди не только здоровались словами, но приветствовали друг друга поклоном. Предлагаю поздороваться друг с другом, как это было много-много лет назад. (Педагог и дети здороваются поклоном). - Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости! А встречаю я вас сегодня не одна, а с Петрушкой (перчаточная кукла)

Вот он весело сидит,

Да на всех на вас глядит.

Чтоб расселись вы рядком,

Да послушали ладком.

- А что за сказ то такой?

Сказ Петрушки (музыкальным фоном звучит народная музыка)

-Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы, были догадливы на выдумку. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

-Сегодня на наши посиделки пришли ребята средней группы.

- Друзья мои, кто из Вас готов помочь мне сегодня познакомить наших гостей с народными инструментами балалайкой и гармошкой. (Предлагаю детям разделиться на две подгруппы по желанию)

Этап «Актуализация»

Данный этап предполагает деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог ведет их к новым открытиям. Петрушка показывает детям первый музыкальный инструмент балалайку, предлагает потрогать её руками и попробовать поиграть на ней.

Первая подгруппа детей рассказывает о балалайке.

Балалайка – это символ нашей России-матушки. В старину трудно было найти дом, где бы ни звучал этот народный инструмент. Под её веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой). Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Давайте послушаем, как звучит балалайка, а кто желает, тот может поплясать!

Элементарная музыкальная импровизацияпод звукозапись русского народного танца «Камаринская»

- Какая замечательная музыка, чем она Вам понравилась?

- Чтобы Вам хочется сделать под эту музыку?

Вторая подгруппа детей рассказывает о гармошке.

Дети загадывают загадку «То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». - Что это? (Гармонь)- Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? (Прошу детей изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет).

-Кто из вас знает песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду»?

- На каком инструменте играл Крокодил Гена?

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?  ( все хором: гармонь)- Давайте послушаем, как звучит гармошка (музыкальный руководитель играет на гармошке)

- Гармонь – это интересный музыкальный инструмент, у гармошки есть клавиши

- кнопочки. Гармонист нажимает на кнопочки, и раздается звук.

Дети старшей группы исполняют частушки под гармошку

Предлагаю родителям загадать детям загадки про матрёшку. Следующий символ России - это ответ на загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская. (Матрешка).

Музыкальный руководитель показывает Матрешку и рассказывает о ней.

- Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрёна, так вот Матрёшка – уменьшенное имя от имени Матрёна – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые. Матрёшки помещаются одна в другую.

-Вот такая она, русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет нас своей красотой.

Исполняется танец Матрёны с матрёшками

- Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? - А теперь давайте с ними поиграем.  

Игра «Собери матрёшку»

Ребятам даётся задание разобрать и собрать матрешек на скорость. Побеждает тот ребёнок, который быстрее всех справился с заданием.

Этап «Затруднение в ситуации»

Данный этап является очень важным, в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением.

-Ребята, а вы любите сказки? Хотите ли послушать необычную сказку? А мы вместе со старшими детьми покажем, как простыми русскими деревянными инструментами можно озвучить сказку.

Сказка - шумелка «Трусливый заяц»

Ребё нок с перчаточной куклой- заяц рассказывает сказку:

Жил- был в лесу Заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома (звучат ложки, а ежик в кустах вдруг как зашуршит! (коробочка с крупой)

Испугался заяц – и бежать! (быстро стучат ложками).

Бежал, бежал и присел на пенек отдохнуть.

А ворона на сосне как закричит (звучит трещотка).

Бросился заяц бежать (ложки). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (трещотка).

Побежал заяц из леса к речке (ложки)

А на берегу речки лягушки сидели (рубель).

Увидели они зайца – и прыг в воду (ксилофон). Обрадовался заяц, что лягушки его испугались и смело поскакал обратно в лес (ложки стучат медленно)

- Как вы думаете,почему сказка так называется - «шумелка»?

-Что вам запомнилось в этой сказке? Про кого она?

          Этап «Открытие детьми нового знания»

На данном этапе музыкальный руководитель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний. Дети получают начальный опыт открытия нового знания.

Музыкальный руководитель предлагает послушать сказ от Петрушки про деревянную ложку.

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук,

На досуге – веселушка.

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

-Давным-давно люди кушали руками, но жидкую еду руками не возьмёшь и придумали они ложку. Их делали из камня, из кости, из металла. У нас на Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому народные мастера стали делать посуду тоже из дерева (демонстрация посуды из дерева, дети могут спокойно подойти и потрогать) - Захотели люди, чтобы в их доме было красиво, стали они ложки украшать.  

- Как вы думаете, как и чем их украшали?

-Ложками не только едят, на них можно еще и поиграть. Деревянная ложка не одна пришла, а с подружками! Подходите, разбирайте!

Для детей средней группы приготовлен стол с уже известными инструментами (ложки, бубенцы, клавесы, выбирайте, что вам больше нравится. Для старших ребят Петрушка принес другие деревянные инструменты. Дети подходят к столам, разбирают инструменты.

- Назовите, какие инструменты нам принёс Петрушка? 

- А хотите мы все вместе попробуем сыграть на этих инструментах под веселую музыку.

Шумовой Оркестр (под русскую мелодию «В саду ли в огороде»)

Дети средней группы играют на свистульках и ложках. Старшие дети берут ксилофон, трещотку, бубенцы и другие деревянные инструменты.

- Молодцы, ребята. Чем вам понравился наш оркестр? 

Этап «Рефлексия»

Данный этап развивает у детей навык рефлексивной деятельности, начальный опыт выполнения и достижения цели.

В России, в России, в России

Хорошие люди живут:

Гостей хлебом с солью встречают;

Душевные песни поют…

Звучит песня «Нет Родины милее на сл. В. Карасев муз. С. Денисов, дети совместно с родителями танцуют в хороводе, с использованием отреза ткани с русскими хохломскими узорами.

- Будущее нашей страны России во многом зависит от вас ребята! Вы сможете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться,посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Давайте все дружно возьмемся за руки и громко скажем:

«Если дружба велика – будет Родина крепка

Музыкальный руководитель вместе с Петрушкой прощается с детьми и их родителями!

Публикации по теме:

День посиделок при свечахДень посиделок при свечах День посиделок при свечах Ежегодно 17 октября празднуется необычный, народный праздник День посиделок при свечах. Ребята группы «Весёлые.

Фотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей»Фотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей» Фотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей».Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные.

Фотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей» 2022 годаФотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей» 2022 года Фотоотчет о ежегодном районном фестивале патриотической песни «Песни Родины моей» 2022 года. Песни военных лет. От самых первых залпов и.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни» МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина.

Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт»Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт» Проект в старшей группе "Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт" Тема проекта: "Без корня трава не растёт, без Родины.

Сценарий к 23 февраля в подготовительной к школе группе «Будущие защитники Родины». ВидеоСценарий к 23 февраля в подготовительной к школе группе «Будущие защитники Родины». Видео Цель: - воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской армии, любви к родине; Задачи: - пропаганда здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий фольклорных посиделок «Человек без Родины, что соловей без песни»
Опубликовано: 26 июня 2024 в 13:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий фольклорных посиделок «Человек без Родины, что соловей без песни»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мастьянова (УИ 2550399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД