Елена Каменцева
Сценарий фольклорного развлечения «Зимние посиделки» для детей старшей группы
«Зимние посиделки»
Фольклорное развлечение для детей старшей группы.
Зал оформлен под горницу. В углу стоит русская печь, стол, лавочки. На столе самовар, угощения. Детей встречает Хозяйка в народном костюме.
Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка:
Как в старинку наши предки
Собирали посиделки,
Публикация «Сценарий фольклорного развлечения „Зимние посиделки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки-прибаутки сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
Здравствуйте, гости мои дорогие! Всем ли удобно? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? (Ответы детей).
Собрались мы с вами сегодня в русской избе, все красивые да нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Начинались посиделки с осени и продолжались до весны, когда начиналась серьезная крестьянская работа.
Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Начнем мы наши посиделки с пословиц. Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:
1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)
2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)
4. Один в поле… (не воин)
5. С кем поведешься… (от того и наберешься)
6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)
7. Лучше синица в руках… (чем журавль в небе)
8. Любишь кататься… (люби и саночки возить)
9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)
10. Поспешишь… (людей насмешишь)
Молодцы ребятки! Знаете народные пословицы.
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки!
Хорошо зимой – работы никакой.
Сидишь себе в избе, чаек попиваешь,
Да про былое вспоминаешь.
Любят Матушку Зиму и взрослые, и дети! Поэтому и называют её ласково – зимушка-зима! А кто из вас может сказать, какая она - зима?
Ответы детей : (морозная, белая, серебристая, холодная, ледяная, снежная, красивая, сверкающая)
Хозяйка: Верно! Такая она красавица! А ещё она и веселая, потому что приносит с собой много праздников, радости, веселья и игр, Ну-ка скажите, в какие игры мы можем играть зимой?
Ответы детей : (в «снежки», лепить снеговика, кататься с горки, кататься на коньках, на санках, на ледянках, на лыжах, строить снежные постройки).
Хозяйка: Вот сколько забав у зимушки. Наверное, вам не терпится увидеть нашу гостью. Давайте позовем её к нам:
Матушка Зима, приди!
Нам снежок принеси,
Будем мы с тобой играть
Веселиться и плясать!
Ребята, давайте все вместе весело и громко: Зима, приди!
Под музыку в зал входит Матушка Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы меня звали, очень рада, что я желанная гостья у вас! И я счастлива встретиться с вами на веселых посиделках.
Хозяйка: Мы гостей любим принимать, русский народ славится хлебосольством. Ты такая талантливая художница – как всё украсила! Ребята, ведь правда, красиво кругом - всё сверкает, блестит. Когда такое ещё увидишь?
Зима: Я старалась. А стихи то вы про меня знаете?
Дети читают стихи:
1. Снег как белая страница.
Что написано на ней?
Вышла из лесу лисица…
Рядом виден след саней.
На снегу оставив знаки,
Пробежали две собаки.
Вот – свалился кто-то с лыж.
Вот – зерно искала мышь.
2. Прочитаем дальше строки:
Здесь скакали две сороки.
Следом — прыгал воробей…
Почерк мельче и слабей.
На сосне сидела белка
И бросала шишки в снег…
3. Сказки этой Книги белой
Я читал бы целый век.
Только снег небесный тает.
Вьюга снежный том листает…
Не беда.
Мы завтра днём
Книгу новую прочтём!
4. До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
5. В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
6. Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей
и потеплей как можно!
Одену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.
Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.
7. На лыжах я спущусь
с крутой горы скорее,
На санках прокачусь,
И, падая, согреюсь.
Как зиму я люблю!
Быть может, это странно.
Есть времена в году,
Где дождь идет нежданно.
Когда грибы растут,
И набухают почки.
Когда цветут в саду
Красивые цветочки.
Пусть холодно, но все же
Румяней, веселей,
На праздник так похоже!
Зима: Замечательные стихи, это очень ценный подарок для меня!
Хозяйка: Скажите, а какие зимние месяцы вы знаете?
Ответ детей : Декабрь, январь и февраль.
Хозяйка: Правильно! И каждый месяц зимы разный. Декабрь – первый месяц, зиму начинает. В старину его называли лютень, студень, стужайло, потому что он очень холодный. Он снежный месяц, первые большие снега выпадали, лед на речках застывал.
Зима: А не поиграть ли нам со снежком сегодня? Есть у меня большая снежинка, кто до них первым доберется тот и выиграл.
Проводится игра «Снежинка»
(На веревочке по середине прикреплена снежинка. Дети с двух концов начинают наматывать веревку на палочку, кто быстрее наматает до снежинки тот и выиграл).
Зима: Всем известно какая я мастерица, у меня видано-невиданно разных снежинок. Вот я с собой принесла снежинки, только все они на части разделились, да перемешались, не могу понять где какая, поможете мне их собрать заново, ребята?
Проводится игра «Собери снежинки».
(Несколько разных вырезанных снежинок разрезаны на части, детям нужно собрать из этих частей снежинки)
Хозяйка: Январь – второй месяц зимы. В старину его называли просинец, потому, что в январе день начинает прибавляться и в небе проглядывается синева. Это месяц любимого всеми праздника - Нового года. Как новый год встретишь так его и проведешь – говорят в народе. Поэтому новый год нужно встречать радостно и весело. Давайте и мы сегодня поднимем настроение, возьмем музыкальные инструменты да и сыграем на них зимнюю песенку для нашей гостьи.
Дети играют на музыкальных инструментах. Оркестр «Саночки».
Хозяйка: Еще Январь – праздника Рождества. А все ли знают, что это за праздник – Рождество Христово? Сегодня я вам поведаю об этом великом дне – рождении младенца Иисуса Христа.
Просмотр мультфильма «Рождество Христово», исполнение колядки.
Зима: А вы знаете, что январь - это время волшебства.
Назовите сказки, в которых есть волшебство и дело происходит зимой.
Словесная игра «Назови зимние сказки».
(Ответы детей :
«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два Мороза», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Старик - годовик», «Мороз Иванович».)
Хозяйка: Ну а последний месяц зимы – Февраль. В старину его называли - снежень, потому что в феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.
В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга - мороз, да вьюга».
Зима: Самое время поиграть в снежки!
Проводится игра «Снежный бой».
Зима: А теперь послушайте загадки:
1. Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой.)
2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор его веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)
4. Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)
5. Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька)
7. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим …
(Лед)
8. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Зима: Молодцы, справились с заданием.
Хозяйка: А сейчас Матушка Зима приглашаем тебя в хоровод, у нас есть песня, которую ребята исполнят для тебя.
Дети исполняют хоровод «Как на тоненький ледок» с инсценировкой.
Зима: А давайте устроим соревнование - чья команда мальчиков ловчее на коне скачет!
Проводится игра-эстафета «Кто ловчее на коне скачет».
(Две команды мальчиков выстраиваются в две команды друг за другом. У стоящего впереди мальчика в руках палка-«лошадка». По сигналу каждая команда начинает состязание Мальчики, преодолев препятствие, возвращаются к своей команде и передают «лошадку» следующему игроку. Побеждает та команда, участники которой точно и быстро преодолеют препятствия.)
Мальчик.
Эх, дайте мне сказать
И начать состязание,
Вызываю плясунов
На соревнование!
Мальчики устраивают «Перепляс».
(под русскую народную музыку мальчики танцуют сприсядку, девочки хлопают)
На середину зала выходит мальчик с гармошкой, к нему подбегают две девочки.
1-я девочка.
Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь,
Как гармошка заиграет –
Не могу я усидеть.
2-я девочка.
Станем, девочки, рядком
Да частушки пропоём.
Девочки исполняют частушки.
1 девочка:
Мы веселые девчата,
Интересно все живем,
И сейчас мы вам частушки
Озорные пропоем.
2 девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла -
Я не удержалася.
3 девочка:
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая,
4 девочка:
Шила милому рубаху –
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
5 девочка:
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
Все.
Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую!
Мальчик.
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду попляшу,
На людей погляжу.
Девочка.
Что с ногами, не пойму –
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в пляску и просятся!
Дети исполняют танец «Кабы не было зимы».
Зима: Молодцы, ребята, повеселили вы нас. Вижу любите вы меня, но пришло время нам с вами прощаться.
Хозяйка: У посиделок есть начало,
У посиделок есть конец,
Кто с нами играл и смеялся
Тот был сегодня – молодец!
А теперь к столу подходите
Конфетки, бараночки берите.
Про меня не забывайте,
Добрым словом вспоминайте.
Дети бегут угощение и идут в группу, фото на память.