Светлана Рыжкова и Евгения Войко
Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе «Зимний праздник Святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе «Гномики» МАДОУ №7 «Солнышко».
«Зимний праздник Святки»
Подготовили и провели воспитатели: Войко Е. В., Рыжкова С. В.
Цель: приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядами колядования и святочного гадания на Руси.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе „Зимний праздник Святки“» размещена в разделах
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Задачи: 1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования, русские народные игры).
2. Разучить святочные песни.
3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.
4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.
Подготовительная работа с детьми.
Беседа.
Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных. Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные. Пожалуйте пятачок. А в русских избах было принято делать и дарить обереги. Но цене был тот оберег который сделан был своими руками. Оберег – это предмет или символ который приносит в дом счастье, достаток и здоровье, а так как мы делаем его своими руками, мы вкладываем в него свою частичку доброты, красоты, счастья и тепла. Дружба всегда помогает нам в жизни. Благодаря ей, человек становится лучше добрее. Постарайтесь вложить в него то качество которое вы взяли с собой – теплоту, доброту, красоту и хорошее настроение. Пора бы ваши ручки размять, да работой потешить. На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.
Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.
С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, - с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.
Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром. (слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.
Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния.
1. Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов (погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).
2. Ряжение.
Дети наряжаются в костюмы, девочкам рисуется свеклой румянец на щеках.
3. Святочные гуляния.
Дети выходят из группы, шумят при помощи шумовых и музыкальных инструментов и при входе в какое-либо помещение. Между колядками дети тоже используют свои шумовые инструменты.
Ход развлечения:
Воспитатель 1. (в костюме цыганки) :
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
А знаете ли вы, что такое святки?
Воспитатель 2 (в костюме) :
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Воспитатель 1.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Воситатель 2.
Наступило Рождество
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ
Веселится и поет.
Воспитатель 1.
Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех!
Шуток хватит здесь на всех!
Вы с козой поиграть не хотите -ли.
Игра «Пошла коза по лесу» Взявшись за руки, дети встают в круг и идут против часовой стрелки. Коза движется по часовой внутри хоровода, выбирая себе принцессу. Затем вместе с принцессой они выполняют движения согласно тексту песни:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем и снова начинаем.
Воспитатель 2.
Что наигрались? А не загадать ли вам загадки?
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (Снег.)
С неба все скользят пушинки –Серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок, всё снижается… (Снежок.)
Вот веселье для ребят, всё сильнее… (Снегопад.)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик, нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка – это девочка… (Снегурка.)
На снегу-то посмотри, с красной грудкой… (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (Снег.)
Ребенок:
Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Хозяйка:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Ребенок.
Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы!
Живите без бед много-много лет!
Ребенок.
Коля-коля-коляда, я у мамы одна.
Дай мне, тетя, молока.
Молоко не сладко, дай шоколадку.
Ребенок.
Коляда, коляда, жили-были три кота.
Три кота и котик, дайте срочно тортик!
Ребенок.
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.
Открывайте сундучок. Вынимайте пятачок.
ребё нок:
Дайте деткам пятачок
А мы вам счастья мешок!
ребё нок:
Дайте нам кило конфет
Целый год вам жить без бед
ребё нок:
За любое угощенье
Будет радость и веселье!
ребенок:
Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Копеечку подайте.
Воспитатель 1.
А для жадных хозяев у нас есть специальные колядки – ругательные.
Ребенок.
Кто не даст лепешки, завалим окошки!
Кто не даст пирога, сведем корову за рога!
Ребенок
Кто не даст хлеба, уведем деда!
Кто не даст ветчины, тому поколем чугуны!
Ребенок.
Коляда-моляда, не дашь пирога,
Мы корову за рога,
коня за хвост уведем на мороз!
Воспитатель 2:
Ай да молодцы! Мороз невелик, а стоять не велит!
Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мы будем играть.
Дети повторяют движения. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:
Наша зимушка-зима,
Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена,
Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим,
Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте:
Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее
И начнём ещё быстрее. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Воспитатель 1: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не одни мы к вам пришли, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой! Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Воспитатель 1:
Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая. (поёт на мелодию частушек) :
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыганке. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» второй воспитатель выводит козу (ребёнок в маске козы) .
Воспитатель 2 :
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Где коза ходит, там пшеница родит!
Где коза хвостом, там жито кустом!
Где коза рогом, там жито стогом!
Коза сначала кланяется, затем пляшет под аплодисменты зрителей и звучание плясовой музыки, а потом вдруг делает вид, что спотыкается и падает.
Воспитатель 1.
А что случилось? Почему коза упала?
Воспитатель 2 :
Наша коза просит угощения. Тогда она встанет и ещё попляшет.
Нашей козе немного надо: ведёрочко гречки на пере печки.
Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза встала.
Козе дарят угощение, после чего она продолжает свою пляску
Воспитатель 2.
Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Воспитатель 1 (комментирует) :
Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!
Козочка, а как красные девицы причесываются,
белятся, румянятся, в зеркальце глядятся,
на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся,
на полке валяются и веничком - во как… во как…
Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Ты, Коза, попляши
И ребятам покажи,
Как старушки пляшут
Да платочком машут.
Коза показывает.
Ой, медведушка, тепереча ты покажи, уважь
Как девчушки-хохотушки
На праздник собираются,
Кудри вьют, наряжаются,
Белятся да румянятся.
Медведь изображает.
Козынька-коза,
А Как мальчишки-шалунишки бьются,
Кулаками дерутся.
Коза боксирует с воображаемым противником.
Как старый дед ногами стучит,
На парнишек ворчит топает ногами.
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)
Воспитатель 2 (детям).
Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!
Воспитатель 1. : Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой с Козой поиграйте.
Игра «Ведьмина метёлка»
Все встают в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого остался веник рассказать стихотворение или спеть.
Воспитатель 2: Еще одна из традиций святочных вечеров, пришедшая из старины- это гадание.
Воспитатель 1: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?
(Достает горшочек) :
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка, комментирует.
Воспитатель 2: А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре- «Апчхи!»
Все чихают
Воспитатели хором: Дай Вам Бог здоровья!
Воспитатель 1: А ещё есть такая примета- если звёздочку с неба поймаешь…И желание загадаешь…
-То оно непременно исполнится (раздает всем по волшебной звезде, которая исполнит их заветное желание)
Воспитатель 2: Дорогие гости! Вот и узнали мы что-то новое. Немного позабытое старинное. Но вечное. Мы верим, что все ваши пожелания сбудутся.
Вот и закончился праздник веселый,
Рады увидеться с вами мы снова!
Приходите снова к нам-
Рады мы таким гостям!
Приглашаю всех сейчас
Поскорей пуститься в пляс!
(дети танцуют под русскую мелодию, используя знакомые плясовые движения).