Наталья Калинкина
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Забавные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Калинкина Наталья Ивановна
музыкальный руководитель
МБДОУ №4 «Колокольчик»
Цель: приобщать детей к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Расширить знания в области традиций русского народа, в том числе традиции вечерних посиделок. Продолжать знакомить детей с народным искусством (фольклором): частушками, потешками, пословицами, загадками, небылицами, народными играми, игре на русских народных инструментах – деревянных ложках.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста „Забавные посиделки“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Формировать в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с традициями и обычаями русского народа.
2. Развивать у детей музыкальность, творческие способности, мышление, воображение, память, навык публичных выступлений. Совершенствовать связную речь, пополнять словарный запас.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества у дошкольников. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнению.
Участники праздника: дети старшего дошкольного возраста; дети среднего дошкольного возраста и взрослые в качестве гостей.
Условия проведения:
время проведения: 40-50 мин. ;
место проведения: музыкальный зал;
Предварительная работа: Знакомство детей с историей русского быта посредством бесед, рассказов, чтения художественной литературы, посещение краеведческого музея, просмотра презентаций. Разработка сценария праздника, приготовление к нему: раздать слова для детей, выучить их; отрепетировать сценку «Фома да Ерёма», инсценировку потешек, танец «Кадриль», пляску-игру «Веселые ложкари», частушки; выучить песню "К нам гости пришли", познакомить с хороводной игрой «Венок», приготовить русские народные музыкальные инструменты - деревянные ложки; «блины» и лёгкие небольшие сковородки для игры, ленточки для игры «Ловишка»; подготовить атрибуты к оформлению музыкального зала: стол, лавка, прялка, печь, половички, рушники, скатерть, расписная посуда, самовар и т. д.
Ход праздника.
Зал оформлен в народной тематике. Часть зала представлена в виде русской избы: посередине стол, на нем рушник, самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка.
Дети старшей группы в зале, сидят на стульчиках.
В зал выходит ведущая - Хозяюшка в русском костюме под русскую народную мелодию «Коробейники» и встречает гостей.
Хозяюшка: Красны девицы, да добры молодцы!
Приглашаем Вас на наши посиделки, позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Будем с Вами петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые.
Давно я Вас жду – поджидаю,
Праздник без Вас не начинаю.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.
Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Под рус. нар. музыку в зал входят гости - дети и взрослые, присаживаются на стульчики.
В центр зала выходят дети старшей группы.
1. На завалинке в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2. При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели, да водили хоровод.
3. Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались
Без общенья жизни нет.
4. А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
5. Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Все:
Для друзей и для гостей!
Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню.
ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» (после неё дети садятся, а два мальчика идут за кулисы)
Раздаётся стук в дверь.
Хозяюшка: Только сесть успели - ещё гости подоспели…
Пойду погляжу, может и впущу… (На середину ставят скамейку)
Это два брата пришли – Фома да Ерёма. Затейники, озорники и большие спорщики. Ну, проходите, гости дорогие.
Фома: Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба: Фома да Ерёма!
Ерема: Людей посмотреть, себя показать!
Хозяюшка: Да вы присаживайтесь.
Ф: Садись.
Е: Нет, ты садись.
Ф: Подвинься.
Е: Нет, ты подвинься. (толкает Фому, он падает)
Е: Фому поднимали – животы надорвали!
Ф: Ерёма худ, голова с пуд, нос крючком, хохол клочком.
Е: Фома вредный, голос медный, сам с аршин, голова с кувшин.
Ф: Любишь шутки над Фомой, так люби и над собой!
Оба: (ссорятся) Получился у нас – Петушиный бой!
Шуточная ИГРА «ПЕТУШИНЫЕ БОИ» (сбивают подушками друг друга, сидя напротив)
Ерема:
Фома, есть хочешь?
Фома:
Да нет, я перекусил.
Съел кусок пирога,
Горшок сметаны,
Решето калачей.
Ерема:
Вот это даааааа!
Хозяюшка: Эх, Фома да Ерема,
Сидели бы вы дома.
Под рус. нар. мелодию Фома и Ерема уходят.
Хозяюшка: Издавна русский народ славился трудолюбием. Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, ребята и гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки? Я буду начинать, а вы заканчивать.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
О человеке судят не по словам, а по делам.
Терпение и труд все перетрут.
Была бы охота - будет и работа.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Кончил дело - гуляй смело.
Умелые руки голодными не останутся.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Хозяюшка: Посидите, отдохните, да мне скажите:
Где на Руси люди добрые раньше жили? (в избе)
А что было самым главным в деревянной избе? (печка)
Печь была основой жизни в семье. Она обогревала избу, в ней готовили пищу, на ней сушили одежду, даже мылись. На печи можно было и спать на лежанке. Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная. Печь избу согревает, да освещает».
Теперь, ребята, выходите,
Да про печь нам расскажите.
1. Всё начинается от печки
В избе она всему глава,
Она накормит и излечит,
Печь символ счастья и добра.
2. По вечерам, когда метели,
Тихонько пели перед сном,
У тёплой печки все сидели
И занимались ремеслом.
3. Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
Хозяюшка: А еще в печке на Руси пекли вкусные блины.
Игра «СЛОЖИ БЛИНЫ» (дети переносят в сковороде «блины» по очереди, выкладывают их на блюдо, блины в сковороду кладет девочка в каждой команде)
Хозяюшка: А сейчас для всех ребяток
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ.
1. Много ешь или немножко
Но нужна к обеду…. ложка.
2. Из горячего колодца
Через краник вода льется. (Самовар)
3. По нему ладошкой бей
Будет только веселей! (Бубен)
4. Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
5. За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился … .хоровод.
6. Деревянные сестрички
Друг о друженьку стучат,
Всю округу веселят. (Деревянные ложки)
Хозяюшка:
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Хозяюшка берет поднос с деревянными ложками:
- Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.
Перед игрой два мальчика выходят и говорят:
1. Эх, топну ногой,
Да притопну ножками.
Развеселый у нас
Будет танец с ложками.
2. Эти ложки не для каши,
Не для супа, не для щей.
Вы игру услышьте нашу -
Сразу станет веселей.
Пляска-игра «Веселые ложкари»
Хозяюшка:
Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
Значит будет жить она!
ДЕВОЧКИ:
1. Пойдём, девочки, заплетать веночки.
2. И ребят зовём, хоровод заведём!
Хороводная игра «ВЕНОК»
Хозяюшка:
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!
Эй, нарядный народ!
Выходи-ка вперёд,
Покажи уменье
В частушечьих пениях!
Частушки (поют 2 мальчика и 5 девочек)
1. М. Пропоем мы вам частушки,
Просим не смеяться,
Мы артисты молодые,
Можем застесняться.
2. М. Край наш славится лесами,
Чащами, опушками,
А деревни, села наши
Славятся частушками.
3. Д. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
4. Д. Я на бабушку похожа,
Я — неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!
5. Д. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
6. Д. И на ручках, и на ножках
Очень звонкие ладошки.
Захочу - похлопаю,
Захочу - потопаю!
7. Д. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Все вместе:
Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
Выходят 3 мальчика и девочка.
Мальчик:
Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус –
Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Девочка: Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки,
Да говорят насмешки.
Дети поочередно выходят вперед и инсценируют потешки.
1. Два мальчика поочерёдно:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался!
2.Девочка и мальчик:
- Сынок, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовёт, надо идти!
Выходит девочка: А ну хватит вам болтать,
Время пляску начинать.
Дети садятся на стульчики. Выходят на танец «Кадриль» 5 пар. Перед танцем говорят слова:
1. Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
2. Из-под горки, да на горку,
По широкой улице
Разгуляйся ты, кадриль,
Люди пусть любуются.
Как кадриль-то заиграет,
Всех танцоров увлекает.
Танец «Кадриль»
Хозяюшка:
Ох, талантливый народ
На Руси у нас живет!
Как начнет плясать.
Никому не устоять!
Любил русский народ и веселые игры затеять. Уж какие только игры не придумывали в старину!
Засиделись мы что-то слишком,
Не сыграть ли нам в «Ловишки»?
Игра «Ловишки»
После игры все рассаживаются. Выходят 2 девочки и 2 мальчика к чайному столу, поставленному в середине зала, встают возле него.
Девочка 1: Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Мальчик 1. Тары – бары - растабары,
Выпьем чай из самовара!
Девочка 2: - С сухарями!
- С кренделями!
- С бубликами вкусными!
- С сушками, ватрушками!
Мальчик 2: Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Хозяюшка: Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте,
Нас добрым словом вспоминайте!
Дети старшей группы выходят на середину зала на общий поклон.
Праздник заканчивается совместным чаепитием.
Библиографический список.
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Творческий центр, 2003.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Князева О. Л. «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998.
5. Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003.
6. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998.
7. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. : «Просвещение», 1972.