Екатерина Аллаярова
Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования.
Задачи:
- продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора : песенками «веснянками – закличками», пословицами, поговорками.
- учить понимать смысл песенок «веснянок-закличек».
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Жаворонки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2020
- пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанному со старым традиционным бытом.
- развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.
- воспитывать любовь к родной природе;
- создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором.
- формировать дружеские отношения между детьми.
Дети под русскую народную музыку (по выбору музыкального руководителя) входят в музыкальный зал, садятся на места. Входит хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные. Сегодня мы встречаем гостей из далеких волостей, это, конечно, наши друзья птицы. Старинный славянский праздник Жаворонки празднуем мы сегодня – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В старину в этот день было принято печь жаворонков из теста. Жаворонков пеките – здоровье берегите! А когда жаворонки были готовы их подкидывали в небо. Чем больше подкинешь и поймаешь своего жаворонка – тем больше здоровья получишь в этом году. А еще на таких жаворонках гадали. Хозяйка заранее выбирала некоторые предметы, загадывала, что они будут означать, а потом запекали эти предметы в жаворонков. Так, например, если в жаворонке попадется пуговица – его ждет обновка, если монета – год будет богатым, а колечко – следует готовится к свадьбе.
Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня.
Подснежник проснулся и потянулся, солнышку улыбнулся,
К земле – матушке прикоснулся.
Давайте, ребята, песню о споем, про самый первый цветок – подснежник.
Песня «Подснежник»
Хозяюшка: Синички-сестрички, четки-чечетки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну - красну несите!
Звучит фонограмма - пение птиц весной.
Послушайте, как красиво поют птицы, как их много, какие у всех разные голоса. Маленькая птичка жаворонок поет нежно, звонко. Жаворонок своими переливчатыми трелями заставляет природу пробудиться ото сна.
Муз. Рук-ль: Ребята, послушайте как передал в своей музыке щебетание жаворонка русский композитор П. И. Чайковский
Слушание «Песня жаворонка» П. И. Чайковского
Муз. Рук-ль: Вы услышали, как похоже передал в своей музыке композитор пение жаворонка, его щебетание. А теперь, давайте подумаем, какие слова мы можем сказать о прослушанной музыке.
Хозяюшка: Какая удивительна музыка. Светлая, теплая, как сама весна. А теперь ребята встаньте и за мною повторяйте.
Физкультминутка
Я по улице гулял. (поступательные движения указательным и средним пальцем обеих рук, обозначающие хотьбу).
Галок и ворон считал. (Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистям, обозначающие полет)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого)
Буду я считать опять – (загибать пальцы с мизинца)
Рот открыл, смотрю я в небо (открыть рот, поднять голову вверх).
Влево-вправо (2 р.). Я там не был (повороты головы)
Птичкой захотел я стать и руками стал мазать (махи руками)
Крылья вверх и крылья вниз.
Только слышно ветра свист (вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх).
Я подпрыгнул, (прыжок вверх) чтоб взлететь, но пришлось на землю сесть (садимся на места)
Хозяюшка: На Руси народ всегда встречал весну весело – с шутками, плясками, играми и хороводами. И мы сейчас тоже послушаем веселый оркестр.
«Веселый оркестр»
(оркестр народных инструментов)
Хозяюшка: О птицах много половиц и поговорок есть, вот послушайте:
1. Всякая птица своим гнездом гордится»
2. Ласточка весну начинает, соловей лето кончает»
3. Всякая птица своим клювом сыта.
4. Увидел скворца – весна у крыльца.
5. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
6. Срубили кусты – прощай птицы.
А теперь послушайте приметы:
- поздний отлет птиц на юг – к теплой зиме;
- вороны купаются в песке – к скорому потеплению;
- птицы запели в дождь – скоро будет ясно и светло;
- птицы с зимовья прилетают поздно – к долгому лету;
- птицы замолчали- будет гром;
- птицы вьют свои гнезда на солнечной стороне дома или дерева – лето будет прохладным.
Игра на внимание «Утки, вороны, воробьи»
Хозяюшка: А теперь ребятки, отгадайте-ка загадки.
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
2. Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворение. (Жаворонок)
3. Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом.
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. (Ласточка)
4. Прилетел к нам наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напрлет
Он все песенки поет. (Соловей)
5. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут певца… (Скворец)
6. Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)
7. Я по дереву стучу – червяка добыть хочу. (Дятел)
8. Озорной мальчика в сером кафтунишке? (Воробей)
Ребята, а теперь посмотрите на всех этих птиц (слайд) и скажите, какие птицы здесь лишние, не перелетные? (Воробей и Дятел)
Хозяюшка: Ребята, исчезнут если птицы, беда может случится:
Погибнет все живое – поля, леса, луга.
Есть правила простые вести себя в природе.
Их надо только выучить и выполнять всегда.
Игра «Что хорошо, что плохо»
Дети слушают четверостишия; если услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.
1. Если маленький малыш сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он, или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял, голубей он ей гонял.
Был доволен он собой. Хороший он, или плохой.
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку,
Смастерила с папой для синиц кормушку.
Зерна насыпала в нее, плохо это, или хорошо.
4. Из рогатки мальчуган в стаю воробьев стрелял.
И подранил одного – плохо это или хорошо?
5. А вот еще такой вопрос:
Домой яйцо мальчик принес,
Разорил он птичье гнездо –
Это плохо, или хорошо?
6. Птенца в клетку посадили,
С мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его – поступают плохо или хорошо?
7. А теперь ответить вы должны, как будете себя вести.
Должно решенье быть одно –
С птицами поступать только (Хорошо).
Хозяюшка: А теперь птиц и весну закликайте – хоровод водить давайте!
Весна, весна, поди сюда,
Жаворонки прилетите,
Весну- красну принесите!
Хоровод
(по выбору музыкального руководителя)
Хозяюшка: Вот, ребятушки, молодцы! А теперь пора прощаться, до свидания!
Дети под музыку выходят из музыкального зала