МАРИНА АДГАМОВА
Сценарий фестиваля народной игры «Живи, родник, живи»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фестиваля народной игры «Живи, родник, живи»
[/b] проходившего в рамках деятельности РВЦИ по реализации сетевого инновационного проекта «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в сфере социального партнёрства и сетевого взаимодействия» (23 09 2016 год.)
Цель.
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры:
Публикация «Сценарий фестиваля народной игры „Живи, родник, живи“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Родник. Все о родниках для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников.
Задачи.
- Активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями.
- Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
- Изучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни.
- Развивать неречевые психические процессы: слуховое внимание, слуховую память; зрительную ориентировку на собеседника, грамматический строй речи.
- Развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки.
- Воспитывать произвольное поведение во всех играх.
Сценарий праздника
Ведущая: Здравствуйте, гости жбанные да желанные! Давно вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начнем. Пригласили мы вас на праздник игры да потехи. А играть вы будете в русские, народные, задорные и хороводные игры, в которые играли ваши пра - пра – бабушки и бабушки, пра – пра – прадедушки и дедушки. Народные игры… Их такое великое множество: с мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние.
Ведь каждому времени года в народе соответствовали свои праздники, а каждому празднику соответствовали свои игры.
И сегодня вы сможете побывать в гостях у всех времён года. Но вот кто первый отправится и куда, мы сейчас узнаем. Я загадаю загадку, а вы её отгадайте. Кто первый отгадает, тот с тем временем года зашагает в его владения.
Солнце стало вдруг теплее,
Зажурчал в лесу ручей,
Время года называй -
В нём цветущий месяц Май!
Ответы детей…. (Весна)
Ведущий: В наше царство, государство пожаловала Весна. Расступись честной народ, в гости к нам Весна идёт.
Под музыку входит весна…
Весна.
Здравствуйте, ребята, вот и я Весна, пробудила землю ото сна.
Всё весною расцветает, и танцует и играет.
Ярче вы, лучи, сияйте и земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки расцветайте все цветки! Из-за моря вереницей поскорей вернитесь, птицы!
(Весна подходит к той группе детей, которая отгадала загадку и ждёт, когда будут отгаданы все загадки про времена года. После всех загадок все времена года отправляются на свои площадки, которые украшены и оборудованы под соответствующие время года).
НА ПЛОЩАДКЕ ВЕСНЫ.
(Весну и группу гостей встречают: Сопровождающий и дети)
Сопровождающий встаёт воротиками с Весной, а через воротики проходят дети в костюмах: Март, Апрель Май.
Сопровождающий говорит:
Идёт матушка-Весна, отворяй ворота!
1. Ребенок: Первым март пришел, белый снег сошел!
2. Ребенок: А за ним и апрель - отворил окно и дверь!
3. Ребенок: А как пришел май - солнце в дом приглашай!
Солнышко: (ребёнок)
У меня тысячу забот:
Обогреть ваш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И девчёнке - хохотушке
На нос бросить конопушки.
Весна:
Солнце встало спозаранку,
Детям всем улыбки шлет.
Прилетели с юга пташки,
Нас играть с собой зовёт.
(ПОСЛЕ ВСЕХ ГЕРОЕВ ПРОХОДЯТ В ВОРОТИКИ ГОСТИ. ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ.)
Игра «Грачи летят»
Дети становятся в круг, один выходит на середину и поёт:
Грачи летят, на всю Русь трубят:
- Гу – гу – гу – мы несём весну!
Ребёнок поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи.
- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки (летят, как птицы).
Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Гу – гу – гу – не догнать нас никому!
- Летят, летят – повторяют все.
Пчёлы летят, гудят, бунчат:
- Жу – жу – жу – медову несём сыту!
- Летят, летят! – стоящие в кругу подтверждают.
Поросята летят, полосатые визжат:
- Хю – хрю – хрю – надоело нам в хлеву!
- Летят, ле….! – ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. Кто ошибся, тот выходит из круга и в игре уже не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи, ласточки, жаворонки, комары, медведи, крокодилы….
Игра «Заря»
Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Весна: Славно дети вы играли и, наверно не устали!
Лето в гости всех вас ждет, и играть к себе зовёт.
Дети с Сопровождающим под музыку уходят на полянку (площадку) к Лету.
Лес полон песен и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
Под музыку выходит Лето
Лето:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Всё кругом я нарядила,
Темный лес озеленила!
Праздник нынче всех вас ждёт!
Всё ликует и поёт.
(Лето подходит к той группе детей, которая отгадала загадку и ждёт, когда будут отгаданы все загадки про времена года. После всех загадок все времена года отправляются на свои площадки).
НА ПОЛЯНКЕ – ЛЕТНЕЙ:
Лето: Что ж гости жданные, да желанные, приглашаю вас отправиться в путешествие по летним русским народным праздникам.
- Сначала скажите, какой самый первый летний праздник Вы знаете? Правильно, Березкин день или Троица!
(Если дети затрудняются ответить, им помогает воспитатель)
Ой, какие Вы молодцы!
Что ж, березонька, поздравленье с праздником принимай! Будем тебя чествовать, величать, твою красоту воспевать.
Проводится игра - «ДВА КРУГА».
Девочки, становитесь в большой круг (внешний) - вокруг Березки, а
мальчики во внутренний! (вообще посмотреть, кого больше).
В одном из кругов - ДЕВЧОНКА, в другой - МАЛЬЧИШКИ: кого больше, тот занимает наружный круг.
Будем считать, что мальчишек у нас меньше. Поэтому, они занимают ВНУТРЕННИЙ круг.
Под музыку, мальчишки, стоящие во ВНУТРЕННЕМ круге, взявшись за руки, идут по кругу ПРОТИВ ЧАСОЙ СТРЕЛКИ.
Одновременно девчонки, положив руки себе на пояс, идут по кругу ПО ХОДУ часовой стрелки.
Звучит сигнал (или музыка обрывается).
Мальчишки кидаются к девчонкам и пытаются их осалить.
Девчонки - с визгом – садятся на корточки. Если девчонка успела присесть, то она в «домике» и ее салить нельзя. Если не успела присесть и, ее осалили, то она становится в мальчишеский круг и помогает им ловить других девчонок.
Игра повторяется несколько раз.
При желании – мальчишки и девчонки могут поменяться местами
(Во время игры звучит песня «Во поле берёза стояла», ?затем украшают ее ленточками)
Лето: Ребята, а вы знаете, что летом есть такие праздники, которые называются
1-ый Медовый, 2-й Яблочный, 3-й Хлебный спас.
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
В августе наступает Спас медовый,
Пчёлка расскажи о нем толково.
Пчёлка:
На Руси в этот праздник всех медом угощали
И чаи распевали,
А кто же в природе вам мед добывает?
Дети: Пчелы!
Лето: Конечно пчёлы. Вот мы с вами и поиграем в русскую народную игру, которая так и называется – «Пчёлы».
Проводится игра. (Звучит музыка….)
Лето: Ребята, про какой еще очень вкусный праздник, который бывает летом, я вам говорила?
(Дети отвечают при помощи воспитателя – Яблочный Спас)
Лето: Дорогая Яблонька, расскажи-ка и ты нам про свой праздник.
Яблонька:
Яблочный Спас всегда на Руси считался главным праздником лета. Днём пили яблочный компот и квас, ели пироги с яблочной начинкой, катали с горки яблоки, чьё дальше укатится. А вечером водили хороводы и пели песни. В народе говорят: «Второй Спас яблочко припас». С этого дня можно срывать спелые яблоки.
Лето:
Да, традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.
Лето:
С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!
Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Петь, играть, танцевать,
Праздник весело встречать!
(СОПРОВОЖДАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ УВОДИТ ЭТУ ГРУППУ ДЕТЕЙ К ОСЕНИ.)
НА ОСНОВНОЙ СЦЕНЕ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВРЕМЕНА ГОДА.
«На основной сцене разгадывают загадки про Осень».
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим …
Ответы детей…. (Осень)
Под музыку выходит Осень….
Осень
Здравствуйте мои друзья -
Рада видеть всех вас я.
Вот пришла сегодня в гости.
Очень рада, что пришла!
И осенние вам игры я, ребята, принесла.
Ведущий:
Расскажи, царевна Осень,
Всем ребятам, где твой дом?
Как к нему дорожку
С друзьями мы найдем?
Осень:
Мой дворец стоит в лесу,
Там, где встретите лису,
Мишеньку лохматого,
Заиньку усатого.
Лес осенний, словно терем,
Чудеса таятся в нем.
Он откроет все секреты,
Лишь друзей мы позовем.
(Осень подходит к той группе детей, которая отгадала загадку и ждёт, когда будут отгаданы все загадки про времена года. После всех загадок все времена года отправляются на свои площадки под музыку…. На Осенней полянке гостей встречают….Дети и Сопровождающий команды.).
НА ПЛОЩАДКЕ ОСЕНИ.
Сопровождающий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашей полянке праздник, который посвящается самому красивому времени года - осени!
1 Ребёнок:
Добро пожаловать гости званные и желанные! Милости просим на Осенины! Осенины - это Осени именины! Всех приглашаем, душевно встречаем!
2 Ребёнок:
Осень пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы.
3 Ребенок:
Осень хлебосольная.
Накрывай пиры!
4 Ребенок:
Полюшко раздольное
Принесло дары.
Осень:
Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
Сопровождающий:
Так давайте славить осень
Развесёлою игрой.
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!
ИГРЫ С ОСЕНЬЮ:
Игра «Пирог»
Выбирается водящий по считалочке. Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он - пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, руки поднимают вверх.
Экий он широконький, руки в стороны.
Экий он мягонький. руками гладят живот.
Режь его, ешь его.
(После слов ЕШЬ ЕГО) -
первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся - уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал - становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки в шеренге и устроить перетягивание.
Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» - выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Осень:
Спасибо, дети, за игру. Я вас всех благодарю!
А сейчас вас ждёт сама, раскрасавица Зима!
В путь дорогу собирайтесь – к Зиме в гости собирайтесь.
Дети с Сопровождающим под музыку уходят на полянку (площадку) к Зиме.
На основной сцене разгадывают загадки про Зиму.
Ведущая:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ответы детей…. (Зима).
Под Музыку выходит Зима.
Зима. : Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие. Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми. Скажите ребята, а вы зимушку любите? (ответы детей.)
Вот сегодня мы и отправимся в путешествие в Древнюю Русь - узнаем, как же там ребятня и взрослые зиму встречали и зимой на улице играли.
(Зима подходит к той группе детей, которая отгадала загадку и ждёт, когда будут отгаданы все загадки про времена года. После всех загадок все времена года отправляются на свои площадки).
ОТПРАВЛЯЮТ НА ПЛОЩАДКУ ЗИМЫ.
(На площадке детей ждут Дед Мороз - Взрослый и Три Зимних месяца - дети).
Смотрите, ребята, кто нас встречает - Дед Мороз и три зимних месяца. А вы, помните, как называются зимние месяцы? (Ответы детей).
Давайте-ка всё о них разузнаем.
Декабрь: Меня в старину студнем называли и говорили так: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Январь: А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.
Зима: А, что нам скажет Дед Мороз?
Дед Мороз:
А, что я скажу! Мороз невелик, да стоять не велит. Выходи народ! Будем зимушку встречать, да и с нею играть!
ЗИМНИЕ ИГРЫ:
Русская народная игра «Дударь»
Ход игры: водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
Игровой текст:
«Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую,
Дударь, дударь,
Что болит?» - «Голова!»
Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Игра с санками «По местам»
Санки ставим по кругу. (В данном случае будем использовать стулья, так как праздник проводим летом) Их должно быть на одни меньше чем количество играющих детей. Дети разбегаются по площадке, кружатся. По команде взрослого «По местам» дети быстро бегут к санкам и должны успеть занять место на них как можно быстрее.
Кому места не хватило – тот становится водящим в следующей игре и подает сигнал «По местам».
«2 Мороз» – русская народная зимняя игра-хоровод
На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два «дома» на расстоянии 10—20 м один от другого. Из играющих выбирается двое водящих — два «мороза»: «мороз — красный нос» и «мороз — синий нос». Они становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией «дома».
Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я мороз — красный нос.
Другой:
Я мороз — синий нос.
И вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем «морозы» опять, обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой «мороз» сумел больше «заморозить» ребят.
Правила: Выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз».
Если кто-либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им опять становится на место, где был «заморожен».
(После всех игр Зима прощается с детьми)
Зима:
Наступает час прощанья, будет краткой моя речь.
Говорю вам «До свидания! До приятных, новых встреч!»
Сопровождающий: Спасибо Зимушка за игры! А мы по тропиночке пойдём к Весне в гости попадём.
Дети с Сопровождающим под музыку уходят на полянку (площадку) к Весне.
Таким образом, все группы детей проходят по всем Временам года и приходят на основную площадку.
Ведущий: (Встречает гостей на основной площадке)
Много разных игр есть. Всех их трудно перечесть.
Нам играть, друзья, не лень, мы б играли целый день!
Наш праздник подошёл к концу – но веселье не кончается. Я верю, что ещё не раз мы с вами повстречаемся!