Ольга Михайлова
Сценарий досуга «Весёлые нотки» для детей старших и подготовительных групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий «Весёлые нотки»
для детей старших и поготовительных групп
Дата проведения – 21.01.2016 г.
Место проведения – здание № 5
Начало – 10:30
Автор и ведущая –
музыкальный руководитель Михайлова О. А.
Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными.
Публикация «Сценарий досуга „Весёлые нотки“ для детей старших и подготовительных групп детского сада» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2016
Цель и задачи досуга – познакомить детей с нотами, с их длительностями, музыкальными ладами – мажором и минором; развивать способность выражать чувства в пении, движении.
Жил-был мальчик по имени Илья. Подобно многим мальчикам, он мечтал стать самым сильным, самым ловким. Но мама очень хотела, чтобы ее сын был музыкантом, и поэтому, вместо спортивной секции, он занимался в музыкальной школе. Там его учили читать ноты, петь в хоре и играть на скрипке.
Включается фонограмма «Сурок» Бетховена (скрипка, слайд № 1 («Мальчик на скрипке»)
Учился Илья с большой неохотой, и мама часто ходила с ним на концерты, чтобы он полюбил музыку.
Как-то раз они с мамой сидели очень близко к сцене и слушали сонату для скрипки.
Звучит фонограмма «Соната для скрипки с оркестром»,
Слайд № 2 – «Оркестр, солист – скрипач играет с закрытыми глазами во фраке» (60 сек)
Скрипач играл, закрыв глаза, и казалось, что перед ним проплывают какие-то удивительные картины. Все замерли, слушая прекрасную мелодию…
Все, кроме Ильи. Ему было скучно, музыка убаюкивала его…
Неожиданно он увидел свою нотную тетрадь. Ноты, словно скворцы на телеграфных проводах, сидели на тетрадных линейках. И каждая пела на свой лад: «До-о! Рэ-э! Ми-и! Ля-ля!»
Слайд № № 3 – «Ноты»
Слайд № 4 – «Скворцы на телеграфных проводах»
Их голоса соединились в красивую нежную мелодию и перенесли Илью на лесную полянку, где росли синие колокольчики и желто-белые ромашки. Илье сразу же захотелось поискать землянику, которая пряталась тут и там в траве.
Слайд № 5 – «Лесная полянка с синими колокольчиками и белыми ромашками»
Затем в звуках мелодии Илья услышал шум падающей воды.
Слайд № 6 – «Водопад»
Он побежал на этот звук и увидел водопад – настоящий водопад, а не пластмассовые горки в бассейне. На берегу лежала резиновая лодка. Илья сел в нее и оттолкнулся веслом от берега.
Слайд № 7 «Мальчик в лодке с вёслами»
Это был захватывающий спуск, от которого сердце забилось в груди, а мир стал ярче и звонче.
Но вдруг нота ля подпрыгнула, столкнула ноту до с ее линейки и стала распевать во весь голос:
– Ля-ля-ля!
Только вместо нежного «ля-ля-ля» зазвучало: «Я! Я! Я!» Лес тут же исчез, водопад высох, и Илье стало не по себе. Он оказался в воде и стал тонуть.
Слайд 7А «Мальчик в воде»
Он вспомнил, как однажды в хоре попытался петь громче всех и испортил всю песню.
Слайд № 8 «Мальчик в хоре поёт»
Нота «ля» тоже поняла, что это из-за нее все пошло не так. Быстренько вернувшись на свое место, она вновь нежно запела в общем хоре. И опять зашелестел лес,
Слайды № 9,10 – «Лес» и «Водопад»
и водопад зазвенел сверкающими каплями, и Илье стало радостно на душе…
Слайд№ 11-11А «Мальчик во сне»
Концерт окончился, и мама растормошила сына, дремавшего в кресле с мечтательной улыбкой.
Слайд 12 – «Мама и сын»
– Мама, – спросил Илья, – скажи, как мне стать самым-самым?
– Для этого надо прислушиваться к другим, сынок. Даже когда поешь сольную партию, даже когда играешь первую скрипку. Всегда помни, что ты делаешь это для всех, – и у тебя все получится как надо. Тогда ты и будешь самым-самым.
«Вот почему скрипач так здорово играл», – подумал Илья и впервые порадовался тому, что мама отдала его в музыкальную школу.
Слайд 13 «Мальчик радостный играет на скрипке»
- Наш досуг называется «Весёлые нотки». Нотки помогают создавать песни. Сначала мы пели про осень, затем новогодние песни. Впереди много других праздников. А сегодня 3 и 4 группы споют песенку про ноты, которая так и называется «Уроки музыки».
Слайд № 13 «Ноты»
Текст песни "Уроки музыки"
Наш первый урок начинаем мы
С самых трех важных нот.
Начинаются буквы с А, Б, В.
Начинаются звуки с ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
Споем все вместе: ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Хорошо, я объясню вам все проще.
ДО - нам дорог первый звук.
РЕ - решительней вперед!
МИ - не "мяу", МИ - не "му".
ФА - фантазия зовет.
СОЛЬ - соль песенки моей.
ЛЯ - "ля-ля" поет весь дом.
СИ - сильней и веселей!
Мы вернулись снова кДО.
ДО - нам дорог первый звук.
РЕ - решительней вперед!
МИ - не "мяу", МИ - не "му".
ФА - фантазия зовет.
СОЛЬ - соль песенки моей.
ЛЯ - "ля-ля" поет весь дом.
СИ - сильней и веселей!
Мы вернулись снова кДО.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
СОЛЬ - ДО!
- А теперь мы с вами вспомним основные виды длительностей. А чтобы это вспомнить, послушаем сказку.
(по мере рассказа нужно показывать изображение длительностей нот на ватмане – целую, половинные, четвертные, восьмые ноты – все они с «глазками», «ротиками» и пр.).
Жила-была большая дружная семья: прабабушка, две бабушки, папа с мамой и кто? Ребятишки! Они часто ходили вместе в парк на прогулку, И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали они считать свои шаги. Но вот беда, считать они умели только до четырёх. Думали они, думали и придумали: возле каждой циферки добавлять буковку «И». Сказано-сделано. По дороге идут ребятишки и считают шаги, шалунишки. А выходит у них вот так:
Эти ребятишки – весёлые нотки восьмые. А выходит у них вот так: как они считаются?
Выходите, девочки из 3-4 групп.
- (Счёт с хлопками на месте и по кругу).
Упражнение будем показывать простыми шагами, оттягивая носки ног. Добавим хлопки.
Папа с мамой их услыхали и шаги свои сосчитали?
А какая эта нота? Четвертная? (Считаем вместе с ними) по кругу шагами и вместе с хлопками.
Бабушки, чтоб не отставать, стали тоже шаги свои считать.
А получилось у них вот так. (
Девочки из 3-4 групп покажут, как у них получилось.
(сначала стоя на месте, в кругу, затем в ходьбе по кругу, добавить хлопки).
Тут прабабушка тихо сказала: «И я бы шаги сосчитала!» А получилось у неё вот так: какая нотка?
- Целая.
(идут по кругу)
Давайте все вместе повторим, сидя на стульчиках дети считают, проговаривая вслух и хлопая в ладоши:
-Какая нота? (целая) – дети считают с хлопками
Как будем считать? (раз-и-два-и-три-и-четыре-и)
- Какие ноты? (половинные) –считают (раз-и-два-и)
-А это какие ноты? (четвертные) – считают (раз-и)
- А самая быстрая – восьмая нота, считаем! (раз (и)- на каждый слог хлопок
Повторили.
Возьмите карточки, пожалуйста. (В это время Мажор (мальчик в русском народном костюме) и Минор (в костюме Пьеро) заходят в домик).
Звучит «сказочная» музыка
- Послушайте сказку. В давние-давние времена, в сказочной стране под названием «Ладия» в расписном домике жили-были 2 брата.
дин был плясун, хохотун, весёлый! Вот такой!
Выход Мажора под весёлую русскую\народную музыку (после исполнения танца садится возле домика).
- А другой был грустный задумчивый, звали его Минор.
Весёлый – весёлую песенку пел, унылый – с грустинкой на жизнь смотрел. И даже песенка про Новый год, ему веселья не даё т:
Из домика выходит «Минор» в костюме Пьеро. «Минор» исполняет грустную песню («Под Новый год как в сказке,.»)
- Он тихо сидел и качал головой и тихо вздыхал: «Ой-ой-ой!»
А как вы думаете, кто из них окрашивает музыку в грустные печальные тона.? Вот видите, даже песенка про Новый год у Минора грустная.
А кто любит яркие радостные тона?
Возьмите карточки и карандаши. Если услышите мажорную музыку, нарисуйте его. Посмотрите, как Мажор и Минор выглядят, на экране.
Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского
Дети рисуют Минора (или Мажора) на стульчиках, сидя перед ними на коленях
Минор играет на музыкальном треугольнике
- А ну-ка, ребята, поднимите свои карточки, кому принадлежит эта музыка?
Дети поднимают карточки.
- А почему, ребята, вы решили, что это минорная музыка?
дети отвечают
Включается фрагмент весёлой музыки («Трепак» Чайковского). Мажор играет на бубне.
Дети слушают музыку, отгадывают, рисуют, поднимают карточки
- Что можно делать под такую музыку?
дети отвечают
- Сейчас дети из 6 группы станцуют танец, который они исполнили на празднике Новогодней ёлки, а вы отгадайте, кому она принадлежит: Мажору или Минору
Танец «Бабки-ёжки» (Морозовой)
Дети поднимают карточки или отвечают
- Включается грустный красивый медленный вальс (4/4)
дети поднимают карточки или отвечают, кому принадлежит: Мажору или Минору музыка
А можно танцевать под эту музыку?
группа детей танцует «малый квадрат» медленного вальса
Включается музыка петрушек.
- Чья эта музыка?? (Мажор)
дети группы исполняют танец Петрушек
Совсем скоро- День защитника Отечества. Послушайте песню, которую исполняют дети про нашу армию.
Кому принадлежит эта песня: Мажору или Минору?
дети отвечают, группа детей исполняет марш под песню «Наша армия самая сильная…»
- Конечно, наша армия марширует под мажорную музыку!
Вот какие братья. И оба они – и Мажор, и Минор очень талантливы,
Слайд «Весёлые нотки»
- Дорогие ребята, весёлые нотки живут рядом с грустными нотками. И мажорная, и минорная музыка живут в душе каждого человека. Когда хорошее настроение – хочется петь мажорные песни, когда грустное – минорные.
Пусть вокруг нас чаще звучат мажорная музыка, и весёлые нотки помогают нам с вами преодолевать любые трудности.
Включается фонограмма весёлой песни про ноты Дети выходят из зала.